Монетизация льгот: главное, чтобы все было честно
С 1 января 2005 года в России вступает в силу сложный и во многом противоречивый закон о монетизации льгот, который подразумевает под собой замену натуральных льгот денежными выплатами. По этому закону все граждане страны, получавшие льготы, будут условно разделены на федеральных, льготы которым будет компенсировать государственный бюджет, и региональных, забота о которых будет возложена на областные власти. О том, как идет подготовка к реализации закона о монетизации в Псковской области, корреспонденту ПАИ рассказал заместитель губернатора Юрий Демьяненко:
На сегодняшний день в России постоянно пользуются льготами 17 категорий граждан, всего в стране действует около 15 видов льгот. В рамках реализации закона 13 категорий льготников взял на себя федеральный центр, который обеспечит им существующие льготы компенсациями. Он самостоятельно определился, какие именно льготы и на какую конкретно сумму будет компенсировать, какие категории граждан и какую конкретно доплату будут получать к ныне существующей пенсии.
По федеральному закону 4 категории льготников были отданы на откуп субъектам Федерации, в том числе и Псковской области. С 1 января псковский областной бюджет берет на себя заботу о тружениках тыла, ветеранах труда, о лицах, пострадавших от политических репрессий, и гражданах, которые после войны разминировали территорию Псковской области. На сегодняшний день в Псковской области проживает около 70 тыс. региональных льготников и около 100 тыс. федеральных. Поэтому на данный момент у нас различными льготами пользуются около 170 тыс. человек.
Отношение к закону о монетизации льгот не однозначно, мы уже неоднократно говорили об этом, высказывали и в письменном и в устном виде свои претензии федеральному правительству о том, что мы категорически не согласны с тем, что льготников вообще разделили на 2 группы. Суммы выплат для обеих категорий льготников могли бы быть одинаковы, если бы федеральный бюджет позаботился о том, чтобы в регионе было достаточно средств для того, чтобы, например, труженикам тыла выплачивать такую же компенсацию, как инвалидам войны. Но, к сожалению, федеральный бюджет не берет на себя эту заботу, отдавая все на откуп нам, поэтому область исходит из тех возможностей, которые у нее есть.
Закон о монетизации льгот очень сложен и неоднозначен. Он довольно долго готовился в недрах Министерства социального развития, обсуждался в Государственной Думе и с профсоюзами. Как мы можем предположить, по этому закону федеральные льготы получает та категория граждан, которая, по мнению разработчиков, их больше заслужила, хотя это не справедливо к труженикам тыла, ветеранам труда. В федеральную категорию попали инвалиды всех трех групп, инвалиды с детства, ветераны, участники и инвалиды войны, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.
По этому закону мы, в принципе, могли оставить все как есть, ничего не менять, а могли сделать так, как было сделано с федеральными льготниками, поскольку в законе нет никаких рекомендаций. Но есть в нем одна маленькая оговорка, которая практически решает все - если в области пойдут по пути федеральных льгот и введут монетизацию, тогда государственный бюджет найдет возможность в определенной степени компенсировать затраты на эти льготы для региона. То есть, другими словами, если область оставит льготы в натуральном виде, тогда регион будет самостоятельно решать все вопросы их финансирования. Эта оговорка заставила 90% регионов России перейти на монетизацию льгот, или, по крайней мере, запланировать этот переход. Из 11-ти территорий Северо-Западного региона страны 10 идут именно по этому пути.
Пока областная администрация прорабатывает для региональных льготников выплаты от 300 до 350 рублей в месяц. Для сравнения: в Твери эта сумма будет составлять от 250 до 300 рублей, в Ленинградской области - от 230 до 300 рублей, в Архангельской области - от 200 до 250 рублей, в Санкт-Петербурге - от 300 до 400 рублей.
