Валерий Павлов о том, что и нам пора встать на защиту русского языка

На Украине люди готовы отдавать жизни за русский язык. А что происходит с русским языком на его родине – в России, в том числе и в нашей православной Псковской области?..

Есть такая старая притча. Сидят-беседуют философ с учениками. А мимо идет путана. Говорит она философу: «Ты вот толкуешь своим ученикам о высоких материях, а стоит мне только сейчас бедром вильнуть – как они все за мной бросятся и тебя оставят!» На что философ ответил: «Да, бросятся. Ведь ты зовешь их вниз, тогда как я зову вверх, а подниматься очень тяжело».

Много труда и времени, чтобы скатиться, не надо. А вот вернуть утраченное и еще подняться – это, действительно, стоит огромных усилий. Сегодня это в полной мере относится к состоянию, до которого доведен наш великий и могучий русский язык.

Уже привычным явлением становится, когда студенты ВУЗов пишут «чу» и «щу» через «ю». Хотя правописание этих буквосочетаний – из программы начальных классов школы. В тексте студента выпускного курса можно встретить десятки ошибок на четырех страницах! Как такой молодой человек напишет романтическое послание своей любимой девушке?

Безграмотная устная и письменная речь стала нормой жизни не только в бытовом общении. С экранов телевидения, газетных страниц, Интернет-ресурсов нам щедро подают примеры небрежного, если не презрительного отношения к языку.

В начале Великой Отечественной войны Анна Ахматова написала такие слова: «Не страшно под пулями мертвыми лечь, не горько остаться без крова, и мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем навеки!»

Сегодня же наше национальное достояние беззаботно приносится в жертву сомнительной моде. (А ведь такое небрежное, неуважительное отношение к русской речи – отчасти продиктовано и презрением к своей Родине). Вот и появляются матерные выражения в театральных спектаклях. И ничего, что в зрительском зале в это время находятся дети и подростки! И даром, что в стране действует закон, который запрещает использовать такую лексику в общественных местах!

Беда в том, что молодежь принимает это как должное. Только вот создатели-то таких спектаклей о чем думают? Хотят больше понравиться зрителям? Ну так вспомним притчу о философе и путане…

Качество языка, грамотность отображает нравственное развитие общества. Или, другими словами, это - лакмусовая бумажка общественного развития. Если студенты хихикают над словом «целомудрие» - это от того, что они не знают его настоящего значения, их представления опошлены.

Так почему мы его теряем – свой родной язык? А давайте хотя бы ответим на вопрос – многие ли родители читают своим детям книжки? И не «Гарри Поттера», а еще и старые добрые детские произведения, сказки? Где она вообще теперь – отечественная детская литература, и тем более современная? Где современные Агния Барто, Виталий Бианки, Корней Чуковский, Сергей Михалков?..

Если верить исследованиям, больше половины граждан совсем не читают книг, треть – не имеют собственной библиотеки. А ведь чтение литературы, написанной правильным языком, с детства закладывает интуитивное восприятие языка. Вместо книг интеллект нашей молодежи в основном питается тем весьма ущербным познанием, которое дают телевидение, Интернет, то есть источники, которые, увы, не являются образцами культуры речи, языкотворчества. Это про советских дикторов мы помним, что от них требовалась идеальная грамотность. Сейчас уровень требовательности к журналистам и журналистов к самим себе сильно упал. Мы находимся в хаосе новостей и «новостюшек». Найти хорошую проблемную статью, в которой бы кто-то логически рассуждал и «раскладывал по полочкам» вопросы и ответы, - это сложно. Не принято во что-то вникать, вдумываться, анализировать. И это тоже налагает свой отпечаток на качество речи.

Однако я оптимист. И считаю, что язык – это система самоорганизующаяся, живая, имеющая чувство самосохранения. Ведь я общаюсь с нашими студентами, читаю их резюме. Они пишут, как трудно жили в 90-е, и что сейчас, когда жизнь налаживается, в большинстве своем они хотят очень правильных достижений в жизни – получить профессию, создать семью, вырастить детей… Не за куском хлеба уже сегодня гонятся и не за тем, чтобы «нахапать». Есть у нашей молодежи сокровенные мечты – они очень хорошие! Только среда молодежная нынче такова, что вслух об этом говорить не принято! Ведь что у нас больше всего страшно? Быть осмеянным другими!

Но раз ценности такие имеются, хотя бы в глубине души, то есть надежда, что во главу угла наша молодежь поставит достойное воспитание своих детей. А достойное воспитание без хорошего знания родного языка представить трудно.

Что может здесь государство? Ну, конечно, изменить систему преподавания русского языка. Начиная с детского садика нужно учить детей говорить правильно, грамотно, учить уважать русский язык. В школах необходимо увеличить количество часов русского языка, вернуть в программу чтения тех писателей, которых из нее повыбрасывали в последнее время. Нужно работать не для натаскивания на сдачу ЕГЭ, а на реальные знания.

Тот закон о защите русского языка, который существует сегодня, носит скорее декларативный характер. Должен быть принят другой закон – с серьезными карательными санкциями за публичные посягательства на культуру речи.

И конечно, пока все общество не задумается над тем, как оно говорит, пока это не станет стыдно - не уметь грамотно писать и говорить на родном языке, - до тех пор никакими санкциями русскому языку будет не помочь.

Забота о чистоте и красоте русской речи – дело каждого уважающего себя человека!

 

Валерий ПАВЛОВ, секретарь Общественной палаты Псковской области

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...