Геннадий Бубнов: «Мы за десять лет прошли много разрушительных процессов, и надо больше искать позитива»
Геннадий Николаевич Бубнов – депутат Псковского областного Собрания. Ему 66 лет, женат, есть сын и любимый внук. Большая практика работы в партийных и хозяйственных органах области, амплитуда должностей от специалиста до заместителя председателя облисполкома. Хорошо образован, один из старожилов депутатского корпуса областного Собрания «демократического созыва», член фракции КПРФ. Считает, что восстановление ветви законодательной власти в нашей области состоялось, депутаты работают уже третий созыв.
Конструктивно работаете, Геннадий Николаевич?
Я могу сказать, что – да. Я работал и заместителем председателя Собрания, и возглавлял бюджетный комитет, нахожусь в курсе бюджетной, налоговой, и экономической политики области. Разногласия есть, но Собрание работает конструктивно, особенно третий созыв, т.е. эффективно.
Основная задача Собрания - формирование бюджета?
Не совсем основная, но основополагающая, потому что бюджет затрагивает все сферы жизни всех людей. Поэтому наш законодательный орган принимает разные законы жизнедеятельности в экономической, социальной сферах в соответствии с Конституцией РФ.
И возможностями региона?
Да, конечно. Наши региональные законы должны сочетаться с нашими возможностями, иначе закон перестает действовать, если механизм его реализации не разработан. Он будет мало приносить пользы, а иногда может работать наоборот.
Господин Брячак, нынешний кандидат на пост губернатора, не один год выступает с резкой критикой областного бюджета и говорит о том, что бюджет формируется таким образом, что люди умирают в области из-за непрофессионально сформированного бюджета. Вы с этим согласны?
Я не вижу здесь никаких серьезных заявлений, которые должны чем-то подтверждаться. У нас действительно сложный бюджет, но надо понимать его суть. И то, что наша область дотационная мы, хозяйственники и финансисты, понимаем это не буквально. Дотация - помощь региону, а таких регионов в России большинство, закладывается специально в федеральный бюджет и входит в систему межбюджетных отношений: федерации и региона. Консолидированный бюджет области также складывается из муниципальных бюджетов. Существуют специальные методики и принципы межбюджетных отношений. Мы над этим много работали и многого добились. И совсем не считаем, что мы здесь какие-то бедные и забитые. Абсолютно не считаем. Но со сменой строя, действительно, уровень жизни заметно упал, чего добились тогдашней государственной политикой реформаторы – радикалы первой волны. Добились полного разрушения экономической базы страны. А бюджет - зеркало экономики: какая экономика - такой и бюджет. Он у нас сейчас дотационный, и критиковать его можно целыми сутками. Есть критика, но никаких рациональных предложений, а что-то сделать по-настоящему век целый теперь нужен. У нас в предвыборную кампанию много «спасателей» появилось, которые хотят спасти нашу область, они должны все уйти восвояси. Откуда пришли - туда и уйти. Есть у нас и местные, наши, которые тоже хотят порулить. Но мы не можем должность Главы Администрации области, которая, как говорится, расстрельная, должность очень сложная, великая и ответственная, превращать ее в место «порулить». Хотят порулить, а понятия не имеют, что это такое. Зачем же издеваться над нашими избирателями. Эта должность - должность хозяйственника и политика. И руководить регионом - вопрос принципиальный и непростой. Повторяю, от «спасателей» мы ничего конструктивного пока не видим. И опыт показывает, пока есть стабилизация, мы должны спокойно продолжать дело и делать то, что можно сделать. Мы занимаемся, как законодатели, многими вопросами, и принимаем, прежде всего, те законы, которые нужны большинству.
Есть люди в Собрании, занимающиеся лоббированием личных интересов, Геннадий Николаевич?
У нас сейчас в Собрании много профессионалов, это наши люди, они выросли среди нас и живут рядом с нами. К сожалению, решают иногда деньги. СМИ помогают, выполняя определенные обязательства, и раскалывают общество.
