Приезжайте к нам в Богданово! Нет, уж лучше вы к нам!

Так уж исторически сложилось, что в России у нас любят сильных и здоровых. Все и всех, кто к этой категории не относится, стараются подальше спрятать и поскорее забыть. Обратите внимание – в Европе люди с ограниченными возможностями заняты на производстве, ведут полноценную жизнь в социуме. В России, если человек в инвалидном кресле появляется в общественном месте, все стараются отвести глаза. Так же мы отводим глаза и от областной психиатрической больницы №1, расположившейся в Псковском районе. Главный врач клиники Сергей Егорович Лобахин предполагает, что во многом на имидж этого учреждения наложили отпечаток советские времена, когда психиатрической больницей пугали, и люди шепотом говорили о неугодных – «если не посадят, упекут в психбольницу».

Мифы и предубеждения

Надо сказать сразу – колючей проволоки, стрелков на вышках здесь нет, и в смирительных рубашках никого не водят. Зато есть церковь, лечебный корпус типового проекта.

Сергей Лобахин объясняет, что больным предоставляется максимальная степень свободы, режим и график здесь как в обычных лечебных учреждениях. «Существует миф о неизлечимости психиатрических заболеваний. И он настолько укоренился, что это стигматизирует наших больных, и мы стараемся бороться с этим. Ведь налицо ряд негативных последствий после выписки из психиатрического стационара - человека неохотно берут на работу, а это усугубляет течение болезни. Ему трудно вернуться к обычному ритму жизни. И для этого требуется, чтобы проводилась реабилитационная работа с нашими пациентами».

 

Фразу «безумный человек не осознает своего безумия» можно понимать буквально, пациенты не понимают, что они больны?

 

Нет, критика к своему состоянию сохраняется, и человек знает, что он болеет, он стремится к тому, чтобы вылечиться. Поэтому нужно доверие между пациентом, врачом и родственниками, необходимо понимание. Тогда и лечение будет успешным, и ремиссия длительной.

 

Обострение некоторых психических расстройств действительно имеет сезонный характер, чаще это связано с прекращением поддерживающей терапии и неблагоприятными социальными факторами. Человек, говорящий «у меня осенняя (весенняя) депрессия», лукавит. «Человек, страдающий депрессией, никогда этого не скажет, он очень сильно погружен в себя. Это заметят его родные, близкие, но больной этого не осознает», - объяснил Сергей Лобахин.

 

Психиатрия в лицах

 

Не секрет, что наблюдается рост психических заболеваний, и тенденция такова не только в области, но и в России, и в мире. «В первую очередь, объясняется это локальными военными конфликтами в стране, высокой миграцией населения, случаями межнациональных столкновений. Все ведет к росту психических заболеваний и росту посттравматических психических расстройств». Вместе с Сергеем Егоровичем мы стали вспоминать события, которые потрясли псковичей и стали причиной психических расстройств. Кстати, одним из самых сильных глобальных потрясений для населения стало разрушение башен-близнецов в Соединенных Штатах 11 сентября и теперь теракт в Беслане.

 

Через психиатрическую больницу прошло много людей с расстройствами, страхами и депрессиями из-за проблем личного характера – несчастная любовь, конфликтные ситуации в семье. С «любовными» проблемами часто поступают молодые люди и подростки, совершившие суицидальные попытки. «У подростков цена жизни невысока. Да и послушайте тексты песен, которые звучат по телевидению – «отдам жизнь за тебя», «убей мою подругу». Это недопустимо, у подростка неокрепшая психика, он очень внушаемый, поэтому в молодежной среде большое количество самоубийств и суицидов. А для общества это плохой показатель», - пояснил Сергей Лобахин.

 

Телевидение, по его мнению, очень сильно прибавляет работы психиатрическим больницам. Потоки крови, заливающие телевизионный экран, сцены насилия, постоянная трансляция военных действий, заставляет человека жить с постоянным ощущением тревоги. Другая категория пациентов клиники – дети раннего возраста, попавшие под серьезный пресс школьной нагрузки. Родителям будет полезно узнать, что в психиатрической больнице №1 много детей, учащихся в престижных школах. «В младших классах нагрузка составляет до 8 часов в сутки. У старшеклассников – до 15-16 часов. Когда молодой человек в 20 лет призывается в армию, военные комиссии отмечают, что процентов 30 - это лица с психическими заболеваниями и отклонениями».

