Жилищно – коммунальный ликбез
Мы продолжаем разговор на тему деятельности жилищно-коммунального комплекса с начальником отдела ЖКХ Управления строительства Псковской области Владимиром Хохловым. Владимир Хохлов имеет кандидатскую степень, он защищался по муниципальным финансам. И мы опять попытались задать ему те вопросы, которые могут интересовать население.
Владимир Андреевич, расскажите про муниципалитеты, что это такое за трудно выговариваемое новое слово?
Есть понятие - муниципальное образование. Есть, например, муниципальное образование город Псков, город Великие Луки, есть районные муниципальные образования. Здесь, на месте, осуществляется самоуправление в размере муниципального образования.
В чем оно выражается?
Законно избранные народом со всего муниципального образования депутаты занимаются управлением территории, формируют ее бюджет, законы принимают. У волостей в районах тоже местное самоуправление. Например, есть поселок Палкино и есть район, но волости работают по смете, и являются подразделением администрации. Там нет выбранных старост, пока их назначает Глава района как своих работников. Самоуправление осуществляется на уровне муниципального образования и на всей территории.
Почему же «муниципальное образование» - негосударственная структура в государстве?
Правовое положение муниципальных образований записано в Конституции. Держатель власти – народ. Народ осуществляет свое управление через выборы, напрямую. Через государство и через местное самоуправление. Народное управление идет тремя путями. Местное самоуправление, т.е. попросту говоря, управление на месте, осуществляется в форме муниципального образования через выборы и государственную машину. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов. «Большой гаражный кооператив» - вот логика. Соответственно, муниципалитет имеет права и обязанности. Но главная его задача - жизнеобеспечение населения. Он это и обеспечивает. Но ему могут быть поручены отдельные государственные полномочия, например, учет кадров, военнообязанных. Это поручение государственное. Но главное - тепло, вода, канализация.
А права?
Тоже есть большой перечень, но смысл такой: муниципалитет может организовывать это обеспечение, как считает нужным, но не менее госстандарта. То есть должны быть тепло и вода, но вводить в тариф уборку подъездов или не вводить, какие-то сборы делать – это право муниципалитета.
Какое отношение имеет ваш отдел государственного аппарата к ЖКХ муниципальных образований? Вот Вы сейчас, как я заметила, вертитесь как белка в колесе: туда котлы, сюда миллионы…
Мы, как Управление по строительству и ЖКХ области, должны обеспечить, организовать такую государственную функцию, как минимальный госстандарт в сфере медицины, образования, в коммунальном хозяйстве территории. Где не получается у муниципалитета, пытаемся мы найти: кто виноват, в чем причина и как помочь.
Примеры, Владимир Андреевич, пожалуйста.
Например, в Пустошке. Там центральная котельная полностью выработала ресурс и развалилась. Сейчас район строит котельную к сезону новую, за свои деньги, как и должен, но у него разом таких денег нет. Поэтому наше Управление поспособствовало, чтобы была предоставлена району бюджетная ссуда, которую он потом возвратит. Ему дали живые деньги, район организовал тендер, набрал подрядчиков и делает эту работу. Мы помогли ему со специализированной организацией, которая может выполнять функции заказчика. Помогаем, ездим туда, консультируем. Если бы это был город Псков, а не сельская Пустошка, они бы справились без нас.
А может быть так, чтобы все справлялись, и вы тогда не нужны будете?
Теоретически можно. Но когда нас больше, чем два человека, ожидать, что все справятся, когда много людей – нереально. И еще одна особенность: не мы же, не наше Управление назначаем местную администрацию, а ее избирает местный народ в соответствии с Конституцией. Поэтому он-то избирает, а контроль за тем, как справляется избранная муниципальная власть, должны осуществлять мы, государственные органы. Бывает, народ избирает тех, кто лучше работает политически, языком. Где-то новая власть пришла, а накопившиеся проблемы, оказалось, решить не так просто. Нужно умение. Вот в Плюссе…
Там какая-то дыра жилищно-коммунальная. У них всегда проблемы с ЖКХ?
