Чиновник – враг народа?
(Жрецы).
Приказные палаты XYII в. – одно из первых каменных зданий государевой службы России в Пскове
Средства массовой информации, которыми владеют богатые и умные ребята, а по–гречески просто олигархи, убедили общественность в том, что самое большое зло нынешней жизни – это чиновник. Врагом народа определили Акакия Акакиевича. Стрелка была переведена профессионально, обществу показали жертву и сказали: Ату! Народ, который с утра до вечера смотрит рекламу быстрорастворимой лапши и пива, вполне управляемый и манипулируемый народ, стал испытывать к чиновникам смешанное чувство зависти и ненависти. И олигархи вздохнули свободнее. Российское же общество теперь представляет чиновника вроде жирного и тупого дяди (хотя большая половина чиновничества – женщины), с набитыми взяточными долларами карманами. Как–то одна из знаменитых политических звезд, вспоминая начало карьеры, сказал: «Спал в канцелярских комнатах на столах, обедал со сторожами, работал за 40 рублей жалованья». Хорошая практика. Я не очень доверяю современным нормам безнравственного общества, и не доверяю оценкам частной прессы. Поэтому попыталась разобраться в проблеме непосредственно, обратившись к источнику народного гнева – чиновнику. Один мой собеседник – практик государственной службы, другой – теоретик.
Владимир Хохлов, заместитель начальника Главного управления строительства, архитектуры и ЖКХ Псковской области. Хохлову 50 лет, из них 23 года работает в системе муниципальной и госслужбы. Кандидат экономических наук, преподает в Политехническом институте «Основы местных финансов».
Владимир Андреевич, что такое государственная служба?
Государственная служба – это нужное дело. Это – раз. Второе: для того, чтобы выполнять функции, связанные с государственной работой, должна быть хорошая квалификация, должны быть хорошие специалисты. Интересно в связи с этим вспомнить Хартию по местному самоуправлению, принятую многими странами. Она гласит, что заработная плата служащего должна отвечать требованиям муниципальной службы. Для того, чтобы на этой муниципальной службе работали бы высококвалифицированные специалисты. Хартию выполняют все подписавшиеся, кроме нашей страны. Поэтому у нас муниципальный, и, кстати, государственный служащий Глава района, начальники Комитетов и т.п. получают меньше, чем работник автозаправочной станции. Но наш народ приучен СМИ гонять чиновников, что они такие-сякие, хапают и воруют.
И с утра до вечера берут взятки.
Да, поэтому дворника избирают всенародно в виде Главы, или мэра, а потом его гоняют за то, что он не подметает улиц. А для этого надо не избирать, а нанимать на работу по рыночной цене. Если, конечно, хотим, чтобы лучше дворник мел. Также и в государственной службе. Поэтому в сегодняшних условиях, при таких подходах, большой привлекательности у госслужбы нет. Может быть, кто-то и зарабатывает на госслужбе каким-то другим способом, но тогда их обличают и сажают в тюрьму. Сейчас чиновникам более-менее высокого уровня, всенародно избранным, губернатору, Главе района, мэру приходится применять тактику такую: опираться не на свой чиновничий аппарат, а на различные структуры. Чтобы лучше было, например, со сжиженным газом и всем остальным, надо напрямую работать с Облгазом. Потому что Облгаз в состоянии это сделать. При такой системе высший эшелон государственного руководства: губернатор и его замы вынуждены работать с хозяйственными структурами, с теми руководителями, которые отвечают за производство. Понятно?
Вполне. Каков Ваш рабочий режим?
Официально, как положено, с 9 до 18 час, но я обычно с восьми утра и до семи- восьми вечера. Раз-два, а то и больше в неделю в командировках по районам. Дело в том, что езда по командировкам нужна для того, чтобы иметь достоверную информацию. Потому что информация от районов не есть достоверная. А вот чтобы решать свои вопросы я вообще-то должен сидеть здесь, за этим столом. Я - чиновник и анализирую информацию, намечаю программы регионального класса, которые должны помочь разрешить ситуации в муниципальном образовании, должен какие-то сделать движения, связанные с письмами, с выработкой инструкций, проведением планерок, с увязкой ряда интересов организаций для выполнения задач.
Сколько служащих подчиняются Вам?
Я работаю с отделами теплоснабжения, водоснабжения, газификации, жилищно-коммунальным отделом. На всю область – более 20 человек занимаются разными проблемами ЖКХ, газо- и водоснабжения.
Ментально, что такое государственный служащий? Кто способен работать госслужащим?
