Осторожно – клевета!
Предлагаемое вниманию читателей Интернета письмо в ПАИ передали священнослужители. В связи с чем редакция ПАИ должна сказать, что средствам массовой информации, не гнушающимся ради политических предвыборных целей использовать Церковь, надо понимать, как это опасно делать. И ситуация с о. Павлом Адельгеймом - тому пример. Ложь газеты, использовавшей имя о. Павла, усугубила и без того сложное положение священника, принесла большой вред и ему и его пастве, и тем, кто читает эту газету. Газета также попыталась скомпрометировать Псковскую Епархию.
В газете «Московский комсомолец» за 29 сентября - 6 октября 2004 года была напечатана статья под названием «Хоть святых выноси!», направленная против нашего Высокопреосвященнейшего Владыки Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского, и всего православного духовенства. В данной статье говорится о некоем «падении церковной культуры», «внутрицерковном конфликте», «гнетущей неправедности современной Церкви», о том, как Владыка Евсевий «открыто преследует священников Псковской епархии». Причем, автор статьи не имел даже смелости указать свое подлинное имя. И, оставаясь в тени псевдонима Ивана Шмелева, он хотел казаться убедительно «правдивым» защитником простых верующих. Хотя он и называет себя «православным», утверждая, что «не нам православным судить …», для него православные верующие – всего лишь «толпы зевак, внимающие культу». Разве возможно, имея такую «любовь» к народу, защищать его интересы? Скорее всего, этот «православный» автор получил, подобно предателю Иуде Искариотскому, полагающиеся сребреники и их в должной мере отработал.
Какова же истинная причина написания подобной статьи? Она, быть может, не столь ясно выражена, но все же читается между строк. Следует заранее сказать, что Владыка Евсевий часто высказывал благодарность ныне действующему губернатору Псковской области Михайлову Евгению Эдуардовичу за оказанную им помощь Псковской епархии. И поскольку наш Владыка пользуется большим уважением и любовью среди верующих и даже неверующих жителей области, отдельные лица, видимо, стали опасаться за успешность выборов в губернаторы. В скором времени появилась данная статья, кричащая на весь мир о том, что после «крушения советской системы Русская Православная Церковь быстро заняла место идеологического отдела ЦК КПСС», что «обычной практикой православных Владык стали требования подношений, угрозы перевода или запрещения, или просто насильственного изгнания из прихода неугодного священника».
Слово православного священника и тем более Архиерея имеет в нынешнее время большое значение. К этому слову прислушиваются, этому слову верят. Именно поэтому псевдо Иван Шмелев и пишет о том, что «стоит хотя бы немного близко пообщаться с приходскими священниками и с членами их семей, чтобы убедиться в какой-то гнетущей неправедности современной Церкви». Странно, с какими же это священниками и членами их семей он столь близко общался? Нет сомнения в том, что сам псевдо автор об этом ни за что не станет говорить. Для него общие слова и выражения типа «не станем еще раз называть имен тех, кто хотел бы пригвоздить к позорному столбу своего единоверца» являются нормой.
Для редакции «Московского комсомольца», судя по всему, нет различия в том, что писать, плохое или хорошее, лишь бы привлечь внимание к своему изданию. Таков, увы, закон этого жанра в современном мире, где жесткая конкуренция подстегивает газетчиков иметь крайне «гибкую» совесть. Жизненный же опыт многих людей говорит о том, что в данной газете пишется большей частью недоброе, которое, вследствие греховной испорченности человека, вызывает наибольший интерес. Организаторов «Московского комсомольца» совершенно не волнует, что несет их газета читателю - добро или зло, мир или вражду, истину или ложь. Главное – повышение тиража.
Статья «Хоть святых выноси!» в своей сущности коренится на том зле, которое посеяно книгой отца Павла Адельгейма под названием «Догмат о Церкви». Эта книга не была принята церковным сознанием, хотя, по утверждению самого отца Павла, она писалась для «церковной пользы». По своей сути данный труд оказался совершенно антицерковным. И тот факт, что на него опираются и ссылаются лишь враги Церкви и Православия, порочащие и очерняющие епископат и духовенство, говорит о многом. Кому же книга принесла в таком случае пользу? Ответ прост.
В вышеупомянутой статье пишется, что отца Павла «на соборные праздники не зовут, официально игнорируют», а это, конечно, обидно. Но что можно сказать о человеке, который сам себя отлучил от братского общения? Даже после всей грязи, которую отец Павел вылил на церковную иерархию, Владыка Евсевий не предпринял никаких мер против отца Павла. Последний продолжает служить на своем приходе, будучи предоставлен суду собственной совести. Автор книги «Догмат о Церкви» находится в пенсионном возрасте, инвалид, и наш Владыка, согласно уставу Русской Православной Церкви, мог бы отчислить его за штат, отправив на покой. Однако Владыка и здесь проявил свое снисхождение. Наверное, отдельным людям обида и злоба помрачают ум, гордыня и личные амбиции не дают возможности объективно посмотреть на происходящие события, оценить их и покаяться перед Богом и Церковью.
