Прощание скобарки
Проект «Скобарская правда» закрывается. В Интернете читателя не выбирают, но у меня была надежда на определенный интеллектуальный уровень, который позволил бы читателю СП понять, что скобарская правда - это «правда скобарская», а не божественная истина. К сожалению, не все посетители ПАИ, читающие тексты СП, понимали, про что они и для чего, обрушиваясь на меня в форумах. Кто называл антисемиткой, кто плохим журналистом, кто просто некрасивой и «соломенной вдовой». Так что у меня теперь есть возможность, отступая, сказать всем «спасибо». И несколько слов на прощание.
Никогда не была журналисткой ни по образованию, ни по «местам работы», которых у меня было немало. А проект, предложенный мною ПАИ, предполагал обычный человеческий голос в сетях Интернета, живой голос из провинции. Что-то вроде: Люди мы здесь есть, мы – живые. С условием к редакции ПАИ: отсутствие редактуры, стилистической, политической, и заказов. Предложенные условия редакции ПАИ выполнила.
Более года я свободно паслась на просторах Псковского агентства информации, расплачиваясь активной ненавистью форумных посетителей и моих личных недоброжелателей, незатейливая ругань которых заменяла возможную аргументацию. Меня, правда, всегда удивляли слабые форумы на ПАИ, агентстве вполне адекватном и весьма профессиональном. Но пока получается, что агентство работает сильнее, чем реагируют на него читатели. Что, впрочем, является особенностью качества Интернета. Главная задача «Скобарской правды», как предполагалось, разрушение стереотипов сознания, успешно сформированного российскими СМИ. У меня же не было сомнения в том, что интеллигенция совсем не самая страдающая и лучшая часть народа, что неофашистов у нас днем с огнем не найдешь, что не рожают у нас совсем не потому, что нет денег, что пьют в России и будут пить всегда, что трудом праведным не построишь палат каменных, что власть в России – это тот институт, на который человек сваливает все свои личные несчастья и неудачи, а правительство – повод для пустых и опасных разговоров в течение уже ста лет о его замене и т.д. и т. п. Жизнь, к счастью, не укладывается в вульгарный стереотип клишированного низкого сознания, ограниченного нашим возрастом и жизненным опытом. Поэтому в СП было представлено много разных голосов: чиновников, художников, крестьян, политиков, депутатов, священников – людей, которые на представленную проблему смотрят или профессионально, или не пошло.
Я пыталась рассказывать в своей «правде» про разных скобарей, про всякие важные вопросы нашей сложной действительности. В общем, про жизнь, в которой духовное состояние «униженных и оскорбленных», равно как и «богатеев, пьющих кровь народную» вызывает сочувствие. Но главное – не клеить ярлыки, не пытаться вместить личность в рамки собственных представлений о плохом и хорошем. Я не сомневаюсь, что всякий идеологический проект должен быть концептуальным (в нашем Отечестве концептуальны реклама и частная пресса) – поэтому моя правда была концептуальной. Ее идея была проста, но не находилась на поверхности, и заключалась в следующем: за то, как мы живем, мы отвечаем сами. Каждый в отдельности. И за свою ложь, предательство, воровство, зависть - тоже. Попутно я пыталась рассказать, что страна, Родина стала другой, а мы этого или не заметили, или не можем с этим смириться. Оказалось, что не заметили новый государственный феномен, судя по форумам СП, и интернетчики, вроде бы, образованные люди. Впрочем, общество массового потребления, которое неумолимо превращается в общество истребления, стандартизирует не только одежду, еду, приоритеты, но и мозги, что грустно, но закономерно. Но мне хотелось, чтобы читатель текстов СП начал понимать, что мы вполне заслужили: такую великую и страшную историю, которая у нас есть, такую сложную жизнь, которой мы живем. И не надо искать виноватых и показывать пальцем на Иосифа Виссарионыча, или Бориса Абрамовича. И не один Ельцин разрушал СССР. Мы - дети своего государства. Какое оно - такие и мы, его строители. Мы все вместе и дружно строили наш ад. И это единственное строительство, которое у нас получилось. И если мы традиционно не уважаем свое государство, то естественно его не уважает «мировое сообщество». Наша Родина, впрочем, всегда была неправильной, а сейчас – особенно. Это мало, кто понимает здесь, и не понимают – там. И живут в России неправильные люди, но их все меньше и меньше, а правильные покидают Отечество, или богатеют. И я не знаю, хорошо это или плохо. Поживем – увидим, как говорят мудрые люди. Но еще меньше в России тех, кто любит свою Родину. И, оказалось, что «патриотизм – это последнее убежище негодяя» - фраза, придуманная либералами, на самом деле суровая и великая работа. Любить богатую Родину – занятие почти легкомысленное, а любить несчастную Родину – почти невыполнимое. Пока же у кого-то праздник жизни, у кого-то суровые будни за прилавком, или возле мусорного бачка. И я не рискну сказать, что счастливее первая категория, категория пирующих. Но, думаю, что наша провинциальная жизнь, тот последний окоп в родном Отечестве, который не дает пасть России, и это - скобарская правда.
Наташа Богомолова.