Неиспользованные возможности

Сто лет назад классик английского юмора шутил, что даже в глухой провинции дотошный турист всегда отыщет, по крайней мере, две достопримечательности, с которыми стоит познакомиться - это местное кладбище и местный краеведческий музей. Много что изменилось, по-видимому, за прошедшее столетие, потому что современный турист вряд ли всерьез заинтересуется традиционными экспонатами маленького районного музея. Тем более он не поедет туда за сотни и тысячи верст.

Однако уже давно доказано на практике, что и очень небольшие музеи, даже в деревне, могут быть серьезными объектами для туризма. Пример тому – наши соседи эстонцы. В отличие от России, Эстония не может похвастаться наличием музеев с мировым именем, таких, например, как Русский музей, Эрмитаж, Третьяковка… Но сейчас эта маленькая, по российским меркам, страна переживает не то что подъем туристической отрасли, а настоящий туристический бум.

Там нашли чем заинтересовать обеспеченных американцев, европейцев, японцев, да и наших соотечественников. Они поняли, что людям интересны, в первую очередь, не суперсовременные объекты, не застройка XIX – начала XX веков, которых завались почти в каждой стране, а историческая атмосфера, традиции, истоки той или иной культуры. Вот и стали эстонцы придумывать новые формы привлечения туристов: стали создаваться музеи одного предмета, музей одного исторического события. Интересно, что несмотря на все сложности в отношениях властей Эстонии и России, именно наши западные соседи предложили недавно своим псковским коллегам создать музей Ледового побоища. Событие, несомненно, давно заслуживает того.

Но особенно популярны сейчас в Эстонии этнографические музеи-комплексы. Это, в первую очередь, частные туристические хутора, с традиционными для данной местности постройками и образом жизни, старинным инвентарем и кухонной утварью. Самое притягательное в них то, что там можно жить, так сказать, окунуться с головой в историю. Потому и от своих, и от иностранцев отбою нет.

В том, что дело это ничуть не менее перспективно и для нашей области, еще несколько лет назад убедился создатель и хозяин одного такого частного музея в Печорском районе Геннадий Глазов. «Пчелиный хуторок» – так называется детище Геннадия Васильевича, самый настоящий хутор, какие сохранились еще на западе Псковщины. Дом с постройками начала – середины двадцатого века обнесен таким же, как и в старину, плетнем. Вдоль ограды выстроились, пожалуй, самые крупные экспонаты музея – деревянные деревенские сани, разные брички, повозки и шарабаны, на которых ездили наши предки еще в позапрошлом веке. Главная достопримечательность этого места – пасека, на которой разместились не только настоящие ульи самых разных, в том числе и собственного изобретения, конструкций. В сезон на «Пчелином хуторке» можно посмотреть и на сам процесс выгонки меда, увидеть жизнь пчелиной семьи. Большая мечта хозяина хутора – построить медоварню, где бы можно было варить настоящий, как в старину, мед.

Геннадий Глазов убежден, что наш родной, национальный колорит притягивает не одних только иностранцев. Наверное, утолив голод по заграничным землям, наши люди сильнее стали интересоваться собственной страной – потянуло на свое, исконное. Отечественные турфирмы констатируют: в последние два-три года большими темпами развивается внутренний туризм.

Но если в той же Эстонии значительный приток туристов явился следствием политики государства по созданию новых объектов и соответствующей инфраструктуры, то в России все происходит исключительно благодаря частной инициативе и за свой счет.

На Псковщине давно объявили, что развитие туризма – одно из перспективных направлений экономики области, однако гостям кроме псковского Кремля, Печерского монастыря, Пушкиногорья и еще пары-тройки объектов показать пока нечего. «Ну что, возят людей только к этим стенам. Человеку же интересно посмотреть на «живые» традиции, а мы этого показать не можем. И не потому, что нечего, а потому, что нет настоящей государственной политики развития туризма, которая бы охватывала все направления", - уверен Глазов.

Вот в Эстонии, когда создавали свой сельский туризм, выявили две-три сотни людей, которые могут потенциально заинтересовать гостей, выделили значительные средства, чтобы они смогли привести в порядок свое хозяйство. Потом выбрали из них пять десятков самых лучших, теперь на них держится эта отрасль туристического бизнеса», - говорит Геннадий Глазов. 

В областном информационном туристском центре мне сообщили, что сельский туризм в области развит слабо и, если меня интересуют народные традиции «живьем», то показать почти что нечего, разве что «Пчелиный хуторок» Геннадия Глазова, да и туда возможна лишь экскурсия: «Вам лучше позвонить в турфирмы, у них информации больше». И дала мне почти десяток телефонов туристических агентств.

Между тем, показать Псковщине есть что. По словам Геннадия Глазова, в деревне Сигово, к которой «приписан» и его хутор-музей, всего пять домов. Три из них – частные музеи. «Это смешно, что в Псковской области показывают всего несколько объектов. Ведь можно много чего еще показать. Хотя бы наши достижения в сельском производстве. Вот фермерское хозяйство «Витязь», туда давно уже можно иностранцев возить. Там такие урожаи морковки получают, что можно сравнивать с Европой. А вкус гораздо лучше. Или вот был я вместе с делегацией управления сельского хозяйства области в Финляндии. Там на селе – сплошной евростандарт. У них старины почти не осталось. А у нас ее пока много», - рассказывает Геннадий Глазов.

Старина у нас, действительно еще осталась. И похвастать вроде бы еще есть чем. И спрос, кажется, на наши достопримечательности пока есть. Только вот туристический маршрут за многие годы изменился мало: Псков – Печоры - Пушкинские Горы.

Константин Шморага,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...