Жизнь как колбаса, или Гиганты псковской торговой индустрии

Мы живем во время перемен, время перехода из одного политического состояния государства в другое. Кто-то в этом времени уже родился и живет, и для него нет в сегодняшнем дне ничего особенного, а кто-то, и их пока большинство, не может принять новый капиталистический образ жизни, и не в силах понять, что на дворе другая эпоха – эпоха перемен. Эпоха перехода от коллективного труда и общей радости, или горя к труду  капиталистическому, частнособственническим интересам и личному безграничному счастью накопления, или горю разорения. Наше советское общество сначала разделилось на богатых и бедных, надо сказать, что при этом сохраняется некоторая относительность данных состояний, а потом разделилось и по своим политическим пристрастиям. Демократия расколола Россию. Приметы и знаки демократических перемен бросаются в глаза. Превалирует визуальная культура общества массового потребления, которая сейчас интенсивно формируется, кричит о себе  витринами магазинов, уличной и телевизионной рекламой. Человек медленно, но верно превращается в товар, и не только как рабочая сила, но и как предмет сексуального удовлетворения. Одежда становится ярко – кричащей, женщины перекраивают свое тело, вожделея оставаться вечно молодыми, обувают «саблезубую» обувь с длинными острыми носами, свидетельствующую не столько о модной фишке, сколько о накопленной агрессии и неудовлетворенности. А центр жизни общества  переместился из Домов культуры и кинотеатров, как это было раньше, на базар. Концентрация жизни  происходит в Магазине. Магазин теперь не только место работы, но, зачастую, цель и смысл жизни. Еще немного и, кажется, продавцов станет  больше, чем покупателей. И однажды им придется самим одеться в свои блестящие одежды, которые они продают, пользоваться своей бытовой техникой, и есть свою просроченную колбасу. И станет явью почти библейское: «и будете продавать, но не будет покупателя».

Общество массового потребления, когда  народ превращается незаметно для себя в жующую и пьющую массу с единственным желанием – расслабиться, переживает торговый апокалипсис. Все меньше любви к ближнему, и все больше любви к колбасе. И отнюдь не случайно любимым словечком молодежи стало слово «колбаситься». Когда-то мамы и папы мечтали о вкусной колбасе, а дети теперь колбасятся.  Вот такая получается колбаса, т.е. жизнь.

Псков не остался в стороне от торгового бума, что вызывает предмет особой гордости мэра. Мэр, простодушный человек, полагает, что наличие магазинов и сверкающих витрин  в городе и есть признаки Европы. Такой первичный «половой» признак европеизации. И позиционирует себя мэр Хоронен - мэром  европейского города Псков. Мэр прав. В городе действительно много магазинов, они становятся преобладающими в городском пейзаже, формируя новый Псков, в котором все меньше и меньше остается от древнерусского города. И если раньше Псков был промышленным городом, и инженерная интеллигенция была ведущей социальной  группой Пскова, то теперь основная  социальная сила города – это продавец, даже если имя ему - менеджер. В Пскове вы ныне можете увидеть ряд гигантов торговой индустрии. Гигантов в прямом смысле слова,  и по огромным площадям, на которых они располагаются, и потому, что все они, эти супермаркеты и базары, возникли на месте бывших флагманов промышленной индустрии СССР.

Кстати, по росту объемов промышленного производства Великие Луки за 9 месяцев обогнали Псков более, чем в 30 раз. И это не просто цифры, это – диагноз состояния промышленного производства в «европейском» Пскове. А в обычном городе области Великих Луках, где населения почти в два раза меньше, чем в Пскове, рост промышленного производства за три квартала 2004 года составил 33 %,  в Пскове этот рост  всего - 0.4%.  Значит, городская власть Великих Лук работает гораздо эффективнее мэра Пскова и его команды, которые явно преуспели в одном – увеличении торговых площадей Пскова. Рост промышленного производства Псковской области составил 8%. И данный  показатель выше среднероссийского, где эта цифра составляет 6%. Так что  основная составляющая в 8 % приходится на Великие Луки, хотя помощь предприятиям,. попавшим в тяжелое финансовое положение, областной администрацией оказывается  целенаправленно и планомерно двум городам области – Пскову и Великим Лукам. Результаты есть только в Великих Луках. А в Пскове вот такие:

 

Торговая галерея магазинов – гигантов Пскова.

 

  1. Завод Псковавто, выпускавший автотранспорт для  области, который успешно эксплуатировался на сельских дорогах, а также для перевозки  рабочих предприятий в городах и районах. Ныне на территории завода большой рынок и магазин.
  2. Псковавто – проходная с рекламой заводской продукции: мебель и стальные двери.
  3. Псковавто – модуль – супермаркет
  4. Псковавто – один из первых псковских центров клубной жизни «Ягуар». Клуб располагается в примитивном и убогом бывшем жилом доме, приспособленном когда-то под заводские корпуса Псковавто.
  5. завод Псковхимлегмаш, выпускавший  мелкосерийные модели  производственного машинного оборудования (ткацкое производство) для легкой промышленности – ныне вертеп досуга и отдыха псковской молодежи; в бывших цехах располагаются торговые центры.
  6. Псковхимлегмаш – заканчивается  реконструкция большого заводского корпуса  (Иркутские казармы) под гигантский супермаркет «Максимус»
  7. АТС - завод автоматических телефонных станций. Вверх по лестнице, ведущей вниз. Лестница в торговые залы.
  8. АТС  -  пустота и тишина музея в торговых  залах бывшего завода.
  9. АТС  -  территория ждет будущий магазин в «Доме торговли» АТС.

 

Данные заводские корпуса, представленные в нашей галерее, как магазины, располагаются на центральной оси городских проспектов Октябрьского – Рижского, улицы Я.Фабрициуса. Это бывшие, акционированные в перестроечную революцию, заводы. Псковхимлегмаш – старейшее предприятие Пскова, АТС и Псковавто - заводы  постиндустриального периода СССР.  Располагаясь в центре Пскова, они, наверное, были обречены на «перестройку». И, конечно, лучше иметь в центре города магазины, чем  заводские корпуса, особенно, когда на них выщерблена штукатурка, а заводские окна смотрят на свет Божий пустыми глазницами рам. Но не это явилось главной причиной такой трансформации: перехода промышленного производства - в торговое. Просто настало время прибыли, а быстрее всего она получается на продаже. Поэтому, кто у нефтяного крана – продает нефть, кто стал владельцем заводов -  продает заводы. Время беспощадного посреднического  производства. Продать гораздо легче, чем строить, создавать. И, скучающая за прилавком продавщица, в пустом магазине – это лицо нашего времени. Времени демократической свободы продажи, когда продавать можно все. И каждый имеет на это право. В зависимости от того, что у кого есть: у кого нефть, у кого завод, у кого совесть. С последней все и начинается. Можно предположить, что торговый бум в Пскове случился не только с легкой руки владельцев псковских заводов, но и городской власти.

Такая вот скобарская правда. Наташа Богомолова

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...