Игорь Максимов: Считаю себя порядочным человеком: никого не предавал и никого не продавал
Игорь Максимов – успешный руководитель предприятия «Тепловые сети» Пскова и депутат Псковского областного Собрания (избран по партийному списку ЕР). Он нередко дает интервью, и его хорошо знают не только в Пскове. Максимову 43 года, женат, есть двое детей – школьников. Это один из немногих псковских политиков, который искренен и интересен в разговоре, не скрывает свою амбициозность, и не делает при этом «хорошую мину при плохой игре». Поэтому мы говорим с ним в такой сложный предвыборный период, когда хочется честной оценки событий, о политической жизни области.
Во власти псковской три бывших стругокрасненских главы района: Юрий Шматов, Александр Котов и Вы. В чем успех стругокрасненского землячества, вы ведь очень разные?
Мы не тянули друг друга, так получилось. Трудно сказать, почему. Но я считаю, дело в том, что мы – бывшие комсомольцы. Я был вторым секретарем обкома комсомола Псковской области, потом председателем райисполкома Стругокрасненского района. На первых демократических союзных выборах был избран всенародно, в 29 лет. Самый молодой в стране тогда председатель. Котов тоже из комсомольцев, он был членом бюро райкома комсомола у меня. А это люди с определенной закалкой, нравственными ценностями, с определенным отношением к государству и пониманием государственных задач. С Котовым мы все время вместе, мы друзья. Когда я начинал в Стругах, то Виталий Николаевич Пушкарев мне сурово сказал, что завтра вся эйфория закончится, придешь на работу в восемь утра, а тебя уже будут ждать люди и «ля-ля» закончится. Будет работа. До сих пор его слова у меня в ушах, и до сих пор пытался и пытаюсь доказать, что «ля-ля» нет. Я человек состоявшийся. В Стругах строили знаменитый военный городок, когда наши войска выкинули из Германии, Прибалтики. Я эти эшелоны принимал: военные семьи, дети в поле, в палатках. Три тысячи турок работали с утра до вечера, и надо было эту работу организовать. Ночевал в кабинете, построили городок, получил Орден Дружбы - за «выполнение специального задания правительства». Потом работал председателем Комитета по строительству в областной администрации, и теперь уже четыре года руковожу «Тепловыми сетями» в Пскове. Ну, а Котов, нынешний зам. губернатора, доказал многим, что он умный и принципиальный человек. Он умеет отстаивать свою точку зрения и открыто высказывает свою позицию. Не будет лебезить и говорить, что белое - это черное. Он же занимается муниципалитетами, самоуправлением и умеет это делать.
Вообще политика, на самом деле, это не вранье, а умение сказать правду и отстоять свою точку зрения. Но все считают что политика – это ложь.
Да. И убеждают нас, что только подлецы политикой занимаются. Я считаю, что Котов - один из немногих честных людей, и ему доверяют и Главы районов.
Вы такие все хорошие ребята стругокрасненские, но чего – то в районе не очень получается. У вас там мужиков много, вояки есть, но ездят работать в Питер, деньги зарабатывают. Или я неправильно представляю себе ситуацию?
Я не скажу, что район хуже всех. Проблемы общие для государства, для области. В Стругах работать негде.
И никто ничего не придумает?
Когда я работал, пытались сохранить кирпичный завод – градообразующее предприятие. Стал он заваливаться еще при мне. По одной простой причине – перешли на рыночные отношения, а топили завод двумя вагонами угля в сутки, кирпич стал дорогим, и его перестали покупать. Был вариант строительства газопровода, и стали строить от Пскова – в Струги. Потом началась перестройка, и оказалось, что газопровод окупится через 86 лет. Так что нужны были уже деньги за строительство, а где их взять тогда?
Получается, что в Стругокрасненском районе, как и в других районах области, надо работать, прежде всего, в сельском хозяйстве, чтобы выживать. Но мы не хотим работать в сельском хозяйстве. Там тяжело работать, а мы еще уверены, что работаем больше, чем китайские крестьяне.
Я думаю, что китайские крестьяне работают раза в три больше нас.
Мы не хотим работать на своей земле, и придется в недалеком будущем покупать импортную сельскохозяйственную продукцию и зависеть от чужих стран. Это мы пока еще пьем свое молоко, и едим свое масло и сметану до поры до времени. Перемрут последние крестьяне, что делать будем, Игорь Иванович? Люди ведь хотят жить удобно и комфортно, и не хочется работать на поле, в хлеву, на ферме.
Сейчас к ребенку, родившемуся на селе, относятся как к несчастному человеку: ты родился в деревне. У тебя нет будущего. Уходят последние учителя, фельдшеры, связи нет. Государство разорило село. Первая индустриализация выкачала людей из села, но село поднялось. Снова за счет села после войны поднялись. И в третий раз, в период «триумфального шествия перестройки» мы опять за счет села выжили. Четвертого раза не будет.
