Евгений Михайлов: Мы будем бороться за реальный вариант будущего

Несколько месяцев назад губернатор Евгений Михайлов дал интервью ПАИ. Сейчас прошел первый тур выборов на должность главы администрации Псковской области, который Евгений Михайлов выиграл «по очкам», но соответственно законодательству 5 декабря состоится второй тур выборов. Напомним, выборы проходят в один тур тогда, когда кто-то из кандидатов набирает более 50 % голосов избирателей. Во втором туре, в который вышли Евгений Михайлов и занявший 2-е место, его постоянный соперник Михаил Кузнецов, победитель будет определен простым большинством голосов. ПАИ было интересно узнать мнение профессионального политика о выборном процессе, корреспондент обратился к Евгению Михайлову.

При всех сложностях первого предвыборного тура, у Вас, Евгений Эдуардович, удачный результат: область выбрала вас.

Результаты нормальные, в принципе, но могло бы быть лучше, повлиял рад обстоятельств, специфических и общих.

 

Можно уточнить, какие именно?

Повлияла история с мэром Хороненом, его выдвижение и позиция КПРФ.

 

КПРФ сошла просто с ума. Их официальный «яблочный» альянс  в Москве вызывает большое недоумение.

Да, позиция удивительная, может быть, что-то за этим стоит. Что касается КПРФ и Хоронена, то проблема была не в выдвижении Хоронена, а после его снятия с выборов, когда КПРФ продолжила совершенно бесперспективную кампанию его поддержки, но достаточно вредную. Она  им ничего не давала, но повлияла на результат в пользу третьих лиц. Я не думаю, что псковские коммунисты этого хотели. Ну что ж, это лишний раз говорит о вреде эмоциональности в политике.

 

То есть получилось так, что в результате коммунисты поддержали тех кандидатов, кто прибежал сюда в область, на выборы? В общей сложности семь кандидатов получили более 50% голосов.

Что не удивительно, это связано с расколом псковского общества.

 

Владимир Никитин прописан в Москве, приезжает в Псков и устраивает коммунистические баррикады и митинги, а люди доверяют еще коммунистическим вождям. Мы же получаем вот такие результаты.

Да, ему следовало бы  задуматься над своей позицией и понять, что есть политические партийные интересы КПРФ, а есть интересы области. Не случайно в местном отделении коммунисты не все поддерживали его позицию, и оказались правы.

 

Евгений Эдуардович, вернемся к этим 50%, полученными Вашими противниками сообща. У меня сложилось впечатление, что наше население проголосовало не головой, а ушами?

Ну, на самом деле пришли 50% на избирательные участки, и из них так проголосовали 50%. Видимо, какие-то кандидаты прижились в области и не воспринимаются как чужие: Брячак, Кузнецов, которого я сам привез в область. Да и в составе нашего населения значительный процент приехавших, и среди избирателей их может быть около 100 тысяч. Не забывайте военных, много вновь прибывших. И в результате выборов ничего удивительного нет. Ряд людей голосуют специфическим образом, а из военных пришли все и проголосовали. Картина  получилась немного искаженной, но ничего в этом трагичного  я не вижу. Нам, может, не совсем нравятся эти обстоятельства, но они есть.

Результат первого тура я оцениваю как хороший.

 

Но эти тысячи избирателей, живущие сравнительно недавно в Псковской области, могут быть плохо знакомы с Вашей работой в области?

Может быть, они и знают, что происходит в области, но могут приписывать мою работу другим. Знаете, есть такой «псковский спорт»: взять чужое дело и приписать себе. И никто никому не запретит. Ведь  любой кандидат вполне может сказать, например «Я построил Кремль». И найдутся десять человек, которые поверят.

 

Я думаю больше.

Если доплатить денег, то больше. Главное не в том, что кандидаты говорят и насколько правдиво, а насколько уверенно. А избирателям трудно разобраться, тем более, когда много претендентов, которые не брезгуют откровенным обманом.

