Последний бросок на юг.
Такое явление в российской политической жизни как Владимир Вольфович Жириновский, я бы сказала, явление крайне редкое и нетипичное для нашего политического менталитета. Его уровень публичного существования настолько высок и нетрадиционен для штампованной иерархической политической системы России с ее сильнейшей коммунистической традицией, что на этом фоне Жириновский выглядит трагифарсовой одиозной фигурой. Это тот шут, который при троне Короля имеет один право говорить правду. Когда-то советская Россия давала сильнейших политиков: Троцкого, Ленина, Сталина, да того же Хрущева. Но в последние сорок лет в России просто не было политической жизни. Но была жизнь партии, которая руководила в свою очередь нашей жизнью. И с возникновением на политической сцене Жириновского никто не понял, что появился блестящий политический деятель, который сам взял себе право открыто говорить о том, о чем нельзя, и не принято было говорить вслух. В СССР, а потом и в России существовала жесткая модель поведения политических деятелей, которая определяла как себя вести и что говорить. И многие нынешние политики из этих рамок не выходят, говорят только в пределах дозволенного.Жириновский говорит обо всем. Он не принимает правила игры, определенные Западом и названные политкорректностью. Он может не встать в момент «минуты молчания», посвященной жертвам Холокоста, потому что совершенно справедливо считает, что тогда нужно всем парламентам вставать и в «минуту молчания» жертв Великой Отечественной. Он скандально отреагировал на реакцию российского парламента на терракт в Нью-Йорке, напоминая депутатам, как реагировала «мировая общественность» на терракты в Москве и других городах России. Он активный противник двойных стандартов. Его реакции логически всегда точны и принципиальны по сути. Они соответствуют внутренней логике российских национальных интересов и не соответствуют правилам политкорректной игры. Политкорректность строится на простой системе детской считалки:
«Черно с белым не берите,
"Да" и "нет" не говорите.
Не смеяться, не улыбаться,
Губки бантиком держать».
Вот так Россия и держала губки бантиком в бездарные времена ельцинского политического банкротства России.
Жириновский же совершенно прозрачен. Его политика - политика в чистом виде в том смысле, что все у него на виду- и средства, и цели. Он ничего не скрывает от народа - и это главный его ход. Он может постоянно маневрировать, делать шаги в сторону, отказываться от сказанного раннее, но все это он декларирует публично, не скрывая, как, впрочем, положено политику. Планы Жириновского всегда ясны для его «электората». Народ он не обманывает, он честен перед ним.
Его парадоксальные высказывания, как правило, истинны. Его политические речи, комментарии построены на народном принципе «резать правду - матку в глаза», что он успешно претворяет в жизнь. Но если учесть уникальный жизненный опыт Владимира Вольфовича , его блестящее образование ( достаточно редкое и не для всех доступное в то время), то это не просто желание потрясти публику, а очень продуманная тонкая политика.
Жириновский с первых шагов стал вести определенную и четкую линию защитника российских интересов и даже более того, что до сих пор остается крамольным - русского народа. В нашей многонациональной стране не принято говорить о русском народе. Его как бы нет. Вот его почти и не стало. Именно Жириновский выбирает в России прорусскую линию защиты, а также становится первым защитником российских интересов и внутри самой России и за ее пределами. Именно он заговорил о национальном достоинстве россиян и государственных интересах России, именно он никогда не позволял себе сомнительных разоблачительных эскапад и инвектив в адрес нашей истории. И когда американцы устраивали очередную «бурю в пустыне», Жириновский говорил о дружбе с Ираком и арабскими странами, потому что Россия иначе не может существовать, как защищая свои интересы и на Западе и на Юге, никому не отдавая предпочтения. И справедливо, но в те недавние времена непонятно, утверждал, что Россия должна дружить с Востоком. Теперь нам ясно, что воевать и не дружить с Востоком невозможно не только потому, что Востока много, но и потому, что есть у нас - Татарстан, Кавказ и граничные азиатские республики СНГ. В конечном итоге линия защиты национальных интересов, прочерченная Жириновским, становится определяющей в международной политике Президента.
Жириновский вещает. Он не просто делает прогнозы, размышляет, комментирует - он прорицает. Этот дар прорицательства в нем несомненен. Именно поэтому он заходится в истерике и выглядит часто, как говорят врачи, неадекватно. Он отталкивает от себя, таким образом, многих, но знаете ли вы кого-нибудь, кто верил бы пророчествам до того, как они сбудутся? Жириновский, прорицая, использует простые ораторские построения. Как правило, в своих выступлениях он лапидарен и прост. Но его политические работы, изданные уже многими томами, вызывают у многих чувство отторжения. Видимо, еще и потому, что так, как пишет Жириновский, о России не писал никто со времен тех самых русских философов, отправленных Лениным на пароходе в просвещенную Европу.