Если мы говорим, что в целом по стране действует около 15-ти видов льгот, то на каждую из 4-х категорий областных льготников выпадает достаточно небольшое количество ныне существующих льгот. Исходя из этого, мы и проводили все необходимые расчеты. Вообще, все льготы можно разделить на 3 группы: коммунальные льготы и связь, медицинские льготы и транспортная льгота. По коммунальным видам льгот можно не беспокоиться, потому что и федеральные, и областные льготники будут получать ее в натуральном виде, как и раньше. Если говорить о медицинских льготах, то здесь смысл перехода на денежную компенсацию заключается в том, чтобы обеспечить в 100%-ном объеме потребность больных льготников в необходимых лекарствах. Для этого необходимо иметь полный регистр этих льготников, 2 недели назад по Псковской области мы его уточнили, а ФОМС и Пенсионный фонд все эти фамилии сличили, поэтому здесь наведен полный порядок. Кроме того, мы определились с реестром лечебных заведений и врачей, которые могут выписывать эти лекарства, и самое главное – определились с поставщиком лекарств. Это будет федеральный поставщик - фирма «Протэк», которая выиграла в Москве тендер и определена за территорией Псковской области. Определились мы и со складированием лекарств, что очень важно, так как с 1 января меняется сам принцип подхода к лекарственному обеспечению – деньги из фонда будут оплачивать уже за выданное лекарство, поэтому лекарства будут всегда. Я думаю, что все, кто нуждается в льготных лекарствах, будут их получать, даже не заметив переход от натуральных льгот к монетизированным. Тем более, что для федеральных льготников эта льгота введена в социальный пакет. Сейчас мы прорабатываем вопрос о том, как две категории областных льготников, которые могут претендовать на лекарственные льготы (труженики тыла и пострадавшие от политических репрессий), будут снабжаться необходимыми лекарствами. Поскольку у нас в регионе в эти категории входят всего 2 тыс. граждан, то на данный момент у администрации уже есть договоренность с Министерством здравоохранения России о том, что оно окажет помощь Псковской области по этой категории льготников. Поэтому вопрос по коммунальным и медицинским льготам практически закрыт.
Транспортная категория льгот на сегодняшний день является самой больной и сложной, потому что ими пользуются практически все льготники, но беда в том, что не все в равной мере. К примеру, сейчас есть льгота – бесплатный проезд на городском транспорте, но те, кто живут в селах, в райцентрах, где нет автобусного сообщения, практически никогда этой льготой не пользовались. То есть, льгота введена, но пользуются ей неравномерно.
Федеральный центр решил эту проблему так: раз этой льготой пользуются все, но не в равной мере, то давайте дадим всем денежную компенсацию, и пусть человек сам выбирает - либо ездить на такси, либо каждый день на автобусе, и покупает за эти деньги проездной билет. Для федеральных льготников это уже определено – им будет выдаваться денежная компенсация. Мы же сейчас отдаем себе отчет в том, что 300-350 рублей, которые мы будем давать тем областным льготникам, которые постоянно пользуются транспортом – это мало, на проезд в автобусах все деньги и уйдут.
Как выйти из этой ситуации? Можно ввести социальный пакет, который будет касаться только тружеников тыла, ветеранов труда и репрессированных. Но представьте себе картину, когда ветеран труда заходит в автобус, показывает свое удостоверение и едет бесплатно, а рядом едет инвалид войны, которому уже дали денежную компенсацию, и он должен брать билет. Более того, многие ветераны, участники войны являются и ветеранами труда. Да, эти люди уже получили компенсации за проезд из федерального бюджета, но у многих из них есть удостоверение ветерана труда, которым он наверняка воспользуется. Не будем же мы от них отнимать эти удостоверения, ведь они их заслужили. Выход здесь один – надо сделать так, чтобы все было справедливо для всех категорий льготников - и федеральных, и областных, и сделать так, чтобы у нас не остановился городской и пригородный автобусный транспорт.
Необходимо понимать, что сегодня, например, львиную долю средств псковские автобусники получают из областного бюджета. Только в этом году по компенсации за льготников псковские транспортники получили 80 млн рублей. В следующем году они эти деньги уже не получат, потому что часть этих средств уже отданы федеральным льготникам, а часть мы должны отдать в счет тех 300-350 рублей нашим льготникам. А все ли сегодняшние льготники завтра поедут на автобусе? Раньше мы платили автобусникам за всех льготников, и за счет этих средств они частично компенсировали издержки на горючее, запчасти и покупку новой техники. Завтра они могут не получить этой суммы, потому что не все льготники поедут.
Есть несколько путей выхода из этого положения, и они сейчас прорабатываются. Один путь – ввести льготный проездной билет для всех 17-ти категорий граждан. Из тех средств, которые мы определим в качестве выплат, льготник сможет купить билет за 150 рублей. Но тогда необходимо сделать так, чтобы такой же льготный билет имели и те граждане, которые пользуются пригородным транспортом, то есть ввести единый проездной билет.
Этот путь более справедлив для граждан Псковской области, но в нем менее заинтересованы транспортники, потому что нет гарантий, что даже половина нынешних льготников будут покупать этот проездной билет. Транспортники предлагают администрации не делать монетизацию транспортных льгот, а рассчитать стоимость проездного билета и вычесть ее из суммы компенсации. Тогда люди получат право просто ездить по своим удостоверениям. Тогда как быть с федеральными льготниками? Поэтому сейчас этот вопрос находится в проработке.
Работа в решении транспортного вопроса очень сложна, поскольку здесь выступают заинтересованными сразу несколько сторон: транспортники, ветераны, властные структуры. Здесь у каждого есть своя заинтересованность, и учесть мнение каждой стороны – это работа не одного дня.
Кирилл Сусленников,
Псковское агентство информации.