Наталья Ткачева: «Псков воспринимался как сакральное пространство»

Наташа Ткачева уже двадцать пять лет работает в Псковском музее-заповеднике, где заведует отделом реставрации. Ей есть, что рассказать о своей редкой профессии. Как она замечает, иконы уже считываются «материально», она видит и понимает каждую царапину на доске. Но мы с ней говорили не об особенностях реставрационного процесса, а о псковских  святынях-иконах, которые писались псковскими иконописцами в разные времена и сохранили не только благоговейное чувство к Богу, но и пиетет перед историей псковской земли. Наташа считает, что псковская школа иконописи особенная и единственная в своем роде: «После псковской иконописи можно смотреть только Грецию и Сербию».

Наташа, я знаю, ты занимаешься, и давно, реституционными проблемами. Почему?

Я думаю потому, что я человек, хоть и не военного поколения, но у меня папа воевал, я ленинградка по рождению, я еще что-то смутно помню, какие-то развалины послевоенные в Ленинграде. В этом городе каждый ребенок воспитан на памяти о войне. И когда ты занимаешься искусством, то постепенно становится ясно, сколько мы всего потеряли. Самое главное, мной еще движет чистый профессионализм. Когда я впервые столкнулась с коллекцией икон псковского музея и увидела на них немецкие шифры, мне просто стало интересно: откуда? Тогда никому это было неинтересно, и никто этим не занимался, было самое начало 80-х годов. Вопрос на государственном уровне был закрыт. Всем было известно, что наша коллекция была увезена во время войны немцами, при отступлении, но мне хотелось систематизировать ее и установить количество утрат. И постепенно у меня сложилась целая картотека по немецким шифрам, по которой мне в какой-то степени удалось реконструировать опись коллекции, увезенной немцами, ведь инвентарные музейные книги погибли. Потом оказалось, что еще есть шифры американские, шифры возврата и т.д. Свои поиски я строила на немецких военных шифрах. В начале 90-х, когда стали открываться архивы, а в Министерстве культуры создали Отдел реституции, у меня уже было огромное количество материалов. Я делала аналитические справки в Министерство, у меня многое было готово. Потом появилась возможность получить документы, которые были неизвестны, и я увидела «опись Василия Пономарева». Этот новгородский археолог занимался систематизаций музейных коллекций Северо-Запада. Наш музей немцы превратили в сборный пункт ценностей Северо-Запада. Это, в основном, Новгород и Псков, были небольшие партии ценностей из пригородных музеев Ленинграда, и все ценности музеев и церквей Тихвина, в том числе, и известная чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. Все это было в Пскове.

То есть Тихвинская Божия Матерь увезена немцами из Пскова?

Да, она была передана Псковской православной миссии, и ее каждое воскресенье приносили в Троицкий собор до февраля 1944 года. А потом вывезли из России.

Значит, ты, в некотором смысле, восстановила опись утраченной коллекции псковских икон?

Да, но потом я увидела настоящую опись Пономарева. И восхитилась его профессионализмом.

Ты сделала какие-то открытия?

Мне удалось понять, что после войны мы получили обратно большую часть коллекции. Но если взять в общих чертах коллекцию, то можно сказать, что где-то около одной трети мы недополучили. Часть утраченного осела в России, в центральных музеях, когда репатриировалась коллекция. Что шло через Новгород – вернулось, а то, что через Москву – эти вещи и по сей день в Москве.

А что с псковской святыней, Псково-Покровской иконой было? Напомни, пожалуйста.

Увезли ее из Пскова тоже в 1944 году, но она попала в частные руки, хотя немцы старались не допускать никакого личного обогащения. Все должно принадлежать Рейху. Но было самоуправство, конечно, какие-то вещи  отдавались в частные руки. Об этой иконе  у нас мечтали все, зная, что она в Германии.

Чудотворная Псково-Покровская икона в Троицком соборе

А как она оказалась в псковском музее?