 

Люди, хорошо знающие Вашу работу, Евгений Эдуардович, знают, как Вы успешно работаете с МИДом, а область у нас приграничная. Как работаете с Министерствами, как область стала выходить на первые позиции в самой трудной социальной, бюджетной сфере, за которые Вы отвечаете непосредственно. С другой стороны, Вы производите впечатление человека нерешительного, закрытого, очень сдержанного и все время пытаетесь объяснять свои решения, а это выглядит так, как будто оправдываетесь. Народу же нравятся те, кто стучит кулаком по столу, демонстрируя свою власть, такие как псковский мэр, который говорит мало, громко, внятно: все хорошо, все нормально.

Знаете, все-таки есть разные типы политиков. Конечно, говорить внятно и громко – это хорошо, но не главное. У меня, может, так не получается. Но в политике самое важное – принятие правильного решения. Куда идти: налево или направо. От принятого решения зависит результат. Сталин, по воспоминаниям людей его близко знавших, говорил очень тихо, был нерешителен, с трудом принимал решения. И двадцать лет он просто работал, его никто не принимал всерьез в первые годы и не боялся. Кому скажи сейчас, никто не поверит. Его недооценивали. А потом он стал примером решительности, железной воли и целеустремленности. Он не любил выступать, он занимался конкретной работой. Я вам привел пример того, насколько наше восприятие отличается от реальности.

 

Если в предвыборную кампанию 2004 года хорошо вчитываться и всматриваться, анализировать, то Вы оказались единственным кандидатом, который не работал некорректными способами против своих противников. Ваши противники объединились против Вас и, открыто обманывая людей, изображали Михайлова ужасом Псковской области.

Мы боролись, но в разумных пределах, разоблачая чью-то ложь. Мы не прибегали ко лжи, как способу ведения предвыборной кампании, и не изобретали таких ходов, как один из кандидатов - сфальсифицировал высказывание Президента. Это никуда не годится. И такие вещи отражаются на области, к ней начинают соответственно относится, а мы крайне нуждаемся в помощи Центра, от которого во многом зависит жизнь в области.

 

Кремль ведь не поддерживает за «красивые глаза»?

Кремлю нужно в Псковской области спокойствие и стабильность. И это они связывают с одним человеком - со мной.

 

Вы восемь лет руководите областью, и я не думаю, что у Вас была возможность в последние 2-3 года просто пройтись по городу. Чем платит политик за такую сложную жизнь? У вас есть потери?

Конечно, потери есть. Публичная деятельность несет дополнительные обязательства. Есть люди, которые не понимают этого и им нравится, что за ними наблюдают. Но нормальному человеку это трудно переживать. И учитывая сложную ситуацию  в области, когда ищут виновных поближе, а губернатор в нынешней России - это самое понятное олицетворение власти, то понятны и эмоции, которые у людей рождаются. Им трудно разобраться, почему так происходит.

 

Вину ищут не в себе, а во власти?

Конечно, но я  все это знал изначально, и иллюзий особых не питал. Люди не могут вдаваться в детали функционирования экономики и власти, не понимают механизмов. Но с другой стороны - это моя родина, и я уважаю людей, которые здесь живут. Кого-то  ввели в заблуждение пропагандой, и не получается  разобраться в обстановке. Я это понимаю, и переживаний особых нет. Но все-таки, когда работаешь, работаешь и знаешь, кто что сделал, а люди думают по-другому…Что ж, это обычная проблема - трудности понимания деятельности власти.

 

У вашей мамы какое настроении сейчас?

Ну, ей тяжело наблюдать все эти перипетии. У нее есть подруги, друзья, она ходит в магазины, много чего слышит.

 

Вам рассказывает?

Да.

 

В прошлый раз, Евгений Эдуардович, после того, как Вы дали интервью ПАИ, я Вас спросила о том, как Вы оцениваете свои выборные шансы. Вы ответили, что на  высокий процент голосов избирателей не рассчитываете, но Ваши избиратели Вам верны и не мечутся между другими кандидатами, выбирают Вас. Они выбрал Вас в 1996 году,  в 2000-м,  и сейчас. Кто Ваш избиратель, как Вы представляете его?