Сейчас, Геннадий Николаевич, формируется депутатское Собрание по партийной системе. Можно ли говорить о политизированности Собрания, это объективная реальность?
Я должен сказать, что наш законодательный орган еще и представительный. Собрание представляет разные слои населения. Каждый хозяйственник должен быть политиком. Здесь ведь не только спецы сидят и пишут законы, но они не могут не опираться на исполнительную власть, которая претворяет в жизнь и организует исполнение законодательства. И законодатели должны конструктивно работать с исполнительной властью, которую представляет Глава Администрации. Но Собрание, как представительная власть, представляет также интересы разных людей, и депутат уже политик, потому что выражает интересы каких-то групп населения. Идут дискуссии, профессиональные, технические, партийные. Есть депутаты, лоббирующие интересы определенных групп, и это тоже втягивает в дискуссию. Поэтому Собрание не может не быть политизированным. Но оно должно быть политизированным в меру. Чтобы политика не превалировала в решении проблем общества. Если законодательное предложение внесено членом не твоей партии, обязательно надо препятствовать, возражать, но если предложение конструктивно, то партийные интересы не могут быть выше интересов людей. Мы не можем все время быть против, если наши политические противники вносят конструктивные решения, которые идут на пользу большинства. Мы должны допускать компромиссы. А это всегда вопрос политики.
Верят ли слову политика, или можно лгать и не выполнять данного слова, обещания?
Скажу единственное: иногда жизнь заставляет изменять слову, но сейчас лгут так, как не снилось тому строю. Извиняться политикам? Что-то в практике этого не наблюдается.
Вы согласны, Геннадий Николаевич, с частной прессой, которой владеют предприниматели, что живем мы в безнадежной области, и наш губернатор Евгений Михайлов этому способствует? Попробуйте ответить без партийных условностей, т.к. известно, что Вы член КПРФ, а губернатор – член "Единой России".
Да, эти «спасатели», у них достаточно пиара, чтобы критиковать со стороны.
Гораздо больше, чем у губернатора.
Они принимают меры для того, чтобы и центральные СМИ, и наши местные по очернительству соревновались. Распущены слухи, что в области все плохо. Ну, что я могу сказать? Тот же телеканал московского правительства показывает ряд передач, кто-то заказывает эту музыку, и люди в Москве, не зная области, думают, что область такая, губернатор такой. Почему мы такому полосканию подвергаемся? Кому-то это надо, видимо, тем, кто хочет порулить. Мне стыдно. Поэтому я даже вынужден был ехать на съемку к Караулову («Момент истины»). Сколько можно смотреть, как поливают область. Тот же алкогольный вопрос стоит десять лет, а был наведен порядок в производстве и реализации алкогольной продукции. И я поддерживаю Главу Администрации: все правильно было сделано. Тогда наша область была последняя на Северо-Западе, которая не производила своей алкогольной продукции, что было делать необходимо для наполнения областного бюджета. Если бы мы не производили, то другие бы это делали. Рынок был такой. Мы в этом были не первыми. И Глава Администрации проводил политику на федеральном уровне в пользу монополизации алкогольной продукции государством. Мы, коммунисты, вообще за государственную монополию алкоголя. Но монополия была разрушена, и Глава поднимал вопросы на правительственном уровне вопросы изменения акцизной политики. И когда изменения произошли, наш местный закон перестал работать. По этому поводу дискутировать нет смысла: правильно - неправильно. Тем более сейчас совсем другие проблемы. Мало, кто употребляет магазинную продукцию, пьют самогон, бытовые жидкости. И никто это не анализирует. А это проблема сейчас всей России. Но наряду с развитием алкогольной отрасли должны развиваться и другие, должны быть приоритеты, вот в чем вопрос. У нас сельское хозяйство настолько загнано, что нужно много Михайловых, чтобы что-то сделать.
У нас в магазинах есть наша местная молочная продукция. И молочное производство у нас приоритетно в сельском хозяйстве. Но сельское хозяйство - огромная проблема. Вы – законодатель, Вам легче объяснить Президенту это?