Госслужащий, на мой взгляд - помощник избранного чиновника, губернатора или мэра. Аппарат администрации – это помощник. Их задача: уметь анализировать, знать объективную обстановку и предлагать решения. Это наиболее важная функция. А потом добиваться реализация в жизнь принятых решений. Для этого надо работать на конечную цель, что сделать не так-то просто только с помощью документов, бумаг. А другого пути у нас сейчас нет. У нас нет экскаватора в подчинении, нет водопровода. Поэтому мы должны за счет своей квалификации и опыта скоординировать действия различных организаций. А районные и городские муниципальные образования свободны, как вы знаете. Это не государственные организации. И как ими руководить, с помощью чего, каких рычагов? Авторитета. В связи с этим чиновник должен быть грамотным, уметь работать и убеждать в своей правоте. Быть исполнительным и дисциплинированным. Если есть задача, он должен ее решить, не считаясь с личным временем, что иногда не всем нравится.
А психологически, Владимир Андреевич?
А психологически должен быть устойчив, потому что в любом случае зачастую он же будет виноват.
Почему?
Потому что нет вертикали власти. Работаем на авторитете. И в любом случае недовольны или те, кому ставишь задачу, или передаточное звено, которое ты координируешь. Как правило, кто-то из двух сторон недоволен. Поэтому чиновник должен быть психологически устойчив. И даже, если он хочет вести дело нормально, это все равно связано с психологическими издержками. Или он ничего не делает, и тогда он никому не нужен.
Как Вы реагируете на отношение к вам в обществе, которое презирает чиновника и считает, что чиновники исключительно воры и идиоты?
Я себя чувствую в этом плане нормально. Такое мнение есть, но я на себе его не ощущаю. Ночью, во всяком случае, не ощущаю; в выходной день не ощущаю, а когда с таким мнением сталкиваюсь, с массовым сознанием, когда приходится работать с коллективами, то до сегодняшнего дня мне удавалось за полчаса разговора переубедить. Или хотя бы показать, что голыми руками чиновника не возьмешь.
Вы используете ненормативную лексику?
Приходится. В кабинете стараюсь избегать. Но, к сожалению, в коллективах котельных, на теплотрассах и т.п., где нормативная лексика – ненормативная, а ненормативная является нормативной, там да. Приходится разговаривать на понятном людям языке. Для выполнения задачи. Но надо бороться с этим.
ЖКХ - это сейчас самая трудная проблема в системе местной власти?
Я много за что отвечал в своей жизни: и промышленность, и экономика, и могу сказать, что ЖКХ – это не самое страшное или самое сложное. Тут многие задачи решаемы. Но людям это, наверное, не сильно и надо. Какое бы ЖКХ не было, оно, в основном, работает. Судя по социологическим опросам, людей волнует другое: когда зарплату повысят, когда всеобщее высшее образование будет, когда будут лечить…Наверное, это и правильно в принципе. А ЖКХ работает, но качество услуг оставляет желать лучшего. Впрочем, сколько платим, такие услуги и получаем. Знаете, как с «Жигулями»: купишь за 120 тысяч, а потом полгода доделываешь. А БМВ сразу на ходу, но зато с еще одним нулем. Так что некачественные услуги мы получаем, плохо оплачивая их. Наши деньги непривлекательны для коммунальщиков.
Вы согласитесь с Жириновским, который предложил на госслужбу принимать мужчин, только отслуживших в армии?
Если, конечно, мы хотим видеть госслужащего с автоматом…
Но армия дает закалку.
А кто сказал, что остальная жизнь не учит человека? Почему только армия? Из числа имеющих высшее образование в армии были не более 10 процентов. Но это не помешало нашим специалистам решать многие серьезные вопросы. Закалка в армии это не плохо, но это не критерий, который позволяет убедиться в качестве госслужашего. Госчиновник, в первую очередь, должен знать законы, понимать, откуда они взялись. Понимать не только, как они писались, но и их экономическую сущность: откуда закон родился и зачем этот закон нужен. Вот для этого у чиновника должна быть закалка в голове, в первую очередь. В госслужбе есть распределение: одни работают головой, а другие, силовики, еще применяют и физическую силу. Там без армии не обойдешься.
Вам нравится государственная служба?
По большому счету, я считаю, что это некий промежуточный вариант.
Почему?
Так Родина подходит. Исходя из заработной платы чиновника, она становится неким промежуточным вариантом для человека. Путь специалиста – госслужащего тупиковый, он никогда не сможет решить свои материальные проблемы. Партийный аналог, который был раньше: инструктор обкома партии. Если он расширял кругозор, хорошо знал систему и умел анализировать, его двигали в более важные структуры, в производственную и экономическую сферы: начальник ПМК, завода, стройки и т. п.
А сейчас?