В общей картине «Последнего броска» Жириновский строит гармоническую картину соединения Севера и Юга. Утверждая, что разрыв между этими двумя геополитическими понятиями ведет к гибели мира. В данном контексте для Жириновского Север - это, прежде всего Россия, а Юг- это Кавказ и Азия. По Жириновскому, Север и Юг - это две половинки одного целого, ныне находящиеся во вражде. Только союз этих двух половинок может привести к синтезу и создать идеальную Россию как часть идеального мира, в котором эти две противоположности гармонически объединятся. Хотя Север и Юг - это метафизические понятия, они воспринимаются в первую очередь пространственно, географически, их можно найти и указать на карте. Россия в ее нынешнем состоянии - это Север, отделенный от своего Юга; в этом и состоит причина всех ее бед. Жириновский пишет про это так: "Мы задвигаем Россию в тундру, где могут быть только минеральные ресурсы, где ничто не может жить и развиваться. Развитие цивилизации всегда начиналось на юге. На Север люди продвигались, поскольку их было очень много, они скапливались на юге, и движение развивалось в разных направлениях, люди еще не осознавали, что они уходят от лучших мест. Они уходили в поисках пищи. Сегодня же мы сами себя без какой-либо необходимости можем загнать в нежизнеспособные регионы и погубить себя окончательно". О народах Юга Жириновский пишет, что это народы, живущие с кровной местью, они привыкли убивать и будут убивать всегда. Таким образом, Юг - это котел племен, внутри которого происходят бесконечные войны, которые время от времени выплескиваются из него и долетают до Севера. Юг по Жириновскому - это некоторая обособленная, потусторонняя относительно его, северянина, реальность. Например, он пишет: "Мир устал от того, что в воздух поднимаются самолеты, взмывают ракеты, что-то взрывается». Юг, рисуемый в мифологическом имперфекте, не является частью мира, это некоторое таинственное, заколдованное место за его границами, где властвует хаос (взрывы, ракеты). При сопоставлении с мотивом подземного огня возникает сильное впечатление, что Юг у Жириновского как-то соотносится не только с плодородным лоном (светлая сторона), но и с преисподней (темная сторона). Юг, по Жириновскому, - это место, откуда исходит опасность.
Жириновский очень ярко рисует картину необходимого соединения Юга и Севера, чтобы мир не раскололся. И тогда станет возможной новая Россия, а "Новая Россия - это правовое государство, светское государство, это сильный президентский режим, сильный многопартийный парламент; это законодательство, которое на века, которое не нужно менять каждые десять лет. Это Конституция, которую уважают все - от ребенка до старца. Это единая государственная символика по всей стране - черно-желто-белый флаг, государственный флаг России (Российской империи). Он должен развеваться над всеми государственными учреждениями, во всех краях огромной нашей Отчизны. Это гимн страны, один гимн. Это государственный язык, язык межнационального общения – русский». Данный текст писался в начале 90-х годов, как видим, не только предсказание о гимне и символике стало явью.
Идеальная Россия Жириновского - это райский сад, в котором расцветают все цветы и где волк возляжет рядом с ягненком. "Мы поймем друг друга, потому что у каждой семьи будет дом, какой он хочет - в большом и малом городе, в кишлаке, в ауле, в тропиках, в лесу, на склоне горы, и в этом доме будут те, кого вы хотите. Одна жена, или три, или ни одной, Один ребенок или десять. У вас могут быть коровы и овцы, или научные приборы. Это ваше дело. ... Все народы талантливы». Владимир Вольфович рисует утопическую картину бытия России, выдавая тем самым, идею, путь, которым надо идти, чтобы это случилось. Россия, структурированный, умный Север должен завоевать Юг. Север и Юг объединяются для жизни. В этом единении будет место всем нациям и всем религиям, это будет светское государство, где России достанется производство электроэнергии, развитие космоса и авиации, деревобрабатывающей промышленности, а Югу – выращивание сырья и легкая промышленность. Каждая сторона будет делать то, что больше умеет.
Конечно, это построение - построение мифа. Но, как в каждом мифе и каждой метафоре здесь есть скрытая истина и смысл. После событий в Нью-Йорке, когда все говорят о новом мировом порядке, идея Жириновского единения Севера и Юга, где Север-это христианский мир, а Юг - исламский, стала навязчивой идеей политической жизни мира, но отнюдь не практической. Она декларируется, но, похоже, времени для ее реализации уже нет... Кстати, о том, что третья мировая война может начаться на Юге, Жириновский и писал в своей странной политико-пророческой книге «Последний бросок на юг». Ситуация, экстраполируемая Жириновским в его книге, стала перевертышем в жизни: не Россия, а Америка объявила и готовит свой «последний бросок на Юг».
Вот так книга, осмеянная и оболганная недальновидными и недалекими критиками, живущими в век стереотипов и политкорректности, явилась единственной реально показывающей возможный путь развития мира под покровительством России. Русским, российским людям как-то неловко от той миссии, которую нам предложил Жириновский. В частности, русский язык сделать латынью для многоязычных народов. В период бурного развития демократии нам очень быстро привили комплекс национальной неполноценности, и мы от него еще не скоро избавимся. В этой же книге есть фраза, которая заставила меня с сожалением принять еще одну правду: «Мы всю нацию посадили на колеса. Весь русский народ - на повозке, дребезжа по проселочным дорогам, по ухабам. Весь двадцатый век. И в космос вышли, и немца разбили. Но разрушили все семьи, все устои, потеряли все архивы, родственные связи. Сколько людей перемешалось, потерялось». Книгу Жириновского «Последний бросок на юг» нужно читать очень внимательно, понимая обратную сторону метафоры, и не надеясь на легкое постижение смыслов, которых в ней немало. Некоторые становятся понятны только после таких событий, как терракт в Нью-Йорке. Но нет сомнения в том, что автор этой книги не только очень талантливый политик, но еще и мужественный человек, которого очень мало волнует суд толпы.
Наташа Богомолова