Осенние праздники МАЭП
Сергей Егоров – великолукский бизнесмен, возглавляет ООО «Компания Протек». Предприятие одним из первых в России занялось производством холодильного оборудования и мебели для торговли. В конце сентября 2004 года компания отметила 15-летие. Как руководитель «Компании Протек» Сергей Егоров назван «Деловым человеком года - 2003» в Псковской области.
С 1997 года в Великих Луках начали появляться все новые и новые производства, партнерами в которых выступили итальянцы, что со временем дало повод в шутку называть великолукскую промзону «маленькой Италией». Первым совместным предприятием стала «Италформа», занимающаяся производством гнутого и обработкой плоского стекла. В 2000 году первые душевые кабины российского производства сошли с конвейера «Италкабины». В 2001 году заработало предприятие по выпуску кухонных воздухоочистителей «Фабер-Луки», а годом позже возникло ООО «Италхолод», специализирующееся на холодильном оборудовании для торговли – морозильных ларях. Сейчас в Великих Луках готовится к работе еще одно производство. «Италтэмп», как предполагается, займется закаливанием стекла.
Все вышеназванные предприятия входят в состав Международной ассоциации экономических партнеров (МАЭП), возглавляет которую Сергей Егоров. Кстати, Ассоциация, образованная 1 ноября 2002 года, отпраздновала недавно 2 года со дня образования. И наконец, день рождения самого президента МАЭП, директора «Компании Протек», «Делового человека года» Сергея Егорова тоже осенью – 3 сентября.
Сергей Александрович, с чего начинался бизнес «Компании Протек»?
Сложный вопрос. «Компания Протек» - последнее в череде предприятий, которые были в бизнесе, начинавшемся с производства зеркал. Это был кооператив, поэтому торговой марки не существовало, юридически торговая марка ПРОТЕК существует с 1993 года.
На сегодняшний день компания является одним лидеров рынка по производству торгового оборудования. У нас 2 принципиальных направления – торговое оборудование и холод, каждое из них требуется развивать. Мы стараемся на рынке их объединить. В каждом из направлений мы хоть и не лидеры, но находимся в тройке или в пятерке - ситуация меняется каждый год. Как компания, производящая комплекс продуктов для рынка торгового оборудования, наверное, мы лидеры, потому что все остальные работают в каком-то одном направлении. Если взять нынешних мировых лидеров, то в тех секторах, в которых работаем мы, лидерами являются именно те компании, которые сконцентрированы.
В принципе, мы движемся по этому пути. В свое время мы выделили и продали в компанию «Италформа» производство по обработке стекла, потому что это предприятие начало специализироваться на обработке стекла. Это абсолютно правильное решение. Мы сейчас, как и другие наши конкуренты, покупаем у них стекло. С точки зрения стратегии, у нас есть дальнейшие планы по разделению бизнеса на специализированные направления. Когда это начнется, зависит не от нас – как решат акционеры, как найдутся партнеры. Хотя в этом году идут переговоры, в том числе, по одному из направлений на рынке торгового оборудования. Если они пройдут успешно, то, вероятней всего, акционеры примут решение о разделении бизнеса. Произойдет или нет – это зависит от участников переговоров. Это процесс сложный, неоднозначный, непредсказуемый.
«Компания Протек» является одним из учредителей российско-итальянского предприятия «Италформа»…
Это неправильно. Почему-то стереотип появился - все связывают «Протек» и все остальные предприятия. Вовсе нет. «Компания Протек» явилась инициатором создания «Италформы», потому что нам был нужен этот продукт, но в составе учредителей никогда не была и не будет. То же самое касается ООО «Италкабина». Ни в одном из этих предприятий «Компания Протек» в качестве учредителя не участвует. В одном из предприятий – ООО «Италтэмп» - вообще 100%-ное участие иностранного капитала.
Как работают эти предприятия, входящие в МАЭП?
«Италформа» в настоящий момент является лидером рынка, номером один в России по производству гнутого стекла и переработке плоского стекла. «Италтэмп» - это последнее предприятие, созданное недавно, которое будет заниматься закалкой стекла. В мае на Совете директоров было принято принципиальное решение по сроку начала монтажа оборудования, хотя оно лежит с начала года на складе в России. Были технические проблемы, они решены, и производство заработает.
«Италкабина» - это предприятие, занимающееся производством душевых кабин. В прошлом году заявило себя на рынке как производитель, в этом году все очень хорошо развивается, все идет вперед. Мы надеемся на то, что, несмотря на то, что оно маленькое, как ни парадоксально, является одним из лидеров рынка, потому что на этом рынке крупных российских производителей, к сожалению, нет. Мы надеемся, что благодаря тем решениям, которые приняты, эту тенденцию сохранить и со временем «Италкабина» из маленького ребенка вырастет в крепкого пацана, который подавит всех конкурентов.