Это, конечно, не практикуется, и я считаю, что чиновники сейчас - это не ключевая позиция, а определенный элемент машины управления обществом, которому общество поручило не все, а только часть. И если мы возьмем по финансам, то это всего лишь третья часть, а остальное люди сами себе все добывают. Для страны важнее другое. Президент недавно встречался с предпринимателями, и это самое главное: функционирование отраслей экономики, производство материального продукта. А специалисты – госслужащие должны быть, но гораздо меньше. Правда, есть один момент, чтобы директор завода был социально ориентирован, он должен поработать чиновником. Поработав здесь, в госслужбе, поняв государственный механизм воздействия, людей надо двигать в экономику, и они там правильно будут работать и на пользу обществу. Но уже директора завода на место чиновника невозможно поставить. А здесь заполнять свободные места служащих подрастающим поколением. Так раньше и было. И во всем мире это практикуется. А так он работает10-20 лет, все знает, энтузиазма нет. Много денег не заработает, начинает огород поливать на даче, еще чем-то занимается, готовится к пенсии. Куда расти? Кстати, губернатора из чиновника никогда не получится.
А взятки потому и берут, что чиновники мало получают?
Думаю, не потому, а из-за свойств человека. Денег ведь всегда мало. Но не все берут. Просто, если ты хочешь больше заработать, двигайся туда, где хорошо платят.
В табели о рангах госслужбы у Вас какая классность?
Не знаю.
Алексей Селиверстов, директор филиала Северо – Западной академии государственной службы в г. Пскове, 55 лет, более 25 лет стажа в госслужбе, кандидат социологических наук.
Как Вы, Алексей Васильевич, советник 1 класса, относитесь к табели о рангах, существующей в госслужбе?
Вы знаете, я не очень имею право высказывать свое мнение по этому поводу, как госслужащий. Но мое мнение, дворянско-феодальные полочки никоим образом не влияют на конечный продукт нашей работы. Конечно, какие-то стимулирующие моменты есть. Мне лично достаточно того, что я чувствую свою ответственность, что я - ведущий специалист. Ведь есть должностная система, и я знаю, кому подчиняюсь, кто подчиняется мне, и кто за что отвечает. Кому отдавать приказы и определять уровень компетентности. Мне этого вполне достаточно. Я горд тем, что мне доверило государство выполнять эти обязанности, и я добросовестно стараюсь это делать, а не потому, что я - советник 1 класса. Я не знаю, какой чин у моего начальника, но я знаю, что он мой начальник. Вы первая, кто спросил, какой у меня чин.
А раньше этого не было, при коммунистах?
Не было.
Ну, это аристократично: Советник первого класса.
Да, звучит многозначительно.
Табель о рангах Ордена посвященных. Иерархия?
И я бы сам Вам тут прочитал лекции об иерархии. Конечно, корпоративный дух, как в любой организации, существует. Он есть и у нас. Но на самом деле неважно, какие чины у кого, мы знаем каждому цену, и есть оценки формальные, а есть неформальные.
В российском обществе существует проблема власти: власть не любят. Россия - единственная страна, где власть не уважают. И в стране идет методически агрессивная кампания по образу врага народа – чиновника. Быть чиновником позорнее, чем быть вором? Да?
Да?
Я Вас спрашиваю - да? Вы это чувствуете, Алексей Васильевич? Вас устраивают характеристики, которые дают вам в прессе?
Я ценю в себе профессионала, и для меня мнение не экспертов достаточно мало что значит. Вначале я должен оценить адекватность и компетентность того, кто это говорит. Да, у нас больше всего говорят о власти публицисты и сатирики, и я могу посмеяться вместе с ними, но я понимаю им цену. Для меня этот источник информации находится за пределами системных рассуждений о государственной власти, о службе государственной и муниципальной. А если говорить о массовом мнении относительно власти, то и Бердяев, и Лосский, и многие другие русские философы, размышлявшие над этой проблемой, отмечали дихотомность нашего сознания. Оно мгновенно меняет свою полярность: с одной стороны ненависть к власти, с другой - почти мистическое преклонение перед властью. В какой еще христианской стране, будем так говорить, встает солдат на поле боя и кричит: За Родину! За Сталина! Происходит сакрализация власти, заменителем святости становится власть. Мы находимся на краю западно-европейской культурной ойкумены, и недостаточно зрелы политически.
Может, не потому, Алексей Васильевич, что мы - не зрелые, а это наше прирожденное свойство?
Разумеется, нет и нет. Мы все-таки своими корнями привязаны к культуре западно–европейской. Мы оттуда вышли территориально, наши прапрабабки пасли коров у Бранденбургских ворот.
Дайте, пожалуйста, ментальный портрет чиновника. Кто - госслужащий?
Идеальный или нормативный?
И тот, и другой.
Идеальный – почитайте Закон о государственной службе и Кодекс государственного служащего. Там и заложен идеал госслужащего, и к нему надо идти. А реальный – боюсь, что не скажу, трудно. Но служащий, поработавший в органах госвласти, или муниципальной, хотя бы 2-3 года, становится намного мудрее социально, ответственнее, чем те люди, которые не вкусили, не попробовали работать в этом механизме.