Одиннадцать лет назад Высокопреосвященнейшего Владыку Евсевия перевели на Псковскую кафедру. Со стороны самарской паствы, которую Архиепископ Евсевий окормлял до этого, было сказано о Владыке, что это человек «высоко духовный и молитвенный». И, действительно, уже двенадцатый год, управляя Псковской епархией, наш Владыка соответствует этой краткой, но всеобъемлющей характеристике. Каждый день он или в храме или в епархиальной канцелярии. Никто и никогда не видел его в местах, не связанных с православной церковной деятельностью. И как бы ни хотелось клеветникам обличить нашего Владыку в личных грехах и пороках, сделать это для них не представляется возможным. Если бы они могли указать хотя бы на один такой греховный поступок, то, наверное, чувствовали бы себя победителями. Следует заметить, что ни в книге «Догмат о Церкви», ни в вышеупомянутой статье нет даже упоминания об этом. Им не удается приклеить грязный ярлык к доброму имени Архиерея Божия. Возможно увидеть лишь сухие, но злобные фразы «не заметил», «не пригласил», «проигнорировал», «перевел», «размазал», но с частицей бы. «Запретил» – это уже высшее обвинение, которое выдвигается против нашего Владыки. Эти люди видимо забыли, что Архиерей назначен не в послушание к отцу Павлу Адельгейму для выполнения его воли, а поставлен управлять огромной епархией. И здесь приходиться иногда принимать для церковной пользы такие меры как прещение, но с какой болью и сердечными переживаниями Владыка принимает такие решения.
Дело не столько в людях, занимающихся клеветой, сколько в тех видимых и невидимых силах, которые управляют ими. Эти силы, глубоко враждебные Богу и всякой святыне, прячась за святые имена и понятия, хотят обмануть, прежде всего, свой собственный народ. Поэтому враги Церкви особенно заинтересованы иметь в Православной Церкви своих «постовых», которые встречали бы людей, искренне идущих к истине, и провожали бы далеко от нее, стараясь, однако, уверить, что ведут их верно, именно к истине и Православию. Задача таких «постовых» – под видом правды проповедовать ложь, под православной оболочкой наполнять души людей неправославными и даже нехристианскими идеями, взглядами и настроениями. Таким «постовыми» и являются все те, кто в разных видах высказывает свое неподчинение богоустановленной церковной иерархии, кто поддерживает и распространяет подобные идеи, кто посредством гнусной клеветы зарабатывает насущный хлеб. Это их конкретное место в многосложной и многообразной системе противоборства Православию. Зачастую это их давняя, продуманная и добровольно взятая на себя миссия. Об этом они и сами хорошо знают.
Все это и многое другое хорошо известно врагам Православия, так что им требуется особая изощренность во лжи, чтобы вести свою разлагающую деятельность. И, тем не менее, многие из них взялись за это, прикрываясь превратным толкованием слов Священного Писания, святоотеческих трудов и церковной традиции. Все это сообщает необходимые штрихи к духовному портрету каждого их них, делает его законченным и позволяет выставить для всеобщего обозрения. Это приходится делать, потому что здесь хорошо раскрываются те уловки, к которым прибегают антиправославные силы.
Для этих сил традиционное русское святоотеческое Православие во всех его зрелых формах, каких оно достигло в процессе своего исторического развития, представляется несовершенным. Они кричат об утраченном «неповторимом духе подлинной соборности», в то же время не желая «червленить светлые ризы Церкви своей кровью». Само «страстное желание истины» у таких ревнителей говорит об определенной болезненной причине их поведения. Поэтому и автор вышеупомянутой статьи избегает делать четкие утверждения, щедро сдабривая свой сырой материал несвязными и двусмысленными фразами «Мироносицкий приход как будто есть и есть, и как будто и нет», «все происходит почти открыто», «прихожане полузапрещенного храма». Все эти «будто, почти и полу» указывают на тот источник, откуда автором черпается свое вдохновение. «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх того, то от лукавого» (Мф. 5, 37). Складывается впечатление, что автор сам ясно не понимает того, о чем пишет. Тем не менее, псевдо Иван Шмелев рвется открыть людям истину, оставаясь в тени собственного псевдонима. В церковной истории было много таких волков в овечьих шкурах, но память каждого из них погибла с великим шумом. Наверное, именно этот шум автор и подобные ему люди ошибочно принимает за смысл собственной жизни. «Просветить» наше Православие, а точнее, разложить и разрушить его является их задачей. Однако без обмана и подлога здесь не обойтись, и они их совершают. Для них это не случайная ошибка, а сознательное действие.
В Русской Православной Церкви промыслительно сохраняется в наибольшей чистоте и неповрежденности Божественная Истина и как вероучение, и как образ мышления и жизни в Боге. Поэтому не случайно в наши дни многие люди, в которых нет лукавства и лжи, обращались и обращаются к Православной Церкви. Имея истинную мудрость, такие люди по-настоящему жаждут правды. Они непременно находят ее в должной полноте и сохранности в Русской Православной Церкви. Так что, если бы некоторые священники, в самом деле были бы православными людьми по духу, людьми, искренне любящими свой народ, от которого произошли по плоти, людьми неложно стремящимися к христианскому единству, они не то говорили бы и делали бы, что делают теперь. Они старались бы всех и вся, и, прежде всего, своих ближних, призвать обратиться к нашему святоотеческому Русскому Православию, чтобы каждый желающий, по возможности, стал членом нашей Православной Церкви.
настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора, протоиерей Иоанн МУХАНОВ
благочинный церквей Невельского района, протоиерей Петр НЕТРЕБА
благочинный Великолукского округа, иеромонах Киприан (ГРИЩЕНКО)
настоятель храма Воскресения Христова в Орлецах, духовник епархии, протоиерей Михаил МЕЛЬНИК
ректор Псковского Духовного училища, священник Виталий ГЕРУСОВ
настоятель храма архистратига Божия Михаила, протоиерей Георгий БЫКОВ
настоятель храма святителя Василия Великого на горке, священник Андрей БОЛЬШАНИН
настоятель храма святого апостола Матфея п. Писковичи, протоиерей Евгений НАЙДИН
проректор Псковского Духовного училища, священник Дмитрий КУМИНОВ
и другие священнослужители Псковской Епархии