Три дня как на вулкане – мнения псковичей о теракте в Беслане
Анатолий Копосов, заместитель председателя Псковского областного Собрания:
Испытываю очень тяжелые чувства, все эти дни сидели как на вулкане, происходило событие за событием. Я переживал и следил, как и все. По моему мнению, было безобразное освещение событий в средствах массовой информации. Нагнетали обстановку, давали неверные сведения. Сначала 200, потом 300 жертв, потом вообще почти без жертв. Сначала пытались упросить события, потом оказалось, что это самая серьезная ситуация, страшная трагедия.
Я считаю, что случившееся говорит о безответственности силовых структур, которые отвечают за безопасность. Ведь всем известно, что приграничные регионы, Северная Осетия, Ингушетия, Ростовская область, да и Москва - это же поле боя. В связи со случившимся надо не только Министру внутренних дел уходить в отставку, но и всем кто отвечает за безопасность. Ведь трудно осмыслить, как 40 вооруженных человек смогли войти в город и такое осуществить. Необходимо вести очень тщательное расследование.
Надо обратить внимание, что и в Пскове надо внимательно следить за ситуацией, чтобы не допустить ничего подобного.
Случай за случаем, трагедия за трагедией, а у нас продолжают петь и танцевать, работают музыкальные каналы, нас приучают так относиться к трагедиям. Теперь планируют провести траурный митинг, я не исключаю, что и там, на этом митинге что-нибудь взорвут.
Сергей Павлов, председатель Совета ветеранов г.Пскова:
Нужно ежедневно бороться с терроризмом, а не только тогда когда, что-то случается. То, что творилось в Беслане в последние дни ужасно, неужели наше государство бессильно против кучки подонков. Все эти дни я следил по всем телевизионным каналам за происходящим в Северной Осетии, это действительно ужасно, России нужно принимать радикальные меры по борьбе с терроризмом.
Когда начиналась война в Чечне, говорили, что самое главное это выгнать боевиков в леса из сёл и городов, а там мы их победим. Нужно было вспомнить Великую Отечественную войну, и расспросить ветеранов, которые были партизанами. Как наших партизан немцы не гоняли, а их становилось всё больше и больше, так же и боевики в Чечне, их в леса выгнали, а уничтожить их там не можем потому, что их всё больше и больше. Именно действия тех лет и привели к тому, что сейчас в России происходят подобные теракты.
Сергей Матвеев, псковский спортсмен, участник Олимпиады в Афинах:
Если честно, я не очень следил за событиями, но в стороне не оставался. Страшно то, что с каждым годом таких вещей становится все больше и непонятно, как с этим справиться. По поводу жертв, всегда говорят, что было бы, как можно было бы избежать. Надо просто не допускать, и стараться, чтобы такого не было.
Необходимо бороться, усилить контроль на границе, перенимать опыт Америки. Это просто требование времени. Я езжу, смотрю - везде тотальный контроль. Сначала была неприязнь, но потом просто понимаешь, что это же твоя безопасность, безопасность твоих детей.
Лидия Голубева, мэр Великих Лук:
Во многих городах проходят митинги, и мы сегодня обсуждали эту тему, я выступила по телевидению, вечером будет передача. Я думаю все жители поддержат меня в том, что мы выражаем огромное соболезнование всему осетинскому народу. Особенно семьям погибших детей в Беслане.
Комментировать это с точки зрения поведения федеральных сил, МЧС и так далее - это не мое дело. Я думаю, что соответствующие службы разберутся. Я хотела бы отметить одно - в Беслане виноваты в том, что к ним приехали люди, и они были приняты на ремонтные работы в школе. И эти люди вели подготовительную работу, привозили оружие взрывчатку, очевидно они там готовили взрывные устройства и прятали их там же. То есть возникает вопрос, кто это все видел и знал и молчал. Второе - они проехали через все блок-посты, причем на такой напряженной территории как близлежащие районы к Чечне. И среди этих людей были арабы и негр, и они были вооружены. Почему их пропустили? Здесь тоже возникает очень много вопросов, и не случайно министр внутренних дел Чечни подал в отставку, не случайно сегодня Дзасохов выступал со словами извинения, просил прощения перед жителями Беслана за то, что они не смогли предотвратить эту катастрофу.
