Пила (Saw)
Жанр: триллер
Производство: США, 2004 г.
Режиссер: Джеймс Ван
В ролях: Кари Элвес ("Дракула", "Заколдованная Элла", "Лжец, лжец", "Горячие головы"), Дэнни Гловер ("Смертельное оружие", "Семейка Тененбаум"), Ли Уоннелл, Майк Баттерс
Продолжительность: 100 мин.
Оценка по пятибалльной шкале: 3
Фильм доступен в видеопрокате "ТЕХНО ВИДЕО" по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 3а/13. Адрес официального сайта - http://www.texnovideo.com.
Гордон (Кэри Элвес) и Адам (Ли Уоннелл) просыпаются прикованные цепями к стенам закрытого общественного туалета. Один из них врач, другой - "вольный художник", перебивающийся случайными и не всегда легальными заработками. Посреди помещения распластан труп в луже черной крови, сжимающий в руке револьвер - один из элементов жуткой игры, задуманной серийным маньяком по кличке Конструктор. Строго говоря, Конструктор не убивает своих жертв, а ставит их в такое положение, когда они убивают себя сами. Вот и доктору Гордону злодей предлагает расправиться с Адамом любым доступным способом до тех пор, пока часы не пробьют шесть. Одна только мысль об убийстве нагоняет ужас на бедного лекаря, но, услышанный по мобильному крик дочери, которую Конструктор взял в заложницы, заставляет его взглянуть на Адама другими глазами. Назван фильм в чести пилы, которой Гордон, подобно герою одного небезызвестного советского фильма, ампутирует себе конечность, чтобы освободиться от кандалов и прикончить товарища по несчастью.
Несмотря на то, что некоторые эпизоды (причем отнюдь не самые смачные) повторяются по 2-3 раза, сценарий картины построен по четкой, красивой схеме, что не может не вызвать уважения. Разочарование вызывает лишь откровенно смазанный финал, ну и, конечно, эпизод, в котором маньяк предлагает Лоуренсу смазать сигарету кровью отравленного покойника, предполагая, что едва Адам дотронется до фильтра губами, как тотчас отдаст Богу душу. Подобное заблуждение может быть вполне простительно маньяку, о личности которого мало что известно, но крайне сомнительно, чтобы человек с медицинским образованием и многолетней практикой также искренне в него поверил.
Как правило, главная интрига в такого рода фильма состоит не в том, будет ли пойман преступник (напомню, что в обычной практике дела с участием серийных убийц в 90 процентах случаях остаются "глухарями") и даже не в том, выживут ли главные герои (ну как же без этого?), а в том, кому достанется почетная обязанность завалить зарвавшегося злыдня и сколько второстепенных персонажей успеет тот перерезать до своей гибели. В "Пиле" дела обстоят несколько не так. И хотя подручный Конструктора угадывается почти сразу, самого его зритель так и не сумеют вычислить, пока тот сам не даст о себе знать.
Если бы вторичность изощренно-кровавой триллера Джеймса Вана столь явно не бросалась в глаза, его (при весьма скромном бюджете в 1 миллион долларов) можно было бы назвать даже успешным. Фильм радует извилистым сюжетом, серьезной актерской игрой, операторской работой и драйвом. Одним словом, режиссера сложно упрекнуть в непрофессионализме. Не хватило ему только фантазии. Источником вдохновения для дебютной работы Джеймса Ванна стали два знаковых триллер Дэвида Финчера - "Семь" и "Игра". Если от первого "Пила" унаследовала черно-серый антураж с разлагающимися трупами, дерьмом и кровью на стенах, то от второго переняла сюжет, хотя и в значительно упрощенном виде.