В 20–х годах шло изъятие церковных ценностей, с нее сняли драгоценный  серебряный оклад. И он исчез. Вроде бы сам священник Троицкий, настоятель Покровского храма передал потом эту икону в музей, чтобы она вообще не была уничтожена. Псково-Покровская икона, в основе сюжета которой было видение старцу Дорофею Богоматери на стенах Пскова во время осады города Стефаном Баторием (1581 г.), писалась после победы псковичей над войском Стефана Батория. Эта икона написана для Покровского монастыря – обители возле поворота стены от Великой к Пскове. Это угол крепости возле Покровской башни. Церковь называлась Покрова в углу, потом Покрова и Рождества от пролома. Может, потому эту икону и подарили какому-то немецкому офицеру, потому что она была без оклада и темная, почти черная доска. После войны, в течение двух десятилетий, о ней ничего не было известно. Но в 70–м году в Мюнхене прошла выставка русской иконы, был издан каталог этой выставки, и под 234 номером эта наша родная Псково–Покровская икона здесь, в каталоге.

Стало известно, где она. А искусствовед и знаток истории Пскова Савелий Ямщиков, будучи знаком с редактором каталога, попросил его начать переговоры с хозяевами иконы. И те  согласились на обмен, взамен на какую–то икону. Но в семидесятых годах в СССР это было невозможно. И все заглохло. А в начале 90–х, когда все музеи, как–то пострадавшие, стали участвовать в работе Отдела реституции, и я составляла список утраченных вещей музея, особенно ценных, и первым номером шла она, Псково–Покровская. С этого момента с главным экспертом отдела реституции Николаем Ивановичем Никандровым мы и сотрудничали. Я делала постоянно какие–то исторические справки, отправляла в Министерство, они – немецким коллегам. Немцы потом сами на меня вышли, инициативная группа Бременского университета. Нашли хозяина иконы, переговорили с ним. Оказалось, что осталась жива одна женщина, очень старенькая. А ей, оказывается, эту икону подарил муж, купивший ее у военнослужащего. И эта женщина сказала, что хотела бы передать икону в какой–то православный храм в Германии, т.е. Зарубежную церковь. А это значит, что эта икона осталась бы навсегда в Германии. Я узнаю об этом, и тут же звоню своему хорошему знакомому, монаху Почаевской обители в Мюнхене, отцу Евфимию Логвинову. Раньше он работал хранителем темперного отдела института имени И. Грабаря. И прошу помочь - икона должна вернуться в Псков. Но все обошлось. А хозяева иконы готовы были сами приехать в Псков и передать Псково–Покровскую икону в действующий храм. Но после этого – полная тишина. Затем наступил 2000–й год, визит Путина в Германию. А немецкие власти, оказывается, выкупили икону у хозяев и решили сделать такой политический жест – вернуть ее Президенту Путину.

И икона должна была напрямую идти в Псков?

Да, и должно быть задействовано обязательно Министерство культуры, но инициативу перехватили Министерство иностранных дел и Московская Патриархия, где истории поиска иконы не знали. А физическая передача иконы состоялась в посольстве ФРГ - Патриарху. Мне сразу сообщила об этой передаче иконы в Патриархию корреспондент "Немецкой волны", которая задала вопрос Патриарху о возврате иконы в Псков, а Патриарх ей ответил, что сначала надо установить, откуда это икона, из какой церкви. И потом молчок на год, несмотря на то, что затем мы просили Псково–Покровскую икону из Патриархии вернуть в Псков, писались письма–просьбы о возврате со всей исчерпывающей информацией о том, что это наша икона. Приезжают немцы, возмущаются: вся Германия знает, что святыню вернули, где она? Но, к счастью, действительно, что называется, Бог послал помощь. Мы обратились к губернатору, а тогда в областной администрации были с визитом представители Администрации Президента, губернатор сообщил им о ситуации с иконой, и в течение нескольких дней вопрос был решен. Я еще делала сюжет в конце августа с немецким телевидением возле Покровской башни, рассказывала о церкви Покрова, где была икона, а 7 сентября 2001 года икона приехала в Псков, ее привез Владыка Евсевий из Патриархии.