Да, такая проблема есть. Как я понимаю, и власти там меняются, но традиционно слабые новые люди, не в обиду будет сказано. Они энергичные, но пока есть ляпы, а когда осознают, что сделали не так, уже время потеряли. Там и менталитет выработался у людей соответствующий. Но если туда из Порхова администрацию переставить, а плюсскую – в Порхов, то дыра будет в Порхове. И наоборот. Власть в Плюссе не смогла организовать вследствие своей компетенции нормальное жизнеобеспечение, оно слабовато. Поэтому и понятие такое прижилось – «черной дыры». Вот сейчас там баню закрыла СЭС. Надо делать крышу, но народу мыться негде. Более квалифицированная администрация не дала бы закрыть баню, можно было бы и с плесенью мыться. А пока подготовились бы и за две недели положили крышу. А теперь деньги ищут, проект делают, а народ не моется. Компетентная администрация, без сомнения, Порховская. И по мелочам, и по большому счету, кстати, срывов нет. Ведь можно поставить «китайскую задачу»
Это что?
Самим себе поставить нереализуемую цель. Например, «построить новую школу», и весь народ на это закрутить. А компетентная администрация понимает, что денег на это не будет, и просто содержит в порядке существующие школы, делает ремонты постоянно, варьирует школьные смены. И лучше не кидать такие «китайские идеи», они могут погубить администрацию. Вот и Плюсская администрация пока наберется опыта – снова выборы, могут переизбрать.
А где у Вас есть коммунальные проблемы в области?
Постоянных проблем, как таковых, нет. Возникают обычные рабочие проблемы. Вообще проблемы можно классифицировать, но вот есть одна, главная – политическая. Приход новой местной муниципальной власти – и это есть проблема квалификации. За последний год пришли несколько новых администраций в районы. Понятно, что их выбрал народ, как отличных от других, как людей, может быть, некоего высшего стандарта. Но они по-разному втягиваются в хозяйственные дела. И местная власть принципиально отличается в нашей стране от западной. У нас нет рынка коммунальных услуг. На Западе политики больше, там частные и государственные кампании обслуживают население. А у нас даже приватизированные квартиры остаются в муниципальном доме.
Получается, что организация местной жизни жестко завязана на такую структуру как муниципалитет?
Да. Работу выполняет весь аппарат муниципалитета под руководством его главы. Руководитель организовывает работу. С учетом того, что в России много завязано на местную власть и не отдано в частные руки, политики здесь в сравнении с Западом должно быть гораздо меньше. Ее не должно быть, а должно быть квалифицированное жизнеобеспечение людей на вверенной муниципальной власти территории. И сегодня муниципалитет получается практически руководителем холдинга: и тепло дает, и улицы подметает, и дома содержит. А глава муниципалитета - как руководитель многоотраслевого предприятия. И здравоохранение, и благоустройство, и медицина, и образование – все это он организовывает. И получается, что от него зависят от тысячи до несколько тысяч в некоторых районах человек, работников муниципального образования. Из-за большой хозяйственной нагрузки муниципалитет является не политическим, а отраслевым хозяйственным предприятием. Но некоторые люди идут на выборы и выступают политически, давая обещания каким-то группам, и приходят к власти по политическим амбициям, но без нужных навыков управления таким муниципальным холдингом. Так что есть проблема политических способностей и хозяйственных навыков, которая потом отражается в жизнеобеспечении населения территории. И уходит энное количество времени, чтобы получить профессиональные навыки. Вот и районы, где избираются главы: одни медленнее стартуют, другие быстрее. В Гдове пришла новая команда, которая не очень понимала, что должна делать, но быстро прошла путь осознания того, что они, по Конституции, отвечают за территорию. И неважно, какие организации занимаются теплом, главное, что власть несет ответственность. Так же сейчас и в Пушкинских горах, и в Новоржеве. Новые команды. Пришли и только втягиваются. Их квалификация не успевает пока за требованием времени. В Плюссе уже осознают, за что отвечают, хотя иногда возникает ситуация паники, когда кажется, что «все бросили». Но это чувство пройдет, когда все поймешь и освоишь методики управления. В таких условиях работают все. Если местная власть поймет свои задачи и обязанности, она научится ставить вопросы и конкретно просить, что надо: «Дайте денег на баню». Денег дали, но это можно было сказать и месяц назад.
А откуда деньги?
Из областного бюджета. Там есть перечень строек и объектов для областных нужд.
Предложения по изменению вносит исполнительная власть, в частности, наше Управление. А сессия Псковского областного Собрания решает, сколько дать и кому, что можно изменить в перечне.
