Обзор прессы за 25 февраля: Поднимите этот «кирпич» - под ним проблема…
Бывают дни, когда наши газеты можно читать только в целях тренировки силы воли. Может, прошлый номер был забойный, а на сегодняшнем – природа отдыхает, может, творческий кризис – явление коллективное, а, может, просто надоедает изо дня в день читать об одном и том же в разных газетах и нет сил уже отметить интересный разворот, подачу материала…
Но, брат, надо себя заставлять. Не заставишь – не узнаешь из очередного кирпича в «Новостях Пскова» (не сразу и заметишь, что опубликован он под рубрикой «Острая тема»), что родное государство вознамерилось ликвидировать педиатрическую службу. «Что имеем, не храним», - пишет «НП», приводя в зачине статьи слова самого знаменитого детского доктора России – Леонида Рошаля, сказанные им на последнем (не в хронологическом, а в буквальном смысле) съезде педиатров. Саму идею Рошаль назвал варварской и заявил, что детское здравоохранение должно остаться в прежнем виде. Тем, кто прорвется сквозь заслон лирических отступлений автора материала (были бы они вдвое короче – вдвое бы больше было читателей), удастся узнать, что суть очередной реформы – в умерщвлении специализации в российской медицине. Обернувшись в очередной раз на Запад, реформаторы обнаружили там врача общей практики, который лечит оптом всю семью, невзирая на возрастные особенности. Приводятся мнения псковских детских врачей, которые едины в главном: педиатр, действительно, может лечить взрослого, но терапевт обернуться педиатром в одночасье не может никак. Разница в подходах к детскому и взрослому организму – колоссальная. Еще одна «мелкая» придирка: стоило ли в одну статью валить и угрозу нововведений, и состояние наших детских поликлиник (от наличия оборудования в них до возможности попасть на прием к специалисту – вечная «номерковая» проблема)?
Те же претензии к еще одной, поднятой газетой, сугубо псковской теме: как сохранить детские музыкальные и художественные школы в условиях нашего трагедийного, до сих пор непринятого бюджета? Материал (опять-таки почти на 1,5 полосы) с заседания расширенной коллегии управления культуры Пскова назвали «Шок – это по-нашему». О том, как директоры ДМШ (переживших и перестройку, и времена дикого капитализма с невыплатами зарплат – напоминает «НП») защищали перед высокопоставленными чиновниками право своих образовательных учреждений на существование. Расчеты, с которыми ознакомили школы, предполагают сокращение штатов (совместителей, пенсионеров с их опытом), невозможность расплатиться за коммуналку и прочие неприятности. Чиновники посоветовали не отчаиваться, к тому же наступивший год – год Победы - должен на нее и вдохновлять (помнили ли об этом авторы монетизации?). Совместными усилиями составили обращение к…депутатам гордумы (самым активным противникам нынешнего проекта бюджета), к совету городской администрации (орган, который раньше всех знал – кто может пойти под нож). А больше не к кому – все в компетенции придушенного муниципалитета! Вот ему и будут доказывать, что нельзя начальную ступень профессионального образования (музыкального) уравнять с любительскими кружками, которые, кстати, тоже смерти не заслуживают. А уж кому местное самоуправление чего докажет и, главное, с каким успехом?..
«Псковская правда» сегодня может уповать только на своего – эксклюзивного читателя, который других газет не чтет и телевизора не смотрит. Две трети номера занимают темы патриотическая и православная: «Псковский почин» (о заканчивающейся Вахте Памяти героев 6 роты), «Я со своим царем жила как за каменной стеной» (о «бриллиантовой» семье Старосельских – см. вчерашние «НП»), «Клянусь уставом колхоза…» (об участии в Нюрнбергском процессе псковского свидетеля – жителя уничтоженной порховской деревни), «От одиночества что нас спасет?» (о возрождении Симанской обители в Острове). Цитированию намеренно «не подвергаю» – не потому что материалы плохи или скучны, просто многое было уже цитировано до «ПП»), да и гостя Интернета вряд ли можно отнести к поклонникам этих повествований...
Толстенькая «Комсомолка» припоминает все свои версии гибели Евгения Васильевича Люхатана. Почитав еще одну «комсомолистскую» газету – псковский «МК», начинаю верить в несчастный случай и падение с высоты своего роста. В газете так убедительно говорится о единственной «аккуратной» ссадине на голове погибшего (правда, не со слов криминалистов, а со слов очевидцев) – об этом в материале «Смерть чиновника: судьба или «заказуха»?» (под рубрикой «Главное в городе»).
Но вернемся к «КП», которая решила, что в эпоху угрозы глобального потепления главное не произносить «Без паники!» И предложила обзор всяческих катаклизмов, случавшихся на псковской земле (да и вообще – в нашей довольно средней полосе) аж с X века. С означенного времени наши предки от случая к случая любовались северным сиянием, испытывали на себе прелести землетрясения, а от ураганов, засух, наводнений, града страдали не менее регулярно, чем мы. Желающим ознакомиться с историей вопроса и рекомендуем материал «Ураганы и засухи пришли к нам от предков», в аппетитной врезке к которому также сообщается, что за последние 10 веков Псковщина пережила более 350 голодных лет.
«Московский Комсомолец» как-то ничем особо и не порадовал. Хотя материал «Ислентьевы с улицы Ислентьева» - это как раз то, о чем так любят говорить редакторы на планерках: «Если пишете о том, о чем написали уже все – ищите свой «разворот». Вот Вахта Памяти десантникам – это ведь не только стояние без шапок у могил погибших. Это сами герои, их родители, друзья. Это Ислентьевы с улицы имени своего сына Володи, которые живут в стареньком домике (прежний развалился, а этот «еще от мамы остался»), потому что не привыкли ничего просить – Родину обдирать не удобно. И ни на что не обижаются – лишь бы сына помнили. Отец Володи посадил вокруг дома 84 клена (сын любил их, осенние) – и ничего, что мы это уже в «Вестях» видели. У «МК» свой «разворот» получился.
Публикует газета рецензию на «Кроткую» от Вадима Радуна. К удивлению – благожелательную, пожалуй, только непопадания актеров в типаж (видимо, чисто визуальные) и «подкритикованы». Вот схожу, посмотрю, и если что… В общем, знаю, где искать того критика, который сподвиг меня на сей Поступок.
Елена Ширяева,
Псковское агентство информации.