«Нация вырожденцев»

Такую  идентификацию белорусский народ получил в «Московском комсомольце» после единодушного референдума по сохранению поста Президента Александром Лукашенко. О чем сообщил, открывая пресс-конференцию с псковскими СМИ, полномочный представитель президента Белоруссии в России Василий Долгалев. Пресс-конференция длилась беспрецедентно долго - два часа. Чиновник высокого ранга, с закалкой в Верховном Совете СССР, был разговорчив и пространен, и, отвечая на вопросы журналистов, не упускал возможности рассказать о сегодняшней Белоруссии и ее взаимоотношениях с Россией и Псковской областью, в частности. А отношения с Белоруссией вполне эмпирические. Псковичи даже поставляют белорусам стекло, хотя завода стекольного у нас нет, а стекольный комбинат в Гомеле, в свою очередь, не работает. Псковская область отправляет также в Белоруссию генераторы, двигатели, лом черных металлов, конденсаторы, изоляторы, провода, мебель и др. Белорусы нам – тракторы. Товарооборот у республики с областью за последние 8 месяцев более 39 млн. долларов, а был 26 млн. 400 тыс. долларов.  Рост товарооборота более 150 %. А знаменитые белорусские МАЗы, тракторы весьма конкурентоспособны, и не только на пространстве России. Белорусы их поставляют в Канаду и Аргентину. Конечно, более тесные связи человеческие и производственные у белорусов существуют традиционно с Великими Луками, югом Псковской области.

Василий Долгалев на пресс-конференции дал много полезной информации.  «Крестьяне ни у вас, ни у нас купить сельхозтехнику не могут, поэтому очень важно организовать систему лизинга, а Белоруссии войти с техникой в российский бизнес. Россия очень нуждается в технике. А что скрывать, страны мы аграрные, живем селом».

Как отметил далее белорусский полпред: «Это политика Белоруссии, идти с производством, с кооперацией в Россию. Не просто продажа техники, а ее комплектование с помощью белорусов, создание совместных белорусско-российских предприятий. Мы, таким образом, потеснили на российском рынке телевизоров фирму Панасоник. Но есть большая проблема приграничного таможенного контроля, который вроде снят, вроде границы нет, но белорусские пограничники заворачивают российские машины с товаром. В таких спорных ситуациях нужен совместный суд Белоруссии и России», - заключил Василий Долгалев.

Мне нравится белорусский характер, очень похожий на их «национальную» машину - МАЗ. Нравится упертость белорусов, истовое трудолюбие, прямота, и ясность позиции, что у Президента, что у крестьянина. Александр Лукашенко, не имея явной поддержки Москвы, опирается на российские регионы, где к белорусам относятся очень сочувственно. Постоянно встречается с региональными российскими СМИ. И скажу более, отношение российского правительства к Белоруссии становится серьезным показателем для российского народа: «зажим» белорусов явно не одобряется населением России. Отношения между псковским губернатором Евгением Михайловым и Президентом Белоруссии – Александром Лукашенко - не только дружеские, но и рабочие уже восемь лет. Поэтому на пресс–конференции Василия Долгалева я задала ему несколько вопросов. Долгалев был предельно искренен и отвечал с удовольствием:

Василий Борисович, как Вы оцениваете многолетнюю критику в СМИ России политики Президента Белоруссии? Вы считаете  - это политика нашего правительства, или ангажированных средств массовой информации? Газеты вносят большую лепту в дискредитацию Александра Лукашенко, объясняя россиянам, что хуже страны, чем Белоруссия, нет.

Конечно, заангажированные средства массовой информации. Это определяется еще и нашей ярой оппозицией, но она есть в любой республике. И отношением Президента к собственности, несколько администрированное, оно вызывает ярое отторжение у неолибералов Немцова, Чубайса, Гайдара и т.п. В Белоруссии проводится экономическая политика, которую я считаю совершенно правильной потому, что Белоруссия без ресурсов. И в такой ситуации развала СССР было бы не выжить, если бы не было жесткой организации в государстве. Кстати, то, что сейчас собирается делать Путин в России, укрепляя государственную вертикаль назначением губернаторов, у нас давно существует. И губернатор может снять провинившегося мэра. Либералам это не нравится, им хочется идти так, как предписано  - в западное прокрустово ложе. Но мы свою жизнь выбрали.