Надо сказать, Администрация Президента очень быстро отреагировала на просьбу губернатора. А не объяснишь ли нам, Наташа, что  значит  икона-святыня и почему "Богородица Псково-Покровская" - святыня Псковской земли?

Ну, вообще любая икона – святыня. А Псково-Покровская имеет еще и народное название Псковский Покров. Икона как защитница места, земли. В данном случае, знак особого покровительства Божией Матери псковской земле. Ведь ее явление на стенах осажденного Пскова спасло город от  войска  польского короля Стефана Батория, который шел к Москве. Баторий после неудачного стояния под Псковом, вынужден был заключить мир с Иваном Грозным. И на Псково–Покровской иконе были изображены и Богоматерь – заступница, и псковская крепость – город. Есть еще одна история, которую не все знают, связанная с этой иконой. В Успенском соборе Московского Кремля в описях 1775 года описаны две иконы, кроме всех остальных. Одна из них – Псково-Покровская, которая, возможно, была передана в Успенский собор после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1740 году, в год смерти императрицы. Опись иконы гласила: «Образ Пресвятой Богородицы, изображение и мера чудотворныя иконы Псково-Покровская обители, зовомыя по угле; на нем оклад золотой чеканный, а венцы украшены брилиянтами. При сем Образе следующая надпись: «1740 года, сей Образ, тщанием Ея Императорского Величества, Великой Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержцы Всероссийской, обложен золотым окладом и украшен алмазами по Ея императорского Величества Христолюбивой вере к Сему Образу, для бывшей войны против турок и татар в 1736 году по 1740 г. которых праведных ради молитв даровал Бог Всероссийской Империи над супостатами победу».

То есть это список с Псково-Покровской иконы, который был сделан в честь победы России над татарами и турками по повелению Анны Иоанновны?

Это неизвестно, когда сделан список, но в благодарность за победы, одержанные русской армией, Императрица золотым окладом с бриллиантами украшает список иконы Псково–Покровской «в меру чудотворной». И где сейчас этот список  Псково–Покровской иконы из Успенского собора Кремля с золотым окладом и бриллиантами – неизвестно. Из–за драгоценных окладов это были самые страдающие иконы. А наша Псково–Покровская икона - первое и самое древнее изображение события «видение старцу Дорофею Богородицы» на стенах псковской крепости.

И самое первое изображение Пскова, получается?

Иконное – да.

Это было нетипично для икон - изображение архитектурного плана города?

Да. Изображали на иконах монастыри обычно. И новгородская икона «Видение пономаря Тарасия» - это, по сути, первое изображение на иконе города. Возможно, псковский иконописец ее видел, или видел прориси иконы. Но новгородский сюжет не получил продолжения, не был развит. А сюжет иконы «Богородицы Псково–Покровской» все время волновал иконописцев, они к нему возвращались, и существовало не менее семи икон на такой сюжет в продолжение столетий. Кстати, будучи герцогиней Курляндской, Анна Иоанновна часто проезжала через тот же Псков (в Псково–Печорском монастыре хранится оставленная Анной Иоанновной дорожная коляска – прим.), она была очень религиозной и любила посещать святые места, и, конечно, знала нашу икону. Возможно, и список иконы Псково–Покровской был ею и заказан для себя. Я этого не исключаю.

А что это за «икона Жиглевича»?