Сельское хозяйство у нас ведь все знают. Все знают, как там работать. И это такая тема, которая позволяет и знающему, и незнающему вмешиваться в это дело. Должна быть государственная политика сельского хозяйства. Уже два поколения прошло, которые и у станка не стоят, и мотыгу в руки не берут. До тех пор не заработает агропромкомплекс, пока не будет целенаправленной кредитной, финансовой, экономической политики, которая уже давно разработана и в нашем мире, и в не нашем. Но нами, к сожалению, правят извне. И пока будут править извне, ничего не получится. Еще наш классик говорил, кажется, Иосиф Сталин: если нас там критикуют, значит, мы идем правильным путем. Надо прекратить разговоры о сельском хозяйстве: кто-то там накормит. Никто нас не накормит, кроме нас самих. Необходима государственная сельскохозяйственная политика. Но если бы мы не проводили приоритетную политику в законодательстве на местном уровне, еще было бы хуже. Может, не все мы делаем, но делаем много. Та же потребкооперация, которая держит село. Мы все делаем для того, чтобы и исполнительная, и законодательная власть оказывали помощь сельскому хозяйству. И это надо приветствовать. Мы выделяем средства из нашего скудного бюджета для поддержки села, и даже, чего раньше и не снилось, даем за счет областного бюджета технику в аренду селу, чтобы они хоть корма заготовили. Даем для того, чтобы поддержать молочное животноводство. Надо в этом отдать должное законодательной и исполнительной власти, в поддержке экономических приоритетов в области. В этих условиях делается все возможное и даже больше, чтобы мы не стояли и чуть-чуть двигались вперед.
Так наша область такая, какой рисует ее оппозиционная пресса? И такой же губернатор? Вы же с ним работаете, знаете Евгения Михайлова?
Вы хотите, чтобы я сказал- хороший или плохой? Что Вы хотите услышать?
Я хочу услышать Вашу точку зрения гражданина и депутата.
Я уже сказал, что я абсолютно не согласен с этой прессой. И повторяю: пусть пошли все туда, откуда пришли.
И традиционный вопрос, Геннадий Николаевич: каково Ваше мнение о замене льгот денежными компенсациями?
Я отношусь отрицательно. Есть такие понятия: льгота и компенсация. Компенсация должна соответствовать льготе, и если бы это было возможно, и я бы не знал положение дел с областным бюджетом и в экономике страны, где уже новый бюджет Правительство составляет, я бы согласился: правильно. Льготников развелось столько категорий, что даже страшно. Но чтобы эти льготы заменить истинной компенсацией, не один бюджет страны нужен. И просто говорить людям, что мы компенсируем вам деньгами, это говорят те, кто не понимает этой проблемы. А кто понимает, тот не может уверенно обещать. Нет правды в этом деле. Должно ведь все учитываться в денежной компенсации: и ценообразование, и инфляция, и рынки, а у нас рынок - стихийный базар, а не рынок. Кто же против компенсации? Сделайте, как следует. Но когда последнее завоевание социализма, советской власти – льготы - исчезают, то это вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Я считаю, что мы спешим с этим. Надо сначала упорядочить проблему. Опять же получится как: мы хорошие наверху, а вы здесь, плохие будете. Ведь основная часть пенсионеров - ветераны труда, те, кто поднял из руин нашу область, будут обеспечиваться денежными компенсациями из областного бюджета, а откуда нам деньги взять? Сможет Михайлов дать из бюджета? Не сможет. Они формально будут заложены федерацией, но фактически пойдут из области, а у нас денег на это нет. Отвечать будем мы.
Геннадий Николаевич, есть что сказать в заключение Вашего интервью?
Я считаю, надо думать нам сегодня не только «как выжить», а чтобы люди лучше жили. И для этого важно работать в согласии, пусть в относительном, но конструктивном. Мы за десять лет прошли много разрушительных процессов, и надо больше искать позитива. Если мы будем все взвешивать правильно, то мы придем к выводу, что нам нужно идти вперед. Хотя все это не так просто.
Интервью записала Наталья Шершнева,
Псковское агентство информации.