В своем производстве «Италкабина» как один из основных материалов использует стекло. Мы планируем, что когда предприятие разовьется – оно будет потреблять много стекла, что будет выгодно двум предприятиям – «Италформе» и «Италтэмпу». Когда под боком хорошие потребители – это выгодно, возить далеко не надо, голова не болит, особенно сегодня, когда надо бороться с конкурентами. Заранее известно, где они будут покупать стекло.
Эти три предприятия объединяет то, что участником этих проектов является итальянский холдинг Curvet. Недавно итальянские акционеры провели в Великих Луках три дня. Что сказали?
В принципе, остались довольны. Глава холдинга Curvet прямо заявил - мы были, есть и будем, никуда отсюда не уйдем, вне зависимости от ситуации с другими итальянскими инвесторами.
Кстати, о других итальянских инвесторах. Работает ли российско-итальянский производитель кухонных вытяжек «Фабер-Луки»? Как повлиял на производство конфликт с итальянским партнером – концерном Faber?
Если говорить об организации производства, уровне менеджмента, о том, что должен был бы обеспечить российский партнер, то все обстоит нормально. Предприятие работает, продукция выпускается. Один из продуктов - вытяжка «Фабриано» - вошла в «100 лучших товаров России». Она поставляется во все регионы России.
С точки зрения концепции производства вопросов нет. Есть сложности во взаимодействии с итальянским партнером. Это серьезный вопрос. Одно могу сказать - мы четко движемся по закону, ни в одном месте его не нарушили. С претензиями итальянские партнеры могут обращаться в суд, однако они до сих пор этого не сделали.
Сергей Александрович, вы являетесь президентом Международной ассоциации экономических партнеров. Как работает Ассоциация?
Все понимают, что под Ассоциацией создается что-то конкретное. Она должна приносить определенную пользу. Но в процессе работы ее концепция несколько менялась. Вначале мы пробовали, получится или нет. Первое - Ассоциация должна была формировать имидж предприятий, которые работают в регионе. Второе – должна была в определенной степени избавить директоров от некоторых функций, которым свойственно заниматься именно российским директорам – лоббирование каких-то интересов, взаимоотношение с различными инстанциями, властью. Это несколько отвлекает – то есть нам нужно у 10 предприятий выстраивать 10 взаимосвязей. Каждый директор должен явиться, сам договориться. Вот эту функцию и была попытка возложить на Ассоциацию. Честно признаюсь, что с первого захода не получилось, но теперь работа выстраивается. Пресса, имидж, какие-то рекламные компании проводятся. Ассоциация очень важна для итальянцев. Им проще общаться, обсуждать какие-то проекты, потому что сразу видно, что это не какое-то отдельное предприятие, это определенная тенденция.
Знаю, что МАЭП занимается благотворительностью, в частности, поддерживает ежегодный фестиваль воздухоплавания в Великих Луках. Зачем?
Соревнования по воздухоплаванию в Великих Луках превратились в городской праздник. А ведь на самом деле сейчас настоящих праздников и не осталось у людей, к сожалению. Нас не учили отдыхать, нам праздники всегда организовывали. И когда это ушло, мы что-то потеряли. Если посмотреть на то же воздухоплавание, на которое каждый год со скрипом собираются деньги - люди с радостью идут и на открытие, и на закрытие. Сейчас даже возникла определенная ностальгия по демонстрациям, на которые нас раньше загоняли. А сейчас народ, может, с радостью и пошел бы – да некуда.
Благотворительность - это тоже определенный момент современной жизни. Сейчас всем тяжело, всем помогать невозможно. Мы сделали так, чтобы вся помощь шла через МАЭП, чтобы было видно – что пошло, куда пошло.
А кому вы еще помогаете?
Думаете, я помню? Кому стекло нужно, кому - денег, кому-то еще что-то, все по чуть-чуть. Я не скажу, что мы особенно стремимся к этому – у нас весь бизнес и так в борьбе. Деньги подешевели, но все равно они дорогие, законы не до конца соответствуют. Если учесть, что наши акционеры вкладывают деньги в развитие производства, то, конечно же, отдача будет, только позже. Может, это и есть социальная роль бизнеса – развивать производство? Тоже большого и дорогого стоит. А при этом еще и благотворительностью заниматься? Поэтому всем помочь невозможно – приходится кому-то и отказывать, не скрою.
