Фаренгейт 9/11 (Farenheit 9/11)

Жанр: документальный
Производство: США, 2004 г.
Режиссер:  Майкл Мур ("Боулинг для Колумбины", "Канадский бекон")
Продолжительность: 122 мин.
Оценка по пятибалльной шкале: 3

Фильм доступен в видеопрокате "ТЕХНО ВИДЕО" по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 3а/13. Адрес официального сайта - http://www.texnovideo.com.

Думаю, даже отечественному зрителю не нужно представлять "Фаренгейт 9/11" - фильм, который, судя по многочисленным сообщениям на киношных и политических форумах, ждали с нетерпением и уже почти не надеялись дождаться в официальном российском прокате. Но первым чувством, которое я испытал, вставив кассету в свой видеоплейер, было разочарование. Нет, конечно, минорная музыка в сочетании с закадровым голосом и замедленным видеорядом производит завораживающее впечатление, и Мур, без всякого сомнения, - гениальнейший документалист. Изумление вызывает другое, а именно то, с каким трагическим пафосом режиссер преподносит зрителю выборы президента США в 2000-м году, словно это и вправду был решающий момент в судьбе страны, и победа Гора могла что-нибудь изменить во внешней политике.

"Фаренгейт 9/11" неявно разбит на несколько не связанных друг с другом частей, повествующих соответственно о фальсификации Выборов-2000, о бездействии президента накануне прямой угрозы со стороны террористов, об экономических связях семей Буша и Усамы бен Ладена, и о ненужных жертвах ненужной Иракской войны.

Тот факт, что Мур не побоялся показать иракских женщин и детей, убитых и покалеченных американскими снарядами, вызывает определенное уважение. Тем более что наши родные СМИ по непонятным причинам сделать это постеснялись. Однозначный интерес (по крайней мере, поначалу) вызывает рассказ о прямо-таки сросшихся финансах династий бен Ладенов и Бушей. Действительно, этот вопрос практически не освещался в наших официальных СМИ, поддерживающих действующего американского президента. Однако "экономическая" часть у Мура чрезмерно растянута. Едва ли рядового зрителя (тем более за пределами его страны) так интересуют все хитросплетения в деятельности американских оружейных и нефтяных корпораций.

Несмотря на более чем двухчасовую протяженность ленты, Мур не решается делать какие-либо обобщения, что крайне удивительно для американского кино, всегда тяготевшего к глобализму. Вся его пусть и самая жесткая критика касается исключительно администрации Буша и лично самого президента. Он не рассуждает о кровавой внешней политике, которую США ведут уже долгие годы. С 1946 под 2004 годы их бомбежкам подверглось около двух десятков государств (и это без учета вооруженных конфликтов и военных переворотов, спровоцированных ими на территориях других стран). Но Мур отчего-то не вспоминает об этом, сокрушаясь лишь нынешней политикой Белого дома. Палач, уничтоживший тысячи мирных славян, упоминается у Мура с легкой ностальгией как положительный, в целом, персонаж. При этом о военных преступлениях Билла Клинтона, о его геноциде сербского народа не сказано ни слова. Именно поэтому ряд демократических каналов с легким сердцем транслировал "Фаренгейт" накануне выборов.

Не говорит Мур и об общей концепции "войны с мировым терроризмом", начатой с единственной целью - ужесточения неоколониальной политики США и оправдания применения в этой политике силовых методов. Мур прекрасно понимает, что, кто бы ни пришел на смену Бушу в Белом доме, республиканец или демократ, война, развязанная Штатами против всего мира, будет продолжена. Единственно, возможно, с установкой иных приоритетов. Так, сегодня прерогативой республиканского крыла является силовое установление "демократии" на Ближнем Востоке, а демократического - давление на СНГ с целью окончательно уничтожить союз некогда братских республик.

Для того, чтобы лучше понять политические взгляды Майкла Мура, настоятельно рекомендую обратиться к его книге, вышедшей у нас под названием "Где моя страна, чувак? Америка, которую мы потеряли". Прочтя ее, несложно понять, что Мур отнюдь не принадлежит к числу политических маргиналов. Во всех его словах сквозит все тот же великоамериканский шовинизм, которого так много в речах официальных представителей Белого дома. Он так же делит все страны на "настоящие" и "ненастоящие" и возмущается, отчего это Буш направил самолеты на Багдад, а не на Эр-Рияд: ведь Саудовская Аравия, по его мнению, объявила войну США. Мур негодует по поводу американских инвестиций в Китай, где, по его твердому убеждению, царит рабство и диктатура. Ну а, ознакомившись с последней главой, где автор открытым текстом по пунктам рассказывает, как перетащить на сторону демократической партии консерватора-республиканца, становится ясно, что казачок-то, собственно, засланный.

Я не буду упоминать многочисленные скандалы и провокации, периодически нарождающиеся вокруг Майкла Мура и его творения, однако о премии Каннского фестиваля за лучший фильм сказать все-таки стоит. Очевидно, что при всей мощи отдельных фрагментов и великолепно подобранной музыке, "Фаренгейт 9/11" отнюдь не является чем-то исключительным с художественной точки зрения. И решение о присуждении столь весомой награды продиктовано исключительно политическими мотивам. Если же вспомнить о том, что Буш в свое время крепко переругался с половиной своих европейских союзников, становится понятно, что кому как не жюри Каннского фестиваля нужно было поддерживать будущего кандидата от Демократической партии в его нелегкой (и уже проигранной) борьбе с нынешним президентом.

Вервольф, http://videology.kinoman.info

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...