«Наблюдательные» псковичи на украинских выборах: ну как вы выбираете?
Президентские выборы в России-2004: все тихо и интеллигентно. Граждане в едином порыве выбрали себе главу государства на условно альтернативной основе и теперь упорно поддерживают все его инициативы.
Референдум по поводу третьего срока Лукашенко в Белоруссии. Административный ресурс посрамлен избирателем: явка зашкаливает за тот предел, который обычно выбирается при его использовании. Единодушие народа ввергает в шок самого батьку: не ожидал, порадовали. С оппозицией, правда, нехорошо получилось, но и она, оппозиция, явно не доработала по части организации стихийного народного протеста: ни горячего питания, ни комфортабельных палаток, ни стильной экипировки.
Президентские выборы на Украине (для блюстителей нового языкового порядка – в Украине)… Ну кто же так выбирает?
Хотя кто - как раз ясно, самое интересное – как. На этот вопрос мы попросили ответить межрегионального координатора проекта «Активные граждане – прозрачная власть», который осуществляет в Пскове Ассоциация некоммерческих организаций в защиту прав избирателей «Голос» Семена Никонова. Господину Никонову посчастливилось наблюдать второй тур голосования в братской стране – в буквальном смысле. Он был в числе независимых иностранных наблюдателей. Следил за соблюдением законности в Харькове. Понятно, да? Восточная Украина, километров 30 до границы с Россией, 70 % за Януковича...
- Семен, среди иноземных наблюдателей было много россиян?
- Я могу говорить только за Харьков: из 80 международных наблюдателей русских было человек 15, остальные - из Казахстана. Кстати, все очень молодые, студенты преимущественно. Россияне наоборот – в возрасте и с опытом. Нас потом и поделили для работы на участках по парам: один русский – один казах.
- Языкового барьера не было? Или на английском общались?
- Мой казах казахским не владел – он в Воронеже вообще-то вырос.
- Итак, как шел процесс, итоги которого подвергаются сейчас сомнениям – вплоть до переголосования?
- Если с самого начала, то прибыли мы в Харьков накануне второго тура (на Западную Украину российских наблюдателей уже поостерегались отправлять – на всякий случай), и, естественно, часть времени посвятили тренингу. Более детально знакомились с выборным законодательством Украины, с законом о выборах президента. Подтвердилось впечатление, что российское выборное законодательство более либеральное. Пара примеров: например, граждане, которых по каким-то причинам не оказалось в списках избирателей, могут быть внесены в них только по решению территориальной избирательной комиссии или суда. У нас же можно «внестись» через участковую комиссию, то есть прямо на месте, показав паспорт с регистрацией. Если живете «в рамках» избирательного участка, то, пожалуйста, можно сразу голосовать, а Украина процесс усложнила.
Еще один момент: на этих выборах списки избирателей составлялись уже на национальном языке. А если у кого-то документы еще не переоформлены? Например, по паспорту я Никонов, а в списках Нiконов – все, другой человек. Отправляйтесь в ТИК или в суд за решением, подтверждающим ваше право на волеизъявление. Но справедливости ради: практически все вышесказанное – это сложности первого тура, во втором в суд отправляли только тех, кого вообще в списках не было. Правда, такая пикантная деталь: суды в воскресенье, когда проходят выборы, работают, а банки – нет. Госпошлину человеку просто уплатить негде!
На 2 минуты заглянули к нам на тренинг представители ОБСЕ: по-моему, шведка и канадец. Представились, сказали, что все будет хорошо, больше мы их не видели. Никогда. Еще один момент меня насторожил: нас буквально ориентировали на то, что нарушения будут. В плане работы так и прописано было: с 10 до 11 часов доклад о первых нарушениях. Как у Мюнхаузена: с четырех до пяти – подвиг! Спрашиваем – а если их не будет? «А вы смотрите внимательнее!» - напутствовали тренеры…
- И кто оказался прав?
- Можете не поверить, но – мы. Мы не сидели на одном участке "от и до", а прошли по заранее определенному на целый день маршруту. Наша пара работала только в Харькове, в районы мы не выезжали, что, может, и жаль. Практика-то везде одинаковая – больше нарушений за пределами городов. Но на пройденных нами восьми участках их не было! Мы наблюдали, вели фотосъемку (у них это делать можно, а у нас закон специально не оговаривает такую возможность – вследствие чего и толкуется по-разному), присутствовали при открытии и закрытии участков, подсчете голосов. Наблюдатели от штабов Ющенко и Януковича тоже нарушений не отметили на «наших» участках.
Членов харьковских УИКов хотелось бы похвалить, везде работали очень вменяемые люди. Да, как впрочем, и у нас. Кто в участковых комиссиях сидит? Те же учителя с библиотекарями. Пожалуй, только один случай был слегка даже скандальный, когда членам УИКа пришлось удалить с участка наблюдателя Ющенко. Неадекватно вел себя человек, и впечатление складывалось, что делает он это намеренно: создает настолько нервозную, истеричную обстановку, что просто нарывается на удаление. Мы уже после обсуждали эту ситуацию, сошлись на том, что, скорее всего, провокатор.
Ну, что еще добавить - отстрелялись мы вовремя. Наш последний участок очень оперативно сработал: быстро прошел подсчет, оформление протоколов, их отправка. Вернулись мы в гостиницу «Харькiв», окна которой выходят на самую большую площадь Европы – площадь Свободы, и стали смотреть по телевизору, как идет подсчет голосов. И очень долгое время создавалось полное впечатление, что победит Ющенко! А потом как пошло: Крым, шахтеры, Харьков тот же – в общем, Янукович сравнялся и даже выдвинулся вперед.
- Когда в Киеве народ подозрительно организованно пошел на улицы, что было в Харькове, где победил Янукович?
- В Харькове под окнами нашей гостиницы на этом самом большом евро-майдане (с Ильичом посередине) часа так в три собрались сторонники Ющенко! В подавляющем большинстве – студенты, кому еще в понедельник в три часа делать уже нечего. Плакаты, слоганы, флажки – все, как положено. Говорят, что сторонники Януковича собирались пораньше, но мы их не видели. И хотя в городе все было очень спокойно, но общая обстановка как-то нервировала. Мы искренне жалели казахов, которым надо было возвращаться через Киев. Надо будет обязательно с тем парнем списаться – как добрался. Слухи ведь сразу разные поползли: что в столице беспорядки, что под Киевом танки стоят и так далее…
- Ваше мнение, возможно ли было такое количество нарушений, которые позволили бы не признавать победу Януковича?
- Я могу сказать одно: все последние события показали, что на Украине есть реальная оппозиция, она может влиять на власть и делает это. Это у нас итог президентских выборов был предрешен. Разрыв между украинскими претендентами на президентство был минимальный, но, по моему мнению, выборы состоялись. И выбор украинского народа надо уважать, в том числе и международным арбитрам.
- Семен, а как народ там живет? Сложилось впечатление: получше или похуже, чем мы?
- По-моему, также. Цены, во всяком случае, на продукты, проезд, услуги вполне сопоставимы. Единственное, что даже удивило: казалось бы, Харьков – город с 1,5-миллионным населением, метро есть, но ночью – темнотища. Одна реклама улицы освещает. Та же площадь Свободы – один фонарь в начале, один в конце. А вообще нормально живут, надеюсь, что к худшему поворота не будет…
Записала Елена Ширяева,
Псковское агентство информации.