Мой избиратель разный. Разные социальные слои. И молодые, и не очень. В городе один избиратель, на селе -  другой. Но село для области – базовая отрасль, там живут пожилые люди и они держатся за действующую власть. Мы стараемся им помогать, и на селе эта помощь заметнее. Меня поддержали на селе. Меня поддержали и уважаемые люди в области, действительно уважаемые, те, кто работает и достигает успеха. Они выступали  моими доверенными лицами. Одним административным давлением это не объяснишь. Кто хотел - меня не поддерживал, отмалчивался. И значительная часть элиты, не вся, но значительная ее часть, объединилась и поддержала меня. Лучшие люди. Это вызывает во мне чувство признательности, тем более, что меня поддержали  люди, которых я считаю думающими, и они реально представляют элиту области, хотя  принадлежат разным политическим лагерям и имеют разную жизненную позицию. Для меня это большая ценность. Постепенно это сработает и на простого избирателя, которому  сейчас трудно разобраться в обстановке, осмыслить ситуацию в области. Это удел немногих.

Люди не обязаны решать глобальные вопросы, и легко поддаются критической  пропаганде, не всегда честной. В США, например, система  выборов более отлажена, и если кандидат обещает решить нереальные вопросы, это приводит к его политической гибели.

 

Например, обещает добавить к пенсии 500 руб.

Да, а его сразу спросят: где деньги возьмете? Он скажет: «В тумбочке». Ну, тогда, извините. А у нас можно обещать, что выгодно кандидату, и не нести никакой ответственности.

 

В нашей истории период Смуты характеризуется частой сменой правителей:  3-4 года, и смена власти, а то еще самозванцы сядут на троне. Для огромной России четыре-пять лет и смена власти – это, наверное, не очень нормально. И Ваша попытка, Евгений Эдуардович, идти на третий срок, естественна: такая работа предполагает длинный отрезок времени.

Ну, я считаю, что рассуждения на тему третьего срока не очень серьезны. Любой действующий политик борется за власть - в этом смысл политики. Объяснять, зачем идешь на третий срок - это несерьезно. Я борюсь за то, чтобы быть у власти. А сколько сроков: есть возможность по законодательству - люди борются. Но я считаю, что все ограничения в законодательстве по срокам надуманы и никому не нужны. Более того, они вредят стране. Избиратели должны сами решать: избирать снова или нет. Я считаю глупостью ограничения избирательного срока и на уровне Президента. Если мы посмотрим на результаты работы там, где губернаторы дольше руководят регионами, там  люди живут лучше, спокойнее и стабильнее. А ограничение сроков для избрания – это искусственная преграда.

 

Зачем Вам, Евгений Эдуардович, нужна власть?

У меня есть свои взгляды на будущее Псковской области, серьезные наработки. Много уже сделано мной и моей командой. И эту линию надо дальше продолжать, тогда будет эффект. Есть, помимо прочего, и понимание, что я работаю на благо области. Есть результаты. Они будут и дальше.

 

Вспоминая  выборы 2000 года, как избиратель, наблюдающий за предвыборной кампанией, я могу отметить, что Вы взвешенно говорите о будущем и о возможностях развития области. Может, именно поэтому Вы выигрываете? Те, кто умеет Вас слушать и понимать, голосуют за вас?

Но вообще-то, надо признать, что выигрывают и те, кто обещает. Я не скажу, что я ничего не обещаю. Я тоже обещаю, но люди хотят слышать больше. Человек ответственный этого не должен делать. Я действительно сдержанно обещаю, потому что отвечаю за свои слова. Другие за свои слова не отвечают: «Вы нас выберете, и мы вам все потом устроим». Люди у нас все-таки неискушенные, а система политическая, как я уже говорил, не отлажена. Поэтому, в какой-то степени, эффективно обманывать, обещать непонятно что и надеяться, что никакой ответственности не будет. Но если думать о будущем страны, надо это будущее реально представлять. И то, что я предлагаю, и предлагают те, кто со мной работает, сделать будет не просто, но это можно сделать. И мы за это боремся, и будем бороться - за реальный вариант будущего.

 

Интервью записала Н.Шершнева,

Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...