Да, если деревни не будет – России не будет.
Поэтому государство должно в первую очередь отдать сельскому жителю долги. Хоть ты - пьяница, хоть кто. Отдайте. И дайте нормальную цену крестьянину за сельскохозяйственную продукцию. Разве можно говорить о будущем деревни, если у нас бензин стоит почти в три раза больше, чем закупочная цена молока.
Государство должно отдать долги деревне за три экспроприации крестьянства. И не военным давать все деньги, ну вооружимся мы, а базы террористов у нас под боком останутся? Давать надо деревне,
То есть, если говорить о деньгах, которые сейчас пойдут в очередной раз на Северный Кавказ, где, как говорят, народ не имеет работы, то, может, подумать, о настоящей российской деревне? А то мы по телевизору видели, как жители неработающей Чечни сметали с прилавков сотовые телефоны, и не всем хватило.
Да. Я думаю, с Кавказом так жестоко не обходились, как с русским крестьянством. Там не было таких экспроприаций. Пока не будет государственной политики в отношении деревни – ничего не будет. Будем поднимать Кавказ, вкладывая деньги в бездонную бочку, а наша деревня будет вымирать, как вымирает.
Что Вы думаете о выборной системе в России: выборы муниципальные, выборы областные. Выбирают депутатов, мэров, губернатора. Мы находимся в постоянном перманентном состоянии выборов. Это нормально?
Я давно высказывал свое мнение: это бич для государства. Что такое выборы? Это деньги, это нервы, это дрязги. Вот выбираем губернатора на четыре года: полгода нормальный человек отходит от выборов, полгода готовится к выборам. Дайте эти деньги в деревню, повысьте дотацию за сдачу молока крестьянам.
Вы принимаете решение Президента об утверждении губернатора?
Безусловно. И чем быстрее это будет, тем быстрее прекратится эта «дурка». Нам говорят, что если мы выбираем – мы живем в демократическом обществе. Да ни хрена мы не живем в демократическом обществе. Избран ты - не избран, а все равно как скажет Москва. Москва решает: дать тебе денег в область или не дать. Ты избран всенародно, но решаешь вопросы ты в Москве. Пусть все будет по – честному: раз вопросы решаются в Москве, пусть Москва и назначает, и отвечает за своего. И берет на себя ответственность вместе с нами за состояние дел. Пятьдесят процентов будет зависеть от Пупкина, а пятьдесят процентов от Президента: ты за него дал гарантии, ты прислал. Все равно все зависит от Кремля. Видимо, в России сегодня иначе нельзя. Да и никогда нельзя.
Согласны ли Вы с тем, что демократическая система выборов, которую мы скопировали: Президент - два срока по четыре года (вот правда, губернаторы в США, например, избираются бессрочно, до тех пор пока устраивают своих избирателей) для нашей страны не конструктивна? И для губернаторов, управляющих территориями больше Англии и Франции вместе взятых, например, Красноярск, ограничения в четыре - восемь лет излишни?
Нам подбросили эти демократические стандарты для такой огромной, многонациональной, многоконфессиональной страны. Вот в Литве, в Эстонии, где друг друга все знают, там - да. Выборы у нас в волостях, в муниципалитетах, может быть, и возможны, и сроки в четыре года. Но губернией, государством управлять четыре года то одному, то другому – это несерьезно.
Вы читаете нашу местную прессу и что Вы читаете? И доверяете ли Вы прессе, в принципе, она Вас информирует адекватно событиям?
Начинаю день с просмотра Псковской правды, Новостей Пскова. Вообще прессе доверяю наполовину, и не считаю, что она информирует меня адекватно событию. На пятьдесят процентов заказные материалы.
Игорь Иванович, а теперь о Вашей депутатской деятельности: Вы можете оценить работу ПОС, как конструктивную? Я не очень понимаю, как работает Собрание. Помогите. Помимо бюджета, чем еще занимается ПОС, что сделало для области законодательное Собрание?
Ну, конечно, формирование бюджета. Законы принимаются. Принята программа ипотечного кредитования, создан фонд развития жилищного строительства области, и 150 семей уже приобрели жилье. Дело сдвинулось. Решаются вопросы с дотацией сельскохозяйственной продукции. Совместно с областной администрацией мы подняли проблемы энерготарифов в Государственной Думе. К сожалению, на нормальной работе Собрания негативно сказывается политическое использование депутатов.
Чьих законодательных инициатив вносится больше: депутатов или областной администрации, исполнительной власти?
Я думаю, областной администрации. В принципе, без экспертного заключения органов исполнительной власти мы не можем принять ни один законодательный акт. Даже, если есть наша, депутатская инициатива. Все прежде анализируется.
