Маленькая слабость доктора Антонова

1996 год. В Псковской областной больнице, впрочем, как и во всем российском здравоохранении кризис. В коллективе царит напряженная атмосфера. Сотрудникам месяцами не выплачивается зарплата. Именно в это  время Виктор Антонов принимает решение провести опрос о степени доверия главному врачу. Мало того, он заявил: "Уйду с поста, если мне будут доверять меньше 75%моих сотрудников". Уйти не пришлось, даже в то трудное время его поддержало порядка 93% коллектива. 21 апреля Виктор Антонов отмечает 25-летие стажа на посту главного врача.

Виктор Васильевич Антонов - главный врач Псковской областной больницы, депутат Псковского областного Собрания депутатов. Родился 7 июня 1951 года. Окончил Кубанский медицинский институт (г. Краснодар). Работал врачом в Краснодарской краевой клинической больнице. В 1976 г. приехал в Псковскую область. С 1976 по 1985 гг. работал врачом-хирургом, главным врачом центральной районной больницы пос. Локня Псковской области. В 1985-1986 гг. - главный врач городской больницы Пскова. С 1986 г. работает главным врачом областной больницы.
 
 
 
- За 25 лет стажа какие блага приобрел главный врач главной больницы области? 
 
У меня все нормально.  Ни вилл, ни Мерседесов нет. Есть неплохой доход, но обыкновенная квартира в кирпичном доме, автомобиль Шкода, дачу продал, пытаюсь строить собственный дом.
 
- Виктор Васильевич, а почему Вы стали именно врачом, не космонавтом, военным или инженером?
 
Откровенно говоря, меня ничего не двигало. Просто было время,  когда в Кубанский медицинский институт был конкурс по 16 человек на место. Вот я почему-то для себя и решил, что буду поступать именно туда, где больше всего конкурс. Не поверите, но хотелось мне самому преодолеть трудности. Вот и все.
 
-Это амбиции?
 
Трудно сказать, но к медицине до этого я не имел никакого отношения. Не имели к ней отношения и мои родители, и мои родственники. Я просто решил - дай, попробую.
 
-Поступили с первого раза?
 
Нет, только со второго. После провала желание мое еще больше усилилось.
 
-А запасные варианты приготовлены были, если все же не поступите?
 
Нет, альтернативы у меня не было. Цели надо было добиваться любыми способами, другого выхода не было.
 
-Что помните из студенческих лет?
 
Они были беззаботными. Но в профессию я пошел сразу. С самых первых курсов стал подрабатывать в больнице. Я никогда не ездил в студенческие отряды на заработки, каждое лето работал медбратом и даже выносил горшки. Но с этого многие начинали.
 
-Вы были "всезнайкой"?
 
(Смеется). Нет, я был нормальным студентом, у меня синий диплом. Возможно, это и сохранило мне здоровье. Но, что удивительно, я уже тогда активно занимался общественной работой. На первом курсе я уже был председателем профкома. От этой вечной общественной нагрузки я не могу избавиться до сих пор.

-Когда поняли, что Вы - хирург и никто иной?
 
С самого начала. Я знал, что буду хирургом, и объяснить это не могу. Понимал, что это ответственно. Но, кстати, большинствостудентов изначально хотят быть хирургами, но потом передумывают.
 
-А как можно понять, хирургом тебе быть или нет?
 
Должно быть хорошее физическое здоровье, потому что нагрузки несравнимы ни с чем. Многие операции длятся по 8 часов. Надо обладать большим трудолюбием, упорством и, что очень важно, психологически стойким. Надо уметь брать на себя ответственность. Хирург должен понимать, что от него зависит жизнь человека, и что решения иногда надо принимать сиюминутно.
 
-Был у вас любимый преподаватель?
 
Был тогда знаменитый на весь Союз профессор Красавитов. Он в 58 году получил премию имени Бурденко. Она вообще-то мизерная, какие-то копейки,  но очень важная по значимости. Это, как солнышко на грудь, на всю жизнь.
 
Нашему поколению повезло, что нашими учителями были хирурги медсанбатов. Фронтовые доктора, которые видели и пережили очень много. Мы слушали их истории и впитывали в себя опыт. Кстати, они нам очень доверяли, а мы старались оправдать их надежды. Они были изранены, измотаны и психологически, и физически.

-Пришлось ли Вам когда-нибудь пожалеть, что выбрали эту профессию?
 