Что такое госслужба?
Это механизм реализации закона правящего класса. Если ты смотришь, как наблюдатель на власть, ты ничего в ней не поймешь. Как только становишься участником этого процесса, то сразу становится понятно, в чем сильно государство, а в чем – слабо. Что обязано делать, а что совсем не обязано делать. Ты становишься мудрее и ответственнее, взрослее. Когда я опрашивал многие социальные группы об отношении к реформам, самые взвешенные ответы и оценки давали люди, связанные с государственной и муниципальной службой. А опрашивал я около 15-20 социальных групп. Служащие приобретают бесценный опыт службы государству. Так просто это не дается. Система их делает мудрыми, взвешенными и аккуратными.
Реализация государственных интересов – работа в госслужбе?
Да. И те, кто начинает работать у нас, понимают, что порядок, оказывается, есть. Есть много знающих и ответственных людей.
Нужно ли иметь какую-то особенную психологию? Это же не работа.
Да, конечно. Это служение. И любая власть заставляет человека возвышать себя, т.е. делать ответственным. Это несомненно. Но здесь сложно прижиться человеку творческому, который хочет реализовать себя индивидуально. Чиновник должен быть усердным и усидчивым, серой мышью. У нас в аппарате три четверти служащих - женщины, очень небольшая зарплата, рабочий день не нормирован. Если приводить к какому-то общему знаменателю, то на госслужбе работают намного больше, чем в других отраслях. Не берем во внимание бизнес, это отдельная история. Случайных людей здесь очень мало. В начале 90-х были, но потом пошла калибровка. Это естественно. Любая организация предъявляет личностные, объективные требования, и человек понимает, что не туда попал. Остаются те, кто может выдержать этот темп и требования. Здесь нельзя опоздать на работу - это общее правило. И надо все выполнять. Если сегодня не выполнишь, значит, это потом уже не надо. Условия госслужбы жесткие, и не всякий может им соответствовать.
А подчинение начальнику беспрекословное?
Вы знаете, у нас каждый понедельник планерка, и идет обсуждение. До принятия решения обсуждается и говорится все, можно не соглашаться. Руководитель прислушивается и может менять свое мнение. Но когда принято решение, надо исполнять. Конечно, надо бороться не с чиновниками, а с бюрократами. Это те, кто не умеет работать, или не хочет, не понимает, что такое государство. Надо бороться с бюрократизмом. Мы и боремся через обучение. Но главное в госслужбе - уметь динамично реализовывать принятые решения.
Значит, есть проблема кадров?
Проблема в том, что у нас отраслевая вертикальная соподчиненность: Управление по строительству, например, берет строителей, а требования должны выполнятся те, которые предъявляются. И берут того, кто подойдет, высматривают заранее. Любого не возьмут, а того, кто зарекомендовал себя на прошлой работе. И это какая-то гарантия того, что попадет профессионал. Впрочем, не обходится без накладок. Но это вполне нормальный процесс. И проблема кадров не в личностях, которые приходят, а общем уровне и характере организационной культуры от верхов до низов. Мы должны повзрослеть. Как говорил Ленин: Кризис невозможно обойти, мы должны его пережить. А мы все хотим его перепрыгнуть, обойти, перелезть. И реформы хотят сделать за две недели. Но надо честно сказать, что реформа готовится два - три года, а делается десятилетиями. Вот когда мы признаемся себе в этом, и начнем говорить об этом народу, тогда мы будем просто работать.
Здание администрации Псковской области (XVII –XVIIIвв.)
P.S. Чиновники – особый сорт людей, особая порода человеческая. Монстры и зубры чиновного дела не обижаются на звонкий лай прессы. Они знают: на обиженных воду возят. Их толстокожесть – свойство профессии, необходимое условие выполнения государственных задач. Русская литература много чего рассказала о российских чиновниках. И если Салтыков-Щедрин был фантастически беспощаден в своей сатире, то Гоголь писал портрет чиновника тоньше и с большим сочувствием к маленькому человеку - Акакию Акакиевичу. Любимый Петром I Алексей Меньшиков – самый высопоставленный чиновник Российской империи, наворовал миллионы, которые в облигациях держал в банках Амстердама и Лондона. Но чиновник - это жрец, и миссия у него жреческая – служить государству. Его бог - государство. Со жречеством нельзя бороться, оно имеет мистическую природу и с ним нужно смириться. Мы боролись с буржуями и аристократами, но пришли новые буржуи и отняли последнее. Не надо бороться. Если мы будем так серьезно бороться с чиновничеством, мы лишим государство специалистов – управленцев. Россия ведь стоит и на Акакиях Акакиевичах тоже. Но государству надо знать простую истину: «Хорошо оплачиваемые бюрократии могут существовать вечно».
Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.