 

Как сильно давление прозападной оппозиции в общественно-политической жизни страны, Василий Борисович?

Люди старшего возраста плюются, они это не принимают. Молодые в неопределенности, но очень амбициозны, хочется инициативы, а там проповедуют приоритет частной инициативы, но почему мы должны, как английский газон, быть подстрижены под один уровень? Это находит понимание в определенных кругах. Ну, националистическая оппозиция - 3 %. Это не страшно, т.к. политика Президента по отношению к молодежи - максимальное получение образования. У нас набор 150%  по отношению к советскому периоду. Открываются филиалы институтов, мы сохранили все ПТУ. Именно поэтому в рейтинге ООН по образованию мы занимаем самое высокое место в СНГ.

 

Наш губернатор, Евгений Михайлов, храбрый человек, не боялся быть патриотом, когда это активно высмеивалось. В  середине 90-х годов он летал в Югославию, был в Чечне, это были тогда смелые гражданские жесты. И хорошая политическая стратегия. После своего избрания в 1996 году он поддерживал Лукашенко, его политику, хотя в России для Лукашенко были тогда тяжелые времена. Как относятся другие губернаторы к Белоруссии? Дружат? У нас в областном Собрании есть специальный представитель по связям с  Белоруссией депутат Александр Христофоров.

Я вашего губернатора знал задолго до того, как узнали белорусы Христофорова. А ваш вопрос очень простой: мне не найти губернаторов, которые не поддерживали бы Белоруссию. Вот, пожалуйста, пример с губернатором Калининграда Егоровым и прежним, мы плотно сотрудничаем с той целью, чтобы развернуть белорусские грузы на порты Калининграда и ругаемся с правительством России. Мы грузим удобрения через Вентспилс и через Клайпеду, Литва имеет с белорусских грузов 38% бюджета. Мы должны свои грузы развернуть на Калининград, но российская сторона не помогает, а мы бьемся.

Ну, а вашему губернатору я сказал: «Займи ты более жесткую позицию, ты очень мягкий человек. Вот, если бы я увидел поваленные заборы в городе, здания без крыши, плохие дороги в городе, мне неважно было бы: выбранный мэр - не выбранный, разве можно так позорить Псков. Надо штрафы за такое брать, потому что это портит вид вашей крепости, куда ездят туристы». Извините, но это нетерпимо.

 

Далее Василий Долгалев отметил: «Сегодня Белоруссия лакомый кусок для приватизаторов и плацдарм для внедрения крупного бизнеса. Но Президента боятся. Хотя у нас все идет, как и везде, может быть, более замедленно, чем в России. Хорошо это или плохо - время покажет. Президент настроен на социально-рыночную экономику, и еще в 1986 году он первым внедрял в Белоруссии арендную форму подряда. Как бы вам понятнее сказать: Президент очень переживает за страну и не хочет отдавать народное достояние. Он рассуждает так: государство без собственности - это уже не государство. Президент Путин  сейчас идет по пути установления государственного контроля над крупными ресурсными кампаниями. Что здесь плохого? Это нормально. А у Лукашенко нет такого ресурсного потенциала. Поэтому зачем, например,  МАЗ приватизировать и отдать Мерседесу, если он работает нормально, имеет рынки?

Сказал Василий Долгалев и о многострадальном совместном рубле: «Я с самого начала говорил, что надо начинать с клирингового рубля, но победила точка зрения, что надо сразу внедрять рубль, и вот семь лет внедряем. И это теперь уже не только экономический, но и политический вопрос. Ну, а вопрос долгов российских и белорусских, которые есть, может, еще и дети наши будут решать. Надо не юлить, а внедрять единый рубль, несмотря ни на что. Вот такое мое мнение».

 

P.S. Так что МК, как всегда, оказался глупее, чем положено желтой прессе, в своих оценках белорусского народа. Помнится, еще в СССР очень уважали главного белорусского коммуниста Машерова. Эти симпатии сохранились, и теперь они у Александра Лукашенко,  белорусского фиделя.  Хотя, говорят, Фиделю Кастро легче, на Кубе много солнца, а западные советчики потеряли надежду свалить кубинского коммуниста.  

 

Вот такая Скобарская правда. Наташа Богомолова.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...