О православном лагере

В столь тяжелое духовно время, когда учителями народа становится телевидение и Интернет, одной из возможностей отгородить детей от нравственного падения, является устройство православных детских садиков, православных школ и православных лагерей досуга. Семилетний опыт организации православного лагеря для детей есть у настоятеля храма св. Георгия в Камно иерея Алексея Вовченко.

С чего, батюшка, началось такое хорошее дело?

Мне колет сердце, когда я вижу детей, которые брошены на произвол, или, хуже того, растлеваются нашим государством, нашей системой образования.

Ну, более родителями, наверное?

Родители вследствие своей убогости не понимают, что делают, в отличие от государства. Их проблема как раз в том, что они не видят своего греха. Они ничего не знают про грех. И чему они могут научить? Но более меня беспокоит общество. Общество – это коллективный разум, а коллективный разум основывается на учении Церкви, и общество должно отвечать за свои действия, но оно поступает как «враг» в отношении своих детей. Сейчас идет постоянный разговор о демографической ситуации, а ведь в худшие годы Россия не имела таких проблем, как сейчас. И не из-за того, что родители плохие, а из-за того, что безнравственное общество уничтожает свой народ.

Как лагерь появился, о. Алексей?

Как? Мне неведомо. Я не думал его создавать, но получилось следующим образом: в 1997 году Владыка Евсевий назначил меня настоятелем храма Рождества Богородицы в Изборске. Храм до этого стоял закрытый, в нем часто менялись священники по причине отсутствия прихожан. Когда я начал служить – было восемь прихожан. Как-то приехали ко мне в гости ребята – скауты из Питера. Там развивалось это движение, чтобы дети могли свои силы применять на ниве доброделания. Они стали расчищать храм, убирать его, все было в страшном состоянии: крыша текла, капитального ремонта не было десятки лет. Ребяткам место очень понравилось, оно, конечно, благодатное, там когда-то Рождественский монастырь был. И Дух Святый намоленного храма хорошо отразился на детях, там, кстати, и источник еще есть, упоминаемый в летописях. Детки купались в источниках, исцелялись. Это и повлияло на организацию лагерей. Приезжали потом другие дети, школьники. Мы занимались с детьми из приюта, сиротами. Разные были опыты. А приютские дети просто здесь переживали катастрофу. Им было трудно.

Почему?

А они попадали в такие же условия, в которых, собственно и жили: руки мыть в речке, еду готовить самим на костре, спать в помещении, где дырявая крыша. А у некоторых городских детей уже заметна компьютерная зависимость. Спрашиваю: «Чего заскучали?» - «По компьютеру». Заметьте: не о маме и папе, а о компьютере скучают. Хотелось бы большей отдачи от лагерей, но она возможна только во внимании со стороны общества. Приход нищий, лагеря у нас уже семь лет, но мы не можем создать себе хорошую базу.

На что живете в лагерях?

Деньги, очень условные, платят родители на пропитание.

Кого вы принимаете? Православных?

Мы принимаем всех желающих, но ограниченное количество.

Дайте ваш телефон, батюшка, мало ли кто-то захочет отдать ребенка в ваш лагерь.

2-46-02 (Печорский район). Но я не уверен, что лагерь будет, хотя уже семь лет мы организуем эти лагеря и зимой, и летом, и весной, как получится. Условия проведения лагеря очень усложнились: старая изба, где мы жили, обветшала.
Нам когда-то пожертвовала ее бабушка.

У музея же Изборского там много помещений?

Говорили, но нам никто ничего не дает.

Какие же люди у вас работают, батюшка?

Волонтеры, добровольцы, кто может, прихожане.

А в чем вы нуждаетесь?

У нас есть дом, который мы не можем завершить, у нас даже есть стройматериалы, но нам нужны строители, человека четыре. А где их взять? Там на месяц работы всего. И был бы дом. А в плане этот дом у меня - летом лагерь, а в учебном году церковно-приходская школа. И на базе этого дома учить детей традиционным ремеслам, которые встречались в сельской местности, не требующих большой оснастки. Продукция использовалась бы в жизни людей, да и не только ремесла, но и приготовление традиционной пищи. В общем, обучение традиционному укладу, укладу домостроя. Как жила Россия, пространства большие, песни широкие и раздольные. России же не было свойственно состояние опущенности, в котором она сейчас находится. Народ жил с православием, жил с любовью. И все нынешние школьные знания бесполезны сейчас, если нет любви.

А программа лагеря у Вас есть?

В основном, краеведение. Дети живут под давлением мегаполисов, и просто лишаются родины. Главная наша задача - научить детей, чтобы они знали, что такое Русь, что такое родина, что такое православие, что такое родная земля. Изучение природы, местной растительности. Мы совершаем паломничества, посещаем монастыри, были на послушании в Печерском монастыре.

Батюшка, недавно в церкви Рождества Богородицы иконы мироточили, правда ли?

Да, иконы обновились. Когда дети стали заниматься храмом, в храме началось вдруг благоухание, и никто не мог понять причины благоухания. Стали исследовать и нашли Минею для службы «Всем Святым в земле Российской просиявшим» и нашли Серапиона Изборского, а в Епархиальных ведомостях краткую справочку о том, что Серапион Изборский является основателем монастыря Пресвятой Богородицы Изборской волости на Ламех. Он был Серапион Ламский, а Ламы – ломали плиту в этих местах, и в 16 веке на этих карьерах и основали монастырь. Серапион Изборский был сподвижником Онуфрия Мальского, они подвизались вместе в Малах. И покоится святой Серапион под спудом храма Рождества Богородицы. А когда стали обновляться иконы, а они написаны во фряжской манере, огромные, я поехал на остров Залита к о.Николаю. Отец Николай сказал: «Не суетись, молитесь преподобному Серапиону, он сам все устроит». И проявились иконы, а на них изображены св. равноапостольная кн. Ольга, св. кн. Всеволод – Гавриил, наш псковский, архангелы Гавриил и Михаил, апостолы Петр и Павел, св. Параскева, образ Святой Троицы. Вот такое чудо было. Потом много икон обновлялось. Это, я думаю, связано с детским лагерем, с приездом детей. До этого храм ветшал, а с появлением детей, началась новая жизнь. Дети его чистили, приводили в порядок. И в ночь на 4 декабря 2000 года, в праздник Введение во храм Богородицы у нас в притворе обновились пять больших икон.

И в Камно тоже, где Вы, о. Алексей – настоятель храма св. Георгия?

Да. Незадолго до смерти батюшки Валентина, складень стал проявляться - появилась голова Иисуса Христа потом Иоанна Крестителя – это, оказывается, была икона Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Образ был совсем черный, и начал проявляться постепенно, чернота уходила, краски расправлялись на глазах у верующих, вышли из небытия клейма.

Говорят, много чудес будет в «последнее время», и известный богослов Алексей Осипов с опаской относится к подобным чудесным явлениям, а Ваше мнение, батюшка?

Здесь не надо делать никаких практических выводов - здесь есть факт. Это действие благодати Божией: обновляются иконы, как обновляется наша Россия. Появились деточки в храме Божием, стали молиться, и святость откликнулась на эту детскую молитву.

Спаси, Господи.
Информационная служба Псковской епархии.
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...