А как дела в Великих Луках, коммунальная драма продолжается?
А Великие Луки у нас теперь ничего особенно не просят, справляются, пришли новые люди и начали работать. Так что, у всех получается по-разному.
А Пыталово, Невель - есть проблемы?
Проблемы есть все время, но они решаются: и котлы, бывают, не готовы, и в Пыталово, и в Невеле Главы давно работают. Громадных проблем нет.
А есть ли разница, Владимир Андреевич, между собственностью личной и муниципальной в системе оказания коммунальных услуг?
Жилищно-коммунальной разницы быть не может. Надо одинаково обслуживать и частное жилье, и муниципальное. Обслуживание собственности связано не с тем, чья она, а как она устроена. Надо одинаково выполнять техническое обслуживание, его стоимость одинакова для всех. И за вашу частную квартиру вы оплачиваете часть услуг, и за муниципальную ту же часть.
А обслуживание подъездов, лестничных клеток?
Если дом, в котором все квартиры – частные, не создаст ТСЖ или кондоминимум, то вы не можете определить порядок уборки. За вас это будет определять муниципалитет. Он устанавливает: убирать или не убирать. Вводить в тариф плату за уборку или не вводить. В райцентрах, где люди не шибко высокообразованные, в отличие от горожан, убирают лестницы и подъезды. В Москве, знаю, введена плата за уборку в тариф. Вообще-то приватизация квартиры дает вам право на кусочек лестницы, крыши, чердака. Но у нас нет таких методик разделения, регулирования своей собственности в доме.
Почему?
Мы не приватизировали полностью свой жилой фонд, где-то на 60%, и роста приватизации не видно. Вот в Эстонии такие методики есть, там все жилье приватизировано. И даже кусочек земли при доме дали на каждого. Поэтому и ТСЖ и кондоминимумы у нас не пошли по одной причине: мы все платим по-разному, кто-то не платит за коммунальные услуги вообще, а кто-то платит дисциплинированно. И если организован кооператив, с которым напрямую заключаются договоры по снабжению дома газом, водой, электричеством и т.п., а кто-то не будет платить – все будет через месяц отключено. И страдать будут те, кто платит тоже.
В нашей стране, наверное, никогда не будут все платить за коммуналку, за квартиру?
Те, кто не может платить, должны быть выселены. Но у нас нет защиты от неплательщиков. Неплательщика не могут выселить, если он имеет собственное жилье, и не могут ничего у него лично отключить, кроме электричества. Нет такой системы. В принципе нет механизма, нет закона, который позволяет человека выселить. Но муниципалитеты должны избавляться от муниципального жилья - это мировая практика.
Но как же сейчас, в период реформирования, кризисного перехода от социализма к капитализму, это делать? Ведь гораздо выгоднее жить в муниципальной квартире и не оплачивать ее.
Никакого кризиса не вижу: деревья, как росли, при социализме, так и растут, как ездят на автомашинах, так и ездят, только в гораздо большем количестве. Как были раньше трубы ржавые, так и сейчас. Никакого кризиса нет.
Но тогда почему, Владимир Андреевич, у самой востребованной обществом профессии, у коммунальщиков, низкая заработная плата, которую еще и не вовремя платят?
Дает сбой система расчетов. И еще дело в психологии. Вот в Дно открыли абразивный завод, там зарплата до 12 тысяч и работать не разгибаясь, часть рабочих ушла с завода в коммуналку. В коммунальном хозяйстве нет такой потогонной системы. Но пока общество платит за коммуналку столько, сколько платит, оно и будет получать соответствующие коммунальные услуги. Платежи к тому же идут нерегулярно. Вот система Чубайса стала высокого уровня тогда, когда заставили всех платить. И не бывает так: сначала научитесь прыгать, а потом нальем воды в бассейн, т.е. мы сначала улучшим, а потом вы заплатите. Нет, сначала нужно заплатить за то, что сделано, пусть за не очень хорошую работу. И на эти деньги, которые есть в руках, уже можно что-то улучшать. Коммунальное хозяйство будет совершенствоваться по мере того, как мы научимся за него рассчитываться. Нормальные люди не будут работать бесплатно.
Наталья Шершнева,
Псковское агенстство информации.