Здесь надо объяснить. На Псково-Покровской иконе город был изображен изнутри, со стороны осажденных, с востока на запад. В конце XVII века появляются первые чертежи-планы Пскова, в частности, план 1694 года. Как известно, все первые чертежи – планы, в основном, рисовали иконописцы. По сути, язык иконописи хорошо соотносится с таким делом, а кто еще мог бы составлять чертежный план крепости тогда? И судя по всему, один из иконописцев создал другой композиционный вариант иконы, которая была в Псково–Печерском монастыре. Она изображает Псков и окрестности с запада на восток с использованием плана крепости, сюда же вписывает иконописец и храмы. И эта икона становится первым полным планом Пскова. И дальше  традиция продолжается. Ориентировочно между 70 – и 80 годами XVIII века создается икона по заказу псковской купеческой гильдии. Икона находилась в торговых рядах, рядом с лавкой купца Жиглевича. Эта «икона Жиглевича» является списком с центральной части той первой иконы – плана города. Здесь тоже повторяется сюжет Псково–Покровской, видение Дорофею Божией Матери на крепостной стене Пскова. Богородица, поддерживаемая Антонием Киево–Печерским и Корнилием Псково-Печерским, в окружении псковских  и святых князей Всеволода - Гавриила и Довмонта – Тимофея, св. князя Владимира и Архиепископа Нифонта, нашего Николы Салоса. Они  молят Богоматерь о спасении города. Изображен на иконе и Крестный ход жителей города - «хождение в угол» псковской крепости с Псково-Печерским Успением Богоматери. В 70-х годах Псков становится губернским городом, в 80-м его посещает Екатерина П. Эта «икона Жиглевича» никогда не была в церкви,  она дожила до революции в торговых рядах.

Такая покровительница в псковской торговле получается.

Ее до сих пор и  называют в обиходе «иконой Жиглевича». Есть еще одна наша икона–святыня «Сретение Богородицы». Она написана в 1784 году, для часовни Владычного Креста. Это самая большая сюжетная икона России. Она экспонируется в музее, в отделе истории.

Но у Сретенья есть свой протограф - икона Псково–Печерского монастыря. Ее композиционный вариант и был повторен в псковской иконе Сретенья.

То есть Псково-Покровская икона стала  неким образцом для других икон?

Псково–Покровская икона - это символ  государства Псковского. И изначальный протограф для икон, где изображается псковская крепость, ее план. Она начала «псковский сюжет», и он стал развиваться в других иконах. Она - святыня. Но второй композиционный вариант, появившийся в связи с изображением планов города, он развивается в гражданском смысле. У иконописцев появляется желание изображать город подробно, пластически достоверно. Например, на «иконе Жиглевича» сохраняется изображение Троицкого собора XIV века, после которого был построен нынешний (1699 г). В иконе видно любование иконописцев своим городом, как крепостью, делается акцент на ее значении, ощущается благоговейное отношение к его сакральному пространству. Сколько храмов изображается на иконе! Они понимали эту красоту, нет никаких бытовых построек, одни храмы. Псков – Дом Святой Троицы. Именно так он воспринимался и его жителями, и иконописцами. Город воспринимался как особенное, сакральное пространство. Такое понимание города свойственно вообще средневековому сознанию. И оно переходит в другие столетия.

Да, у нас есть проблема с пониманием ценности Пскова, оно явно притупляется.

Оно не только притупилось, сейчас этого понимания вообще нет.

Наташа, вот такое изображение в иконе, причем постоянное, из столетия в столетие, плана городской крепости, городских храмов нетипично для русской иконы?

Это совершенно уникальное явление. В Пскове традиция изображать город-крепость на иконе так соотнеслась с мировоззрением псковича, что продолжилась до нового времени. Я вижу продолжение этой традиции, настолько она оказалась живучей, даже и не в иконах. Покупаю как–то билет на вокзале в Петербург, его дают в красивом конверте, на котором изображен Троицкий собор Пскова и Троицкий собор у Варшавского вокзала. И вдруг я понимаю: от Троицы к Троице. Меня это так потрясло.

То есть псковская иконописная традиция уникальна не только в своей стилистике?  

Она уникальна и тем, что в псковской иконе прочувствована и осознана религиозно-патриотическая идея, которая не умерла и не может умереть. Эти иконы и сейчас трогают людей, мимо них нельзя пройти. Я занимаюсь этим много лет и могу это сказать с  уверенностью: они никого не оставляют равнодушным.

 

Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.

 

P.S.: Икона "Сретение Богородицы" более 3 лет реставрировалась от многих, искажавших ее, наслоений, Натальей Ткачевой и Михаилом Владыкиным. Когда я ее фотографировала (без вспышки), на фото темная икона в зале без искусственного освещения оказалась в ярком свете.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...