Как псковичи «Русский Версаль» строили
Строго говоря, этой истории чуть меньше, чем триста лет… В 1720 году Петр I заложил первый камень в основание Большого Стрельнинского (Константиновского) дворца в Санкт-Петербурге. Планировал российский самодержец устроить здесь главную морскую резиденцию - дипломатическое "окно в Европу". Дворцу предстояло стать "Русским Версалем", но…
Тогда не получилось, получилось в 2000 году – когда творческая интеллигенция Петербурга обратилась к президенту с просьбой принять меры по сохранению уникального исторического памятника 18 века. После чего дворец передали на баланс управления делами президента России, а в декабре 2001 года распоряжением президента дворцу был присвоен официальный статус государственного комплекса «Дворец конгрессов». Правда, на месте будущего великолепия, которое ныне не в силах отразить даже рекламные проспекты, «красовались» на тот момент руины… И мало, кто знает, что к возрождению дворца приложили свою руку псковичи. А если конкретно, то псковская компания «Реставратор», возглавляет которую кандидат технических наук Владимир Александрович Меньшиков.
- Владимир Александрович, если можно – с начала. На самом деле, мало кто знает – в каком качестве и каким образом вам удалось принять участие в этом грандиозном проекте?
- Начиналось все со средств массовой информации: мы из Интернета узнали, что будет восстанавливаться Константиновский дворец. И основная проблема при восстановлении – это нехватка или неимение вообще известкового туфа, сходного по химическому составу с тем, из которого построен Санкт-Петербург, в том числе и дворец. Мы выехали в Питер - в геологический институт Академии наук, подняли данные, где есть залежи этой породы. Ведь в советское время много проводилось геологических исследований (в том числе – перспективных). Мы знали, что был карьер на севере Ленинградской области, но он уже выработан. Стали смотреть данные по Псковской области: есть залежи туфа в Печорском районе! Как мы и предполагали – ведь в Новоизборске есть карьер, где добывают известковый камень, а это схожий с туфом материал.
Известняка на северо-западе вообще много, это на севере – мрамор, гранит. Но гранит даже не обсуждался: он дает повышенный радиоактивный фон зданию, из которого построен, а туф – нет. Эта порода вообще обладает уникальным свойством. При добыче – очень хрупкая, но стоит ей несколько дней полежать на открытом воздухе, и минерал твердеет, становится прочным, как кирпич, благодаря атмосферному воздействию. И еще, туф - камень лечебный: в помещениях, отделанных им, улучшается самочувствие страдающих легочными заболеваниями и аллергией дыхательных путей. К тому же он очень красивый – при обработке приобретает такие неповторимые мягкие оттенки...
Так вот, мы взяли из архива института более подробные описания, отчеты, выехали в Печоры, посмотрели предполагаемые места разработки. Пейзаж мало обнадеживал: трава, кусты, никаких предпосылок для залегания туфа не было. А я же в Печорском районе родился: проехал по окрестным деревням, поговорил со стариками. Они и рассказали, что давным–давно туф добывали, даже несколько мест назвали. Одно из них совпало с тем, которое мы наметили для разработки. Взяли пробы, свезли в Ленинград на анализ, результаты были весьма удовлетворительные, мы оценили запас минерала – они достаточно велики, по сегодняшним мощностям карьер может давать до 100 кубометров туфа в сутки. Мы оформили карьер в собственность. В это время уже был объявлен тендер на поставки туфа для реконструкции Константиновского дворца. И мы приняли в нем участие.
- И победили. Жесткие условия были?
- Достаточно. Уверенности в том, что выиграем, не было, хотя наш туф – единственный в России (не только на северо-западе, вообще больше нигде нет такого, какой требовался для реконструкции). Всего поступило четыре заявки, и мы были единственными российскими участниками, остальные – это Армения, Украина, Италия. Замечу, что могли участвовать только те фирмы, которые являются владельцами карьеров по добыче этого материала. То есть организация, которая участвует в тендере, не может быть перепродавцом. Я сейчас, может, лишнее скажу, но мы в таких условиях живем и работаем, что даже возможность сделать реальное, нужное дело связана с дачей взятки. Здесь дело обстояло совершенно по-другому (не знаю, может, люди культуры – совершенно иные, даже если они чиновники от культуры). Ясно же, что итальянец бы дал взятку больше, чем я - я вообще ничего не мог дать. Но министр культуры Швыдкой сказал четко: рабочую силу при реконструкции дворца использовать российскую, предприятие должно быть российским, налоги – остаться в России. И также четко отметил, что надо использовать туф, добытый в климатических условиях, сходных с климатом Санкт-Петербурга, чтобы не обрабатывать потом камень химией, превращая «новодел» в искусственную старину.
