Человек на своем месте
Третьего октября исполняется 60 лет отцу Олегу Тэору, настоятелю псковского храма Александра Невского.
В свои 60 настоятель успевает совершать множество дел: и церковь на родине святой княгини Ольги в Выбутах восстанавливает, и воспоминания о старце Николае собирает, и паломников принимает, и архив погибших воинов-десантников создает. Как говорят люди, хорошо знающие его, для отца Олега не существует мелочей. Каждое дело важно и должно быть выполнено хорошо, на совесть.
Кто сталкивался с настоятелем храма Александра Невского, знает об энергии этого человека. Иван Цецерский, начальник Дома офицеров, депутат городской Думы рассказывает, что день о. Олега начинается в четыре утра и заканчивается в двенадцать, а то и в час ночи. Командир 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Станислав Семенюта тоже удивляется расписанию рабочего дня батюшки и гордится тем, «что у нас есть такой священник, который своими добрыми делами известен далеко за пределами Псковской области».
Но, несмотря на такую напряженную работу «многогранность его внимания подкупает. Нельзя сказать, что он в чем-то невнимателен. Я думаю, что таких людей в нашей светской жизни нет. Помню, в мой день рождения, семь лет назад, меня пригласили на телевидение. Освободился я уже около одиннадцати. Прихожу домой, открываю дверь… а там батюшка сидит со своими помощниками… Пришел лично поздравить. И это при такой колоссальной загруженности», вспоминает Иван Николаевич.
Когда в феврале 2004 года на годовщину гибели шестой роты 104 полка мы были в Брянске, откуда родом пятеро погибших десантников, оказалось, что о. Олег каждый год высылает их родителям открытки со словами поддержки. «Такое впечатление, что он один о нас помнит», - сказала тогда Лидия Ермакова, мать Героя России Олега Ермакова.
Валентина Гривина, отвечающая в дивизии за взаимодействие с храмом Александра Невского, рассказывает об о. Олеге такой случай: «не так давно ездил из Пскова в Печоры автобус и возил паломников. Платил кто сколько мог, но за рейс благословили брать только тридцать человек. Однажды люди, которые записывали желающих, ошиблись, и за день до отъезда оказалось, что в списки внесли пятьдесят человек. Я сразу побежала к о. Олегу: «что же делать?». Он сказал: «Иди и помолись. И я тоже помолюсь». В день отъезда к автобусу пришло ровно тридцать человек. Вот такая вера и молитва у батюшки».
Мало кто знает, что именно в церковь Александра Невского уже давно ходит один мусульманин. Он участвует в православном богослужении, но вместо крестного знамения совершает характерное движение руками, напоминающее омовение лица.
Как человек верующий, о. Олег рассказывает о себе очень немного. От него самого удалось узнать, и то не без труда, лишь то, что мать его в начале Великой Отечественной войны жила в Пскове. Но сам он родился в эвакуации на Волге. «Я с детства любил ходить в церковь, прислуживал в храме. Рукоположили в священники меня в 1970 году в Троицком Соборе, а еще раньше в диаконы в Печерах. Немного служил я в Дновском районе, в Печерах, но в основном в Троицком Соборе», - рассказывает о своем духовном пути настоятель церкви Александра Невского.
Есть между церковью, верой в Бога, и военной службой что-то общее. Там и тут люди ходят не на работу, а на службу, там и тут призваны они служить не себе, а окружающим. Церковь есть братство, армия тоже своего рода братство. И, наверное, никто, кроме священников и военных, да пожалуй, еще врачей, не осознает, насколько ценна жизнь человека и как тонка грань между ней и смертью.
Отец Олег, почему Вы служите именно в воинском храме?
Я с детства уважал людей в военной форме, очень хорошо к ним относился, а потом случилось так, что меня поставили служить в храм Александра Невского.
Церковь часто упрекают в том, что она благословляет на войну. Что Вы можете сказать об этом?
Мы благословляем не убивать. Для верующего человека это не просто благословение, это еще и особая ответственность за будущие поступки.
Мы благословляем защищать людей, чтобы они могли спокойно жить, невинных людей всегда нужно защищать. Ведь посмотрите, в Чечне воюет много граждан из других государств. Их цели чужды и Чечне, и всей России.
Сейчас много говорят о возрождении армии. Что, по-вашему, нужно для этого?
Для укрепления армии нужна, конечно, духовная сила, духовное понимание мира. Еще нужно, чтобы человек знал, что он нужен своей Родине, своей семье.
Отец Олег, сейчас усиленно ищут идею, которая могла бы спасти Россию, вывести ее из того положения, в котором она сегодня находится. Что, как Вы думаете, может изменить ситуацию в России?
Соблюдение заповедей Божиих. Это в первую очередь. Человек должен быть благочестив, трудиться хорошо. Тогда можно жить при любой системе. Раньше у нас монархия была. Она могла бы быть и сейчас. Если человек на своем месте, добросовестный, то хорошо будет всей стране. Нужна добросовестность, порядочность, честность.
Большое влияние на жизнь и взгляды о. Олега оказало тридцатилетнее знакомство со старцем Николаем Залитским. «Это был очень скромный человек, благочестивый, молитвенник великий, правдивый. К нему приходили люди с самым разным образованием, из разных сословий. Когда люди нуждаются, Господь посылает им старцев. Так всегда будет».
Материал подготовил
Константин Шморага,
Псковское агентство информации.