Вот, Великолукское телевидение. Где у нас телевидение прибыльное? Может быть, в Москве, да и то 2 канала. А остальное убыточное, оно, кроме каких-то доходов от рекламы, ничего не имеет, но на это не проживешь. Мы им помогаем, но от этого не имеем ничего, кроме головной боли. Во время выборов телевидением пользуются наши провинциальные политики – они за это платят деньги, а город смотрит бесплатно. Мы вначале сделали платное телевидение, но эта идея успехом не увенчалась, канал работает бесплатно – плохой он, или хороший, но он существует и определенную пользу приносит. Понятно, что это провинция, нет нужного уровня оборудования и техники. Нужно вложить большие деньги, а смысл какой? А политики вспоминают о телевидении только перед выборами.
На церемонии «Деловой человек года» многие говорили, как тяжело развиваться бизнесу. Что мешает на федеральном, на региональном уровне?
Ничего не мешает. Кто хочет – тот развивается. Не существует проблемы, которую нельзя было бы решить. Или в Великих Луках, или в Пскове, или в областной администрации. Реально власти мало чем могут помочь. Конечно, при возникновении каких-то конфликтов помощь нужна, порой приходится обращаться, потому что некоторые чиновники, которым дана власть, несколько превратно трактуют свои полномочия. Порой это очень плохо для бизнеса и потери могут быть большими. А в остальном - российское налоговое законодательство достаточно комфортно по сравнению с европейским, просто эти маленькие налоги компенсируются невыгодными для бизнеса схемами их сбора. Плюс еще добавить дорогие деньги, огромную страну, недобросовестных поставщиков, неустойчивый рынок.
Учитывая все вышесказанное, ваша работа предполагает невероятную занятость и наверняка связана со стрессовыми ситуациями. Вам удается отдыхать, как вы это делаете?
Отдых - это дело сложное. На самом деле, отдых – это смена умственного труда на физический. Это зависит от специфики организма. Каждый человек по-разному отдыхает. Хорошо отдыхать слесарю Петрову, он целый день гайки крутит – пришел, отдохнул. Я и сам рабочим когда-то был - институт закончил и пошел трудиться. Я с радостью вспоминаю те времена, когда я крутил гайки – думал, что я буду делать в обед, когда уеду домой, какую железяку домой смогу принести, мне даже в кайф было. А сейчас, чтобы руководителю отдыхать, надо, чтобы голова отвлекалась. Помогает литература.
Литературу читаете специализированную?
Ну как читать специализированную литературу? Это же не отдых. Тем более ее сейчас столько, что читать не успеваешь. Литература должна быть такая… без проблем.
Какая, например?
Все, кроме женских романов. Причем это по настроению. Бывает, хочется читать, бывает, фильм какой-то посмотришь.
А спортом занимаетесь? Воздухоплаванием не увлекаетесь?
Нет, мне только рассказывают об этом с восторгом, я же отношусь к нему пассивно. Там есть, конечно, определенный способ управления - в какую сторону лететь. Так что воздухоплаванием в плане шаров я не увлекаюсь. На дельтаплане летаю, с прошлого года. Как раз недавно испытывали другую технику летающую – это уже не дельтаплан, но еще не вертолет. Называется автожир. В России их очень мало, в США – десятки тысяч аппаратов. У нас народ больше ударился в дельтапланы, потому что они более дешевые. Правда, шумновато, но летает. Что еще? Охота, водные лыжи. Так что всего по чуть-чуть. Я не скажу, что увлекаюсь чем-то одним. Наверное, это накладывает отпечаток и на работу, иначе занимался бы одним бизнесом.
Просто был такой период – и в России, и в Европе, когда необходимо было спешить, можно было создавать совместные мероприятия. У нас что-то получилось, что-то нет. Сейчас ситуация изменилась. В России стало сложнее и Европа мыслит по-другому. Хотя Европа сейчас тоже немножко развернулась в сторону России в силу мировых кризисов, и для привлечения инвесторов сейчас ситуация благоприятная. В России – неблагоприятная с точки зрения рынка, потому что он развивается бурными темпами и с каждым прошедшим годом жесткая конкуренция уменьшается. Благоприятная – с точки зрения ресурсов, где их много, они дешевле. Если сложить плюсы и минусы, то плюсов много. Сколько этот период продлится – сказать сложно. К тому же инвесторы сейчас стали более грамотные – те, кто осознанно идет в Россию. Раньше нам за ними приходилось бегать и уговаривать. Так и мы - ездили по Италии, предлагали «давайте сделаем совместный бизнес в России». Огромная масса времени тратилась. В результате что-то получилось, что-то нет.
Наталья Лебедева,
Псковское агентство информации.