 

Не надо опрометчиво называть женщину психопаткой!

 

С удивлением узнала, что мужчины чаще страдают психическими заболеваниями. Дело в том, что женщины охотнее обращаются за квалифицированной помощью, а мужчины начинают топить горе в бутылке, в большинстве случаев - безрезультатно. Сергей Лобахин отметил, что психическое заболевание человек может получить в любом возрасте, но, по статистике, чаще всего, это люди трудоспособного возраста от 20 до 50 лет. Социальные предпосылки развития психического заболевания очевидны – снижение качества жизни населения, расслоение на бедных и богатых, рост разводов, алкоголизм, дети-сироты при живых родителях. «И это буквально взорвало детскую статистику, по данным Министерства здравоохранения, примерно 60-62% детей, находящихся в интернатах и спецшколах, имеют психические заболевания, зарегистрирован большой процент детей с олигофренией», - заявил Сергей Лобахин. Он с сожалением отметил, что койки психиатрической больницы №1 не пустуют. Сергей Егорович считает, что одной из немаловажных привентивных мер является профилактическая работа с людьми, которые находятся в группе риска. По его словам, к группе риска можно отнести людей с неустроенной судьбой, матерей-одиночек, детей, которые воспитывались в неполных семьях, участников боевых действий.

 

«Например, у женщины погибает муж при выполнении служебного долга. Государство выполняет поставленные перед ним обязательства - ей выделяют квартиру, выплачивают денежные компенсации. Но она остается в этой квартире в четырех стенах, одна со своей бедой. Тут как раз и нужен либо психоаналитик, либо психолог, а лучше психиатр, чтобы вывести человека из состояния, чтобы не дать уйти в болезнь. В этой ситуации лучше напрямую обращаться к психиатрам. В каждой поликлинике, в каждом районе он есть».

 

Каторжный труд не во имя, а вопреки

 

Надо признать, что персонал работает в тяжелых условиях, чтобы выхаживать наших пациентов. "И иногда рискует не только здоровьем, но и собственной жизнью. – рассказывает Сергей Лобахин о работе в Псковской психиатрической больнице. - Здание находится в аварийном состоянии. Мы проводим ремонтные работы в учреждении, но, учитывая, что с 1985 года ни разу не было капитального ремонта, идет амортизация помещения".

 

Справка: Областная психиатрическая больница №1 принята в эксплуатацию 1985 году. Она рассчитана на 510 коек и обслуживает 14 северных районов области, то есть свыше 400 тысяч человек. Клиника построена по типовому проекту, имеет диагностическую базу, технологические подсобные помещения, лечебные трудовые мастерские и теплицу, прачечную, пищеблок. В штате работает свыше 30 врачей, около 400 человек среднего и технического персонала.

 

С 2000 года врачебный состав больницы пополнился, на сегодняшний день она на 100% укомплектована медсестрами. Заработная плата, хоть и выплачивают ее вовремя, оставляет желать лучшего. Ставка санитара 600 рублей плюс надбавки - 25% "за вредность", 25% - за сельский район. У медицинских сестер немного выше. Но что самое страшное – работники психиатрической больницы не застрахованы. «Закон о страховании не принят на правительственном уровне. А у нас определенная специфика работы, были случаи нападения на персонал. Это действительность, поэтому эту проблему надо решать», - объясняет Сергей Лобахин.

 

50-60 коек стационара занимают люди, поступившие по решению суда за совершение преступлений. Они должны находиться в специализированных психиатрических больницах или местах заключения. В Богданово к ним относятся как к обычным душевнобольным. Хотя эта категория больных имеет несколько ограниченный режим, у них отсутствует право свободного передвижения по территории без сопровождения младшего и среднего персонала, и они находятся в специальных палатах под непрерывным наблюдением санитара и медсестры. Специализация палаты действительно заключается в наличии кресла для медсестры на входе в палату. Становится немного не по себе.

 

"Территория больницы охраняется, в учреждении имеются технические средства укрепления, чтобы больные не могли беспрепятственно покинуть отделение больницы. Но случаются побеги, в том числе массовые. К сожалению, это бывает связано и с тем, какие больные попадают в больницу, и насколько персонал контролирует пациентов", - говорит главврач.