Мы должны быть все вместе. Когда были первые теракты в Москве и обрушились жилые дома, я помню, какая активность была у населения абсолютно везде. То есть люди реагировали на всех, кто входил, въезжал во двор, какие машины останавливались. Потом активность у нас как всегда притупляется.
Комментируя террористов и их действия, можно сказать только одно - тех, у кого поднимается рука на детей, причем на таких маленьких, нельзя назвать людьми. Это звери в человеческом обличии. И вызывает ужаснейшее возмущение та боль, когда показывают боевика, который клянется аллахом, что он никого не убивал и молит о пощаде, он очень хочет жить. Вот это возмущает до жути.
Исходя из всего, что я видела и слышала, имел место взрыв, то есть первым начали они - то ли нервы не выдержали, то ли нечаянно взорвали, но начали первые они. Жертв много и это печально. Я знаю, что многие со слезами смотрели на информацию по телевидению, потому что это затрагивает каждого, у всех есть дети, внуки. И это боль всего народа. При этом нельзя расслабляться. Мы должны быть сильными.
Василий Салопов, депутат Псковского областного Собрания:
Слов нет. На известные вопросы «кто виноват и что делать» ответить не могу. Конечно, когда смотришь по телевизору, как во Франции борются за своих заложников, а потом как у нас порядка 340 человек за 2 дня погибает... кажется, что что-то сделано не так и надо, чтобы было меньше жертв, особенно учитывая, что это дети. Но с другой стороны, всегда легко ругать других за то, что они неправильно делают. Чтобы судить, нужно было там находиться, а заочно говорить - так или не так, я не могу.
Дмитрий Рогозин, лидер фракции «Родина» в Госдуме:
На мой взгляд, сегодня мы столкнулись с актом террора, который гораздо страшнее, чем Норд-Ост. Российские дети пришли в школу 1 сентября, многие там присутствовали в первый раз. Придя на праздник, они попали в нечеловеческие условия, фактически в ад. Я бы не хотел сейчас делать выводов, но российская власть не должна была позволить эти действия подонков и отморозков. Я уверен, что у российской власти были данные по подготовке к теракту, они должны были быть к нему готовы. Сегодня мы столкнулись с такой проблемой, что у нас в обществе ущемляется самое главное право – право человека на жизнью Я выступил инициатором внеочередного заседания ГД, но депутаты отказались прерывать свои отпуска на Кипре. Это еще раз доказывает, каким страшным вирусом поражены все системы российской власти. На мой взгляд, единственный способ выживания для наших детей, семей, родителей и страны – это продолжит государственность России. Сейчас единственная надежда – это создать реальную организацию политических единомышленников. Именно поэтому я и мотаюсь по областям и районам страны. Я уверен, что вся политика должна переместиться из центра в регионы.
Андрей Царев, директор Центра лечебной педагогики:
Конечно, я следил за событиями в бесланской школе. Очень сильно переживал. На самом деле это огромная трагедия, так как там пострадало столько человек, столько детей.
Почему это произошло? Есть много предположений. Кто-то говорит, что захват школы – религиозный акт возмездия. Другие считают, что все это попытки развала страны. Есть и другие версии. Я думаю, что присутствуют все причины. Но какой бы ни был повод, самое главное, чтобы такие события больше никогда не повторились.
А для этого нужно, наверное, больше заниматься профилактикой таких явлений. При этом выделение дополнительных средств на вооружение и безопасность – дело второстепенное. Как работник сферы образования, скажу, что еще с детства людям надо вкладывать семена отношений, основанных на любви и уважении к другим, а не на ненависти и недоверии.
Если же ответом на теракты будет усиление вражды – цель бандитов будет достигнута.
