Поговорим по-партийному

Михаил Маргелов
председатель Комитета CФ по международным делам:
 
На политической линейке в Государственной Думе политические партии России располагаются в следующем порядке: справа - "Родина", слева - КП РФ, в центре - "Единая Россия". Ставить "Родину" слева, рядом с КП РФ, - ошибка, её идеи не имеют ничего общего с идеями социалистического толка.

СПРАВКА "ПГ":
Михаил Витальевич Маргелов родился 22 декабря 1964 года. С мая 1997 года работал начальником управления по связям с общественностью Администрации Президента РФ, заместителем председателя правления РИА "Новости", руководителем Росинформцентра. Сейчас -представитель в Совете Федерации от администрации Псковской области. Председатель Комитета СФ по международным делам, член Комиссии СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности.


Современный консерватизм - это рационально разработанная идеология, которая очень подходит для решения российских задач.


КП РФ по риторике - традиционалистская по отношению к советскому прошлому партия. "Родина" по риторике - антикоммунистическая группировка. Свою самость "Родина" выявляет в словесной борьбе с безыдейной "Единой Россией", с бывшими "правыми" из СПС, которых уже нет в политическом поле, в меньшей степени - с КП РФ. С этой левой партией "Родину" связывает патриотическая риторика, странным образом взятая на вооружение коммунистами-интернационалистами. Что касается призывов "Родины" к мягкой социальной политике, то методы для проведения такой политики, предлагаемые КП РФ и "Родиной", разные.

При всем этом совершенно не важно, сознательно или стихийно функционеры "Родины" смотрятся как некие консерваторы. Важно, что эти функционеры легко выигрывают словесные телевизионные поединки с представителями практически всех существующих и бывших политических партий, причем с разгромным для соперников счетом. Правда, представители фракции "Единая Россия" публичных схваток обычно избегают. Потому что сегодня идеологически эта партия, имеющая самую крупную думскую фракцию, вообще говоря, пуста.

Конечно, были идеологические метания у "Единства", когда это было еще только движение. Продолжались они и после преобразования в партию, однако резко застопорились после слияния с "Отечеством" и "Всей Россией". И по сей день "Единая Россия" напоминает декоративные партии третьего мира, в политической безысходности которых не требуется ни целеполагания, ни морали, ни сколько-нибудь удовлетворительно изложенных программных принципов. И последний по счету пятый съезд "Единой России" идеологических позиций партии не прояснил, даже не пытался наметить.
У объединившихся партий, конечно же, никакой идеологии не сложилось. "Отечество" шло на свои первые думские выборы, прикрываясь авторитетом Примакова, при котором непривычно вовремя пенсионеры стали получать пенсии, а бюджетники - зарплату. Потом в "рейтинге антинародности" думских фракций, составляемом газетой "Советская Россия", первое место в прошлой Думе неизменно завоевывало "Единство", далеко опережая СПС.

До объединения партия "Единство" начала вроде бы осваивать либерально-консервативную идеологию, естественную для партии, поддерживающей Президента Путина. Его идейные убеждения в мировых столицах определили именно как либерально-консервативные.

На уровне риторики стали проскакивать вполне современные для консерваторов взгляды: о ненадежности скоропалительных новшеств, о стабильности и продвижении вперед, о преобразованиях с учетом наличных ресурсов и прочее. Борис Грызлов в 2000 году побывал на съезде Республиканской партии США, открывались возможности контактов с либерально-консервативными партиями других стран. Но затем партия рассталась с какой-либо идеологией вообще.

Тому, конечно, были причины. "Единство" не отличалось "благородным" политическим происхождением - это был наспех сколоченный избирательный блок, члены которого вербовались не по критерию политической культуры. Правительство относилось к "Единству" как к своему десанту в Думе, навязывая принятие законов с неопределяемым в политических терминах смыслом. А еще кто-то из партийных "идеологов" решил, что консерватизм - это избирателю непонятно. К тому же в прошлой Думе голосов одного только "Единства" было мало для гладкого прохождения законов. И было решено, в том числе по этой причине, партии "Единство" и "Отечество" по-мичурински скрестить.

В Думе это скрещивание дало плод в виде "центристской коалиции" из фракций этих партий и попутчиков. А Правительство в связи с этим стало направлять в Думу не проекты законов, а черновики этих проектов, которые белили затем коалиционные центристы.