Никогда. У меня бывает иногда, что я задумываюсь, а правильно ли я сделал, что стал главным врачом, но хирургом - никогда.
 
-А почему насчет "главного" такие мысли приходят?
 
Я думаю, от усталости. Видишь, конечно, плоды своего труда, но при этом понимаешь, что сделал-то недостаточно, сделал-то мало.
 
-Может, проблема в том, что запросы слишком большие?
 
Нет. Больница по идее должна быть другой. Она должна быть гораздо мощнее.
 
-А какой должна быть больница, чтобы Вы, положа руку на сердце, сказали "сделано все"?
 
Никогда так не скажу. Сегодня понятно, что больница должна быть мощным центром и не только в плане диагностики и лечения больных, но и в плане учебном. Мы должны учить районных хирургов. Если не всех, то большинство. Сегодня появляются новые технологии лечения, диагностики, которые, как правило, не знают наши коллеги в районах. Но это и невозможно. Кроме того, последнее время меня просто преследует мысль, с которой мои коллеги не всегда соглашаются. Я настойчиво провожу идею, что как можно большее количество операций и больных должно пройти через нашу больницу, через городскую, через Великие Луки, т.е. центры.
 
Всеплановые операции должны делаться у нас, потому что за всем этим стоит жизнь и здоровье человека. Но не подумайте, что я считаю моих коллег в районе бездарями, нет. Просто в силу обстоятельств они не могут многого сделать.  Приезжая к нам научебу они говорят: "А мы тоже так можем". Я понимаю людей, которые хотят делать сложные операции,  но они не виноваты, что попали на периферию. Но! Человек, который делает 100 операций в год, выполняет это лучше, чем тот, кто делает только одну в год. Специалисты в районе не должны знаиматься сложными операциями. Это нельзя. Купить в район оборудование для лапароскопических операций недостаточно. Для этого нужен опыт, нужна опытная сестра, ассистенты и т. д.

-Но Вы же сами с периферии. Что надо сделать, чтобы врач с периферии стал главным врачом главной больницы области?
 
Раньше была отработана очень хорошая система, когда по распределению человек приезжал в район и начинал работать в первичном звене здравоохранения. В районе надо было повариться, посмотреть, способен ли ты один на один справляться спроблемами. Как ты на расправу - "жидкий" или нет. Выдержишь ты бессонные ночи, бесконечные вызовы в больницу, не сломаешься ли, возьмешь ли на себя ответственность.
 
В Локне я работал с 76 года. Был у меня случай, привозят больного с ранением в сердце, мой коллега говорит - брать не будем, умрет у нас на столе. Я его уговорил, говорю, человек-то пока живой, ему 28 лет, давай попробуем спасти. Мне повезло. Я ему зашил сердце. Я тогда не думал, что он пьяница, я знал, что его надо оперировать. Подобная ситуация у меня была и в Бежаницах, когда меня вызвали на операцию  к женщине, которую муж в сердце ударил ножом. Единственное, что надо - не побояться взять на себя ответственность. Это специалиста закаляет.
 
Затем была ординатура, после которой специалиста приглашали дальше. А сейчас, например, у нас такой возможности нет, потому как жилья унас нет. Вот это и сломалось. У еще тогда говорили: "Слушай, ты хорошо работаешь, мы тебя в резерв возьмем на должность заместителя заведующего облздравотдела". Меня еще в Локне послали на курсы в Москву. Нас учили долго, возили по больницам страны и говорили, это резерв руководящих кадров министерства здравоохрания СССР. Они так и назывались "курсы резерва", где готовили будущих главных врачей областных больниц, заведующих облздравотделов и т.д.
 
-Получается, Вас растили на эту должность?
 
Да, меня специально готовили. Этот вопрос был хорошо отработан.  На выпускном вечере мы даже сфотографировались с министром Куренковым. Потом я знаю, что комитет еще несколько лет отчитывался перед министерством, куда дели резервистов. Дальше меня перевели в городскую больницу, где я проработал 2 года главным врачом.
 
-А помните свой первый укол, свою первую операцию?
 
Я проходил практику в больнице. Я студент. И вот, в один из дней человеку сделали совершенно простую операцию - вскрылиабсцесс, а нас с молодой медсестрой попросили перевезти его с одного этажа на другой. Лифт застрял между этажами, больной на сидячей каталке потерял сознание, рана открылась, кровь течет. Сестра сползла по стеночке. И я один с ним боролся, останавливал кровотечение. А вообще, иногда приходилось, особенно в районе, заниматься не совсем своим делом. Я даже роды принимал. Самые первые мои роды - когда женщина не могла самостоятельно родить, ребенок был очень большой. Мне пришлось первый раз в жизни делать подобную операцию. Но делать надо было. 
 