Сергей Вертешев, ректор Псковского государственного политехнического института:
Что тут скажешь? Все настолько дико… По-человечески, это большая беда и горе. Кто-то лишился жизни, кто-то здоровья, кто-то стал инвалидом… Трудно комментировать такие события.
Люди, которые совершили этот теракт – выродки, в которых человеческим остался лишь внешний облик. Их лозунги лживые, они только прикрываются религиозными идеями. Но мусульманское духовенство от таких людей отреклось, так как подобные действия несовместимы ни с какими религиозными представлениями.
Я думаю, что события в Чечне, взрывы в Москве, события в Беслане связаны друг с другом. У них есть один общий хозяин, источник финансирования, базы подготовки террористов. Специальные люди занимаются пропагандистской работой.
Не хочется думать, что в этом замешаны высокопоставленные чиновники, но временами такое ощущение возникает, когда боевикам дают политическое убежище, прикрывают их и препятствуют выдаче преступников правосудию. Путин правильно сказал, что это кощунство, когда у России требуют предоставить отчет, почему в Беслане события развивались так, а не иначе. Подобные действия – поддержка для бандитов.
Нам нужно повышать бдительность, внутренний правопорядок, укреплять границы. Кому-то, наверное, плохо от этого, но это требование сегодняшнего дня. И не только для России. Захват иностранных журналистов в Ираке – тому подтверждение.
Валентин Иванов, первый заместитель мэра Пскова:
В очередной раз сработало общероссийское разгильдяйство. С 1993 года мы живём в другой стране, но всё ещё думаем, что живём при социализме, и государство всё за нас решит и ничего не случится. Это одна из причин теракта. У меня в голове не укладывается, как эти боевики подготовили подобный акт вандализма. Этот акт не поддержат даже исламисты, потому что убивать ни в чём не повинных детей это последнее дело. Группа в 30 человек приходит и убивает 300 человек - это ужасно. Либо наши спецслужбы на столько не подготовлены, либо мы имеем дело с какой-то страшной силой. Как будто дьявол спустился и убивает ни в чём не повинных людей.
Этот теракт - это попытка воздействовать на правительство на президента. Я испытываю и боль, и возмущение: не ужели мы такие беспомощные, не уже ли нас так можно убивать и в метро, и самолёте, и в школе. Если мы хотим жить, то должны сами обеспечить свою безопасность, должны сплотиться и повысить бдительность.
Вениамин Пинхасик, генеральный директор ОАО «Псковэнерго»:
Не нами сказано, что все золото мира не стоит слезы одного ребенка. Но это относится к человеку и человеческому обществу. У нелюдей же нет души, а значит, о каких слезах в их стаях может идти речь? В Беслане эти изверги совершили самое страшное преступление против человечества за всю послевоенную историю! Какие слезы! Впав в бесовский раж, они ни во что не ставили даже жизни наших детей. Расстрелы в упор и спину убегающих малюток, минирование малышей взрывчаткой поставили их в один ряд с фашистскими палачами. Наша многонациональная страна за свою многовековую историю пережила много горя и лишений. Сплотившись, мы сообща победим и нашествие терроризма, как победили мировое зло фашизма в далеком, но близком нашей памяти 1945 году!
Многотысячный коллектив «Псковэнерго» скорбит по погибшим в Беслане и других террористических актах. Энергетики Псковщины выражают соболезнование родным и близким людей, трагически ушедших из жизни в результате нападения террористов на нашу страну.
Иван Васильев, председатель Совета ветеранов Псковской области: Теракт в Беслане - это слабость и боль нашей Родины. Причина этого теракта слабость правоохранительных органов России. Мне непонятно, почему с Басаевым и другими боевиками встречаются журналисты, делают репортажи, но правоохранительные органы так и не знают, где он находится.
Боевики, которые взяли в заложники и убивали детей - варвары, нелюди, им не может быть прощения ни божественного, ни людского, ни земного.
Этому теракту не удалось посеять панику среди граждан России. Он ещё раз показал, что дружба между народами крепнет. Он доказал, что нам нужно объединиться.