Осуждение
Митрофорный протоиерей церкви св. Николая, что в Любятове, Владимир Попов вернулся из Томска. Священник был в Сибири, в городе, в котором когда-то закончил университет, филологическое отделение. Город праздновал свое 400-летие. Рассказывая о своей поездке прихожанам, он отметил, как в лучшую сторону преобразился город, о. Владимир был потрясен роскошью восстановленных храмов города, которые помогают возрождать и прихожане, и власть. В одном из монастырей Томска хранится частица Ризы Господней, с этой святыней местные священники с верующими горожанами и обошли город в юбилейные дни, благословляя его. Был батюшка на родине Василия Макаровича Шукшина, отслужил возле памятника писателю панихиду. Дни празднеств пришлись на время трагедии в Беслане. Архимандрит Гермоген, настоятель Богоявленского монастыря в Бийске, на одном из богослужений сравнил Россию с Антиминсом. Антиминс – плат, на котором служится Литургия, совершается претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. В Антиминс зашиваются обычно частицы мощей святых мучеников. Так вот, о. Гермоген и сказал, что Россия – это огромный антиминс перед лицеем Господа, весь - из костей мучеников, претерпевших за Россию и молящихся за нее. И в Сибири, как и в России, светские праздники были отменены, и на богослужениях в храмах все молились за невинно убиенных в Беслане. Молились и в храме св. Николая, а потом я задала священнику, по традиции, вопрос:
Батюшка, есть такой, очень распространенный грех – грех осуждения. Церковь однозначно говорит, что осуждать нельзя. А вот такое случилось в Беслане, мы не можем осуждать, выходит, террористов?
Мы, безусловно, должны их осуждать. Здесь преступление, и мы не должны в отношении преступлений не определять своего отношения. У Христа есть пример: разбойники, которые были распяты вместе с ним. Он не одобряет разбойников, и поделом им, но один из них на кресте покаялся и был прощен. А кто не покаялся, тот и не был прощен. Правило, вообще, простое сейчас: люби своего личного врага и ненавидь врага Отечества.
Но осуждение это ведь всегда оценка. Мы сначала отрицательно оцениваем человека, а потом осуждаем. Например, оценивая Сталина, мы называем его злодеем, значит, осуждаем?
Есть Десять заповедей, и преступивший их - есть преступник. Все.
А что такое грех осуждения? От него очень трудно избавиться, мы все время им грешим. Как быть?
Грех осуждения – это грех гордыни. От того, что человек берет на себя право судить: этот такой, этот сякой, этот не достоин… Это право есть только у Бога. Христианин старается воздерживаться от такого рода осуждения, но если явное преступление, то оно должно быть наказано. В противном случае, мы придем к анархии. Воздерживаться от греха всегда трудно. Не случайно монастыри ограждались стеной от внешнего мира, тогда достигалось духовное совершенство. А внутри государства совершаются пути духовного становления по мере жительства каждого человека. Государство же, как монастырская ограда, существует для того, чтобы жизнь не превратилась в ад.