Бабуся

Жанр: драма
Производство: Россия - Франция, 2003 г.
Режиссер:  Лидия Боброва
В ролях:  Нина Шубина, Павел Деревянко, Сергей Ануфриев, Владимир Кулаков
Продолжительность: 97 мин.
Оценка по пятибалльной шкале: 2


Фильм доступен в видеопрокате "ТЕХНО ВИДЕО" по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 3а/13. Адрес официального сайта - http://www.texnovideo.com.


И дети, и внуки Бабуси выросли в большом доме под ее неустанной опекой. Прошли годы, молодежь разъехалась по разным городам, и, в конце концов, беспомощная старуха осталась в деревне одна-одинешенька. Два внука погибли в Афганистане, две внучки стали бесправными женами новых русских, а любимый Толенька оказался беженцем в собственной стране. Посему приютить несчастную Бабусю оказывается совершенно некому. Сама же старушка, окончательно запавшая в маразм, практически не реагирует на внешние раздражители, открывает рот не чаще одного раза в 15-20 минут и оказывается совершенно неприспособленной для самостоятельного выживания. Так бы и погибнуть ей от голода и от холода, не прикати из далекой Москвы племянница Лиза, общественный деятель и защитник прав чеченского народа. Она-то и развозит ее на машине от одного родственника к другому, каждый раз выслушивая отказы. 

Большую часть фильмов о деревне, снятых в России за последние годы, иначе как лубочными не назовешь. В этом плане "Бабуся" - почти точная копия "Старух" Геннадия Сидорова. И, подобно "Старухам", фильм Бобровой получил массу наград на фестивалях, причем не столько на отечественных, сколько на европейских.

Режиссер старается показать эстетику давно вымершей старорусской культуры. Возможно, где-нибудь и остались глухие деревеньки, не тронутые цивилизацией и урбанизацией (например, те же староверские общины), но, в большинстве своем, менталитет сельского жителя не так разительно отличается от менталитета жителя городского. Как и положено фильму, претендующему на народность, саундтрек "Бабуси" состоит из довольно дешевой фолк-музыки, перемежающейся русскими народными песнями, которые герои лихо распевают за столами. Несколько раз публика даже пускаются в пляс, как делали это герои старых индийских фильмов. Звук в картине сведен на редкость ужасно. Особенно это касается диалогов, где старухи говорят на порядок тише остальных героев.

Конечно, всем нам очень приятно, что российское киносообщество всерьез обеспокоено проблемой русского села. Но перед тем как снимать свои "проблемные" картины, режиссерам следовало бы не разъезжать по музеям, консультируясь с научными сотрудниками всех мастей и рангов, а элементарно прокатиться в какую-нибудь соседскую деревеньку и пару недель попить самогона с местными мужиками. Пользы для фильма от этого было бы значительно больше. Подход натуралиста, разглядывающего сельчан, как экзотических бабочек, через толстую лупу, в данном случае совершенно не уместен.

С первых же кадров бросается в глаза отвратительная игра актеров, особенно Нины Шубиной в роли Бабуси. Бессвязные диалоги вызывают откровенное раздражение. Зауряднейшее алкогольное опьянение сыграно так натянуто, что невольно начинаешь думать, что Лидия Боброва прожила жизнь где-то далеко за пределами России и в глаза не видела обычного деревенского алкоголика.

В фильме постоянно мелькают хроники второй чеченской кампании. Надо отметить, что в работе над "Бабусей" принимали активное участие французские коллеги Бобровой и, в общем-то, фильм снимался на экспорт. Если же судить по публикациям западной прессы, то многие иностранцы воспринимают Россию как бескрайнюю деревню, на дальней окраине которой грохочет Чеченская война, и "кэгэбэшник" Путин попивает кровушку славных сынов Ичкерии. Ну а убежденная активистка-правозащитница, единственная положительная героиня Лиза олицетворяет собой цивилизованное мировое сообщество, протягивающее руку помощи немытой убогой стране. 

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...