Личный номер
Производство: Россия, 2004 г.
Режиссер: Евгений Лаврентьев ("Афера")
В ролях: Алексей Макаров ("Ворошиловский стрелок", "Чек"), Мария Голубкина ("Француз", "Небо и земля"), Вячеслав Разбегаев ("Троцкий", "8 с половиной долларов"), Луиз Ломбард
Продолжительность: 105 мин.
Оценка по пятибалльной шкале: 4
Фильм доступен в видеопрокате "ТЕХНО ВИДЕО" по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 3а/13. Адрес официального сайта - http://www.texnovideo.com.
Международная группировка "Ансар Аллах" планирует цепь терактов, окончательной целью которой является взрыв "грязной" ядерной бомбы над столицей Италии, где намечается саммит по борьбе с терроризмом. Потренироваться же экстремисты решают в Москве, и с помощью подручных чеченцев захватывают здание цирка. Вряд ли спасение нескольких тысяч заложников стало бы возможным, не приди на помощь спецназовцам майор Смолин (Алексей Макаров), который на пару с иностранной журналисткой Кэтрин Стоун (Луиз Ломбард) вступает в смертельный бой с сынами Шайтана.
"Фильм создан по всем канонам голливудского кинематографа", - честно признаются авторы "Личного номера". Да и без этой фразы, едва прочитав аннотацию, можно понять, что мы имеем дело с боевиком в лучших традициях заокеанского fast-movie. По сути, "Личный номер" стал первым стопроцентно-голливудским блокбастером, снятым в России российскими режиссерами и на российские же деньги. Майор ФСБ Смолин - этакий крепкий кедровый орешек - практически в одиночку выводит заложников из здания, набитого взрывчаткой и террористами, а в конце фильма даже самостоятельно сажает самолет на аварийный аэродром в Белоруссии. Российских хакер в истинно хакерских очках обезвреживает ядерную бомбу с помощью компьютера и мобильника. Хорошо хоть у режиссера хватило ума не заставлять Смолина резать красно-сине-зеленые провода.
С другой стороны, ни для кого не секрет, что отечественный зритель уже настолько подсажен на адреналиновый допинг голливудского экшна, что попытка предложить ему что-то другое, пусть и не менее бюджетное, может запросто обернуться полным провалом в прокате. Идя же по проторенной дорожке (правда, с расстановкой собственных акцентов) можно не только нейтрализовывать влияние идеологов, отвечающих за экспорт "демократии" в "недостаточно демократические" страны, но и прививать патриотические ценности подрастающему поколению. Еще одна особенность - очень высокий бюджет. Картина снята с удивительным для нашего кино размахом, а количество современной техники в действии (перехватчик, БТР, боевые вертолеты) превосходит все российские аналоги на протяжении последних лет десяти. За выделенные средства мы должны дружно сказать спасибо компании "Сибнефть" и Роману Абрамовичу, старательно выслуживающемуся перед Кремлем.
В отличие от балабановской "Войны", "Личный номер" более чем политкорректен: режиссер говорит о войне почти так же, как говорят о ней дикторы центральных каналов. Кстати, в выпуске новостей, что герои смотрят по телевизору, появилась сама Екатерина Андреева, правда, взъерошенная чуть больше обычного.
Картина исполнена оптимизма по поводу российско-натовского сотрудничества. И Пентагон в "Личном номере" не сдает наших агентов катарским властям, а, напротив, направляет в страну авиацию, чтобы на пару с российскими ракетчиками, уничтожить базы террористов. С другой стороны, герои употребляют выражение "заокеанские друзья террористов" (имея в виду явно не папуасов), однако ни имен, ни фамилий этих самых друзей мы не услышим. Проезжается режиссер и по некоторым странам "ближнего зарубежья", никак не могущих найти с Россией общий язык. Так, ядерную бомбу в Москву доставили через Латвию, а главный злодей в конце фильма сбегает в Грузию. Одной из основных идей фильма было продемонстрировать связь чеченских террористов и террористов арабских. Причем и теми, и другими в "Личном номере" заправляет злодей-бизнесмен Покровский с лондонской пропиской, в котором мы без труда можем узнать мятежного олигарха Бориса Березовского.
Фильм раскрывает основные черты нынешней "необъявленной войны": стрельба в горах, похищения и пытки людей, захваты заложников. При этом сценарий вторжения в здание цирка почти повторяет атаку на "Норд-Ост". Жаль только, что ни на Дубровке, ни в Беслане не оказалось сверхчеловека Смолина, который спас бы до единого всех детей и взрослых. На мой взгляд, не стоило приплетать к сюжету ядерную бомбу. Многие американские сенаторы и без того уже давно захлебываются лаем о контроле над нашим ОМП. Правда, в картине есть один маленький нюанс: свою "грязную" бомбу террористы украли из... Англии.
Вервольф, http://videology.kinoman.info