 

И снова о деньгах

 

Следует отметить сразу, что больница существует исключительно за средства областного бюджета. Поэтому даже тот косметический ремонт, который удается сделать, вызывает уважение. «Все требует замены и ремонта. В связи с недостаточным финансированием проводим ремонтные работы фрагментарно. При этом мы не только выживаем, но и развиваемся - у нас нет проблем с питанием, с современными лекарствами, дезинфекционными средствами. Мы регулярно выплачиваем заработную плату в установленные сроки. Нам удалось провести большую работу по ремонту детского отделения, геронтологического отделения и ряда других. Отремонтирован пищеблок, прачечная, приобретено новое оборудование и проведен ремонт стоматологического кабинета, рентгенкабинета, физиокабинета. У нас хорошая диагностическая база. Кабинет энцефалографии, ультразвукового исследования».

 

В штате специалистов не только психиатры, но и врачи других специальностей – окулисты, гинекологи, невропатологи, поэтому больным предоставляется комплексное лечение. «Мы отошли от порочной практики – психиатр, больной, палата. Каждый пациент осматривается врачебной бригадой, куда входит целая группа специалистов, и по показаниям пациент получает лечение не только основного заболевания, но и сопутствующих. Сергей Лобахин признает, что не может похвастаться тем, что здание в хорошем состоянии. Он показывает палаты до ремонта и после.

Состояние до ремонта поражает и степенью изношенности, и полным несоответствием требованиям пожарной безопасности, и тем, что здесь приходится жить людям, причем, нездоровым людям. «Конечно, мы хотим, чтобы наши пациенты и сотрудники имели хорошие условия размещения в стационаре, чтобы помещения были отремонтированы, чтобы они соответствовали санитарным требованиям, которые предъявляются к учреждениям такого типа. И мы работаем в этом направлении – заказана проектно-сметная документация на ремонт и реконструкцию ряда отделений. В этом году нам не удалось провести в полном объеме запланированные работы. По этому поводу я обращался к губернатору Псковской области Евгению Михайлову, председателю комитета по социальной политике Псковского областного Собрания Александру Христофорову, и в наш бюджет возвратили 200 тысяч рублей. Сума небольшая, но значимая».

 

Сергей Лобахин пояснил, что когда бюджет верстается в начале года, а в середине, как снег на голову, падает повышение тарифов, лечебное учреждение терпит убытки, впрочем, как и все организации в России. «Мы вынуждены оплачивать электроэнергию, тепло, вместо того, чтобы покупать мебель, мягкий инвентарь. Поэтому из-за перекосов финансирования идет отставание от намеченного плана». При этом Сергей Лобахин заметил, что все познается в сравнении, и в нашей области психиатрическая служба держится на более-менее достойном уровне, по сравнению с Калининградской областью, Республикой Коми. «У нас больница не новая, но она соответствует предъявленным требованиям - есть канализация, набор подсобных помещений, без которых больница функционировать не может. А в других городах в приспособленных помещениях еще труднее. Отделение психиатрической больницы должно быть спроектировано таким образом, чтобы каждое отделение просматривалось, и больной был на виду».

 

«И тебя вылечат, и меня вылечат»…

 

Сергей Лобахин оптимистично смотрит в будущее. В планах больницы открытие реабилитационного отделения для подростков, которое планируют обустроить в следующем году. Больница нуждается в экспертном отделении для призывников, которые поступают на обследование в Богданово. Не все призывники имеют психические расстройства, а на сегодняшний день, попадая на тестирование, они лежат в палатах вместе с больными. Кроме этого, комитет здравоохранения Псковской области принял решение открыть специализированное отделение для лиц, направленных на принудительное лечение по определению суда. Отделение на 60 мест оборудуют камерами наблюдения, повысят техническую укрепленность. На сегодняшний день в Псковской психиатрической больнице компьютеризированы все отделения, что облегчает работу медицинскому персоналу. При повторном поступлении у врача отделения уже имеется полная база данных на больного. Так что всех нас вылечат. Ни в коем случае не приглашаю стать клиентом, но не все так уж плохо…

 

Полина Анисимова,

 

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...