У нас в ПОС большинство депутатов – члены Единой России. И вы в том числе. Но вот в информационном поле нашей области явственно слышна оппозиция губернатору. А оппозиция - это частная пресса, представленная интересами предпринимателей, причем не наших: сенатора от Калмыкии, финансиста Провкина, бизнесмена Кузнецова, бизнесмена Брячака. А ведь именно Брячак в прошлом году в декларации о доходах сообщил, что зарабатывает чуть более 30 тысяч рублей в год. И именно этот бизнесмен недоволен бюджетом, который формируете вы, депутаты ПОС. И вот эти люди, с сомнительно приобретенным капиталом в период перестройки, когда были обобраны граждане нашей великой страны, объясняют нам, скобарям, что у нас плохая власть. Им можно верить? И я не вижу гражданской поддержки губернатора ни членами псковского отделения ЕР, ни депутатами областного Собрания. Выходит, вы - на стороне чужих? И верите, что они справятся лучше, чем Михайлов?
А Медведев с Маргеловым, наши сенаторы в Совете Федерации? Что для нас, для области сделали?
А если будете Вы – Вас там, в Москве, будут слушать?
А что они решили для области, пока сидят там? Но если будет наш местный, который здесь живет, мать его здесь, семья, когда я могу к нему подойти и сказать: сукин ты сын, что ты делаешь. Я понимаю, что, возможно, Провкин купил себе место в СФ, что ему? Калмыкия нужна? Но если вернуться к выборам, то вся эта чернуха в газетах, которых вагон, я считаю, нас опять держат за дураков. Люди и голосовать не пойдут из – за такой психологической атаки. Должна быть борьба идей. Где программы, кроме того, что «будет лучше». Где? Когда? Каким образом? В очередной раз считают, что скобари - дураки. Что их можно провести на мякине.
А нельзя?
Нет. Ну, о губернаторе скажу, что чисто технические идеи он поддерживал всегда. Я же работал под его руководством. При его поддержке было многое сделано в жилищно – коммунальном хозяйстве, строительстве. Может, не всегда достигался эффект, на который рассчитывали, но это всегда был шаг вперед. Использование местных материалов в строительстве, переход на местные виды топлива, энергосберегающие технологии, что очень важно в рынке, когда все всё считают. Надо отдать ему должное. Но в чем – то он слаб. Почему все слетелись сюда? Может, он слаб в своем демократизме, которого излишне много. Слетелись на демократическую слабину, считают, что можно свалить спокойно Михайлова. Михайлов – сильный политик, но нет у него сильной команды. Явно есть бреши, и, видимо, их рассчитывают разбить. Чисто по – человечески у него есть одна ошибка – недооценка скобарской души. Не очень он ее понял, эту особенность псковского менталитета. Есть у нас ведь свои специалисты, свои люди, которые могут работать, любят свою псковскую землю. Надо работать со своими. У нас есть местная специфика. В том числе, и административные традиции. Этот ресурс нужно использовать. На чужих рассчитывать бесполезно, все равно продадут, надо использовать свои человеческие ресурсы. А если конкретно, о губернаторе, то я уже как – то говорил: я уважаю поступок губернатора, который не побоялся и выставил свою кандидатуру на третий срок для избрания. Предложил себя народу.
Вы считаете, это рискованно?
В России все рискованно. Посмотрите, что сейчас происходит. А ведь народ у нас как считает: во всем виновата власть. Но парадоксы России в том, что власть во всем виновата и все дураки во власти, а случись чего - все бегут к власти: помоги, дай, подскажи, защити. Вот и все. Что будет на выборах, я не знаю, но желаю ему успеха, он мужественный человек. Я понимаю, под какой предвыборный огонь он попал и он это, я думаю, тоже понимает. А нашей предвыборной прессой можно довести народ до психического истощения. И можно было бы понять, если бы была борьба партийных идей. Но где она? У губернатора есть итоги работы, их можно оценить. Что у других? Пока - голяк.
Считаете ли вы, Игорь Иванович, что ЕР, которую губернатор, собственно, активно и организовывал в области, с точки зрения гражданского поведения, оставила губернатора на съедение пришлой оппозиции?
Мне вообще непонятно поведение и партии ЕР, и местного отделения. Нет внятной партийной позиции ни в решении областных задач, ни в принятии законодательных актов, нет явной позиции и относительно монетизации льгот. Партия не работает с населением: не идет в народ, не убеждает, не слушает народ. А как услышать голос народа? Как узнать его мнение? Почему решает Политсовет партии ЕР в Москве: поддержать или не поддержать губернатора? Решение должны принимать мы здесь, на месте.
Игорь Иванович, Вы считаете себя порядочным человеком?
Да. Мне так хочется думать о себе. По крайней мере, я никого не предавал и не продавал. И если что - у меня всегда есть фуфайка. Я найду работу и дело.
Наталья Шершнева
Псковское агентство информации