Мы участвовали в конкурсе совместно с известной петербургской фирмой «Интарсия» («Реставратор» выступил как субподрядчик, они – генподрядчики). Если бываете в Санкт-Петербурге, то наверняка проезжали мимо площади Победы - там стоит стела, реставрацией которой занимается эта компания. А еще в списке ее работ: Эрмитаж, стрелка Васильевского острова, Московские ворота – это все делала «Интарсия», а сейчас они готовятся к полной реставрации Невского проспекта. И вы, наверное, понимаете, что реконструировать намного сложнее, чем строить заново...
- Вот об этом сложном процессе – чуть подробнее: как шло восстановление нынешнего «Дворца конгрессов» с вашим участием?
- Когда мы только начинали, там царила страшная разруха. Я помню, когда первый раз там побывал, думал – ну, какой это дворец? Свинарник… В слова «здесь будет голубой зал, а здесь президенты будут вести переговоры» просто не верилось. Но! То, что вы видите в рекламном буклете, недостаточно отражает конечный результат нашей работы. Сделано все очень качественно. При том, что сроки были поставлены жесточайшие. Мы начали поставку туфа примерно в августе 2002-го, а закончили в апреле 2003-го. За зиму полностью был проведен весь объем работ, 3 тысячи человек работали круглосуточно. Но работа была очень интересной, за нее не стыдно. Уже в мае во дворце проходил саммит глав государств. Кстати, для каждого президента были построены по 1 домику (2-3 этажные особняки). Сейчас им нашли другое практическое применение - это гостиница для дипкорпуса.
- Вы получили уникальный опыт работы – он будет востребован в дальнейшем?
- Мы, по всей вероятности, будем участвовать в реставрации Казанского собора на Невском проспекте. Огромные колонны собора имеют выемки – бетоном их нельзя закрыть, поэтому сейчас разработана ультразвуковая установка, которая счищает всю зелень, а потом колонны покроют туфом. Материал, конечно, очень востребованный. Например, и при реставрации памятника Петру Первому тоже заказывали туф. Сегодня он необходим для реконструкции дворца Меньшикова. К участию в этом проекте мы также начали готовиться - еще в прошлом году, а с лета, очевидно, начнутся работы. Конечно, в тендере на поставки туфа для Меньшиковского дворца нам будет участвовать легче – есть хороший задел.
- О «региональном компоненте» работы «Реставратора» вы сознательно умалчиваете? Вообще, в Пскове есть примеры использования туфа – не в строительстве, так в отделке?
- Примеры есть, но очень мало, даже в том, что касается исторических памятников. У нас же больше использовали известковый камень, он и подешевле... А региональных предложений у нас пока нет – поэтому и «умалчиваю». Вести реставрационную деятельность, реконструировать объекты без финансовых вложений невозможно. А Псков не может себе их позволить.
Хотя, на самом деле, проблема гораздо глубже… Ведь в ряде случаев мы даже предлагаем решить вопросы финансирования – просто за возможность участвовать в открытом конкурсе. Но, действительно, открытом, чтобы никто заранее пальцем на победителя не показывал. Мы готовы откликнуться на любое предложение – у нас прекрасные связи, с «Реставратором» работают специалисты высочайшего класса. Скажем, совместно с «Интарсией» (руководитель которой, кстати, тоже уроженец псковской земли – из Новосокольнического района) работают великолепные художники – иконописцы… Наши проекты касаются не только реконструкции исторических памятников. К примеру, в свое время мы предложили построить в Пскове аквапарк… А если говорить в общем, то работы у нашей компании, конечно, много, и она приносит удовлетворение.
А мы в заключение можем только заметить, что такой работой можно гордиться – всем псковичам, не только «Реставратору». И пожелать фирме успехов в осуществлении всех дальнейших проектов. По дворцу Меньшикова в особенности – Владимиру Александровичу Меньшикову сам Бог велел осуществить эту идею.
Елена Ширяева,
Псковское агентство информации.