-Какими критериями измеряется работа хирурга: сколько умерло или сколько выздоровело?
 
Немного не так. Есть критерий для себя - это осложнения. Есть осложнения, которые зависят от хирурга, а есть, которые от тебя не зависят. Скажу честно, ошибки есть у каждого врача, и это очень страшно мучает. Ведь не зря говорят, что у каждого хирурга есть свое кладбище, это правда. Не поверите, но я все свои ошибки помню в лицо. У меня был просто ужасный случай. Я прооперировал женщину в 19 лет с аппендицитом. Но у нее, как потом выяснилось, был не аппендицит, а непроходимость кишечника. Когда понял в чем дело, было поздно, она умерла. И теперь представьте, что каждый раз, идя на работу, я встречал ее мужа, который со мной постоянно здоровался. Мне было очень тяжело, пришлось  ходить другой дорогой. Я думал постоянно - пойми я раньше, в чем дело, женщина была бы жива.
 
- Об этом знали только Вы?
 
Да.
 
-Вернемся к дням сегодняшним. Ваш стиль руководства авторитарный?
 
Это надо спросить у людей. Но, если честно, то к подчиненным я не добрый. Я очень требовательный.
 
- Правда, что выпускников Тверского мединститута вы жалуете больше всех?
 
Нет. Очень хорошая подготовка у столичных выпускников. Неплохая подготовка в Смоленске. А вот родная Кубань стала слабовата.

- По каким критериям Вы отбираете сотрудников?
 
Для меня самое главное, чтобы человек старался. Если старается, то все его пробелы в учебе и воспитании они пройдут. Коллектив поправит всех очень быстро.
 
- А всех своих сотрудников знаете в лицо?
 
Врачей и сестер знаю всех, а технический персонал меняется часто. А вообще, у нас 1650 должностей, и всех знать оченьсложно.
 
- Самый ценный совет?
 
Когда-то простой человек, председатель колхоза мне сказал: "Доктор, ты не спеши никогда". Я этому стараюсь следовать.
 
-Человек без вредных привычек, это про Вас?
 
Нет. Хотя я избавился от одной. Я самостоятельно бросил курить. Курил я много и долго. Лет 25-30. Бросил сам назло жене. У меня жена нарколог. Я решил ей доказать, что все человек может сделать сам. Я бросил курить в день губернаторских выборов в 96 году. Теперь для меня это вообще не существует. Что касается спиртного, то с удовольствием, но умеренно.
 
-Слабости у доктора Антонова есть?
 
Со временем стареешь, становишься более либеральным, мягкотелым. Особенно это чувствуется по внучке. Ей 3,5 года, зовут ее Полина.
 
- Вы относите это к слабости?
 
Не знаю, но я вижу, что меняюсь.
 
-Как Вы познакомились со своей  женой?
 
Познакомились в институте, она там тоже занималась общественной работой. Это было так давно, что я уже и не помню. Кстати, у нас недавно был юбилей: 12 апреля мы отмечали 30-летие нашей совместной жизни.
 
-Вы из тех мужчин, которые во время ухаживания читают девушке стихи, совершают безумные поступки?
 
Нет. Я стихов вообще не знаю, это не в моем стиле. Честно говоря, я уже и не помню, как ухаживал. Но выбор свой считаю удачным, раз сколько лет вместе прожили. В жизни я консервативен. Я стараюсь быть консервативным.  Во-первых, это профессия накладывает отпечаток. А, во-вторых, это просто правильно. Для меня семья - это само собой разумеющееся.
 
-О чем говорят дома два врача?
 
Чаще всего о профессии. Я подшучиваю над ее выбором, над ее профессией. Изначально она педиатр, но потом стала первым и единственным детским наркологом. Тогда у нее работы как таковой не было. Она ходила по школам и читала лекции. Это была экзотика. Но теперь все изменилось. Сегодня это уже проблема серьезная.
 
-У вас сыновья, чем они занимаются?
 
Я очень жалею, что ни один из сыновей не пошел по моим стопам. У меня сохранился еще мой студенческий халат. Младший сын его примерял и поступил в СПб стоматологический