Видимо, тогда-то в недрах "Единой России" и родилась удивительная максима, озвученная, впрочем, недавно: "Дума не место для политики, а место для принятия законов!" Если это коллективное бессознательное "правящей партии", то как быть с построением гражданского общества, как понимать продавливание закона о партиях, о пропорциональной системе выборов? Какое это имеет отношение к конкурентоспособным ценностям, которые совершенно необходимы России в современном мире? Когда у партии парламентского большинства четкой идеологии нет, а есть "центризм", то есть капитуляция перед выбором, несуразности в законах неизбежны. Законотворчество расщепляется по ведомственным интересам, а у парламентского большинства нет политических критериев, по которым благой интерес отделяют от корыстного. Усилиями центристской "Единой России" институт представительной власти - Государственная Дума - сегодня превратился в самое молчаливое учреждение в стране. А у общественности возникают вопросы щекотливого свойства по поводу сути и пользы столь дружно принимаемых законов.

Без идеологии и тренировки в публичной сфере "Единая Россия" обречена проигрывать. Законодательный пыл партийной фракции тратится на "законы мирного времени" - о рекламе и пиве, о вреде табака. Между тем, по мнению экспертов, экономика стала стагнировать, а в законодательном запасе, кроме проектов, угрожающих бизнесу ужесточением процедур сбора налогов, ничего нет. На последнем своем съезде партия "Единая Россия" решила работать над обновленной политической программой - неужели она вновь будет центристской?

До нашего времени сохранились, по сути, три политических течения: социализм, либерализм и консерватизм. Социализм мы проходили, даже развитой, с либерализмом сталкивались, правда, с периферийным. На Западе либерализм усложнился, стал социальным либерализмом, который подразумевает, что государство обязано обеспечить гражданам возможность, в том числе и материальную, пользоваться неотъемлемыми правами и свободами. Но такая политика возможна в богатых и развитых в правовом отношении странах. Поэтому остается либеральный консерватизм, тем более что эта ниша подходит партии "Единая Россия": ведь она продолжает поддерживать Президента, все послания которого Федеральному Собранию указывают, что ему близка эта идеология. Осмелюсь предположить, что и грядущее Послание не будет выбиваться из намеченной линии. И почему бы "партии власти", среди лозунгов которой "борьба за стабильность", не положить в основу своей работы консервативную идеологию?

В стране действует закон о партиях. И если "Единая Россия" не примет в очередной раз идеологии, найдется другая партия, например "Родина", которая сделает это и начнет представлять, например, российский консерватизм мировому сообществу.

На политической линейке консервативная партия "Единая Россия" могла бы занимать место левее "Родины". Современный, до конца продуманный консерватизм не имеет ничего общего ни с традиционализмом, ни с фундаментализмом, то есть с тем, что называют иногда мракобесием. Современный консерватизм - это рационально разработанная идеология, которая очень подходит для решения российских задач. Например, если критикуются "либеральные" ошибки девяностых годов, то именно консерватизм подобные ошибки исправляет. Так происходит во всех развитых политических системах мира. Иначе этот мир жил бы в обстановке бесконечных реформ, а может быть, и революций. Кроме того, правящая партия, обретя наконец идеологию, обретет и определенную респектабельность в обществе зарубежных партий, с которыми необходимо налаживать связи. Это касается прежде всего европейских партий, поскольку рациональной для России сегодня может считаться только политика, ориентированная на развитые страны Европы и Америки.

Сегодня мы активизировали свою деятельность в Совете Европы. Автор этой статьи избран председателем фракции европейских демократов в ПАСЕ. Это открывает большие возможности для пока что слабо развитого межпартийного международного сотрудничества. Именно межпартийного. Члены фракции европейских демократов - депутаты партий консервативного направления, включая "классиков из классиков" британских консерваторов, и значительное количество членов этой фракции - представители нашей "Единой России". В ПАСЕ российскую делегацию поддерживают умеренно правые европейские партии. То есть потенциальные союзники у нас есть. Но межпартийные связи поддерживаются не просто дружбой, а идеологической близостью.

В противном случае "Единая Россия" останется партией-государством, членство в которой будет обязательным условием для приема на мало-мальски приличную работу в любом секторе управления и экономики. В точном соответствии с 6-й статьей Конституции СССР.
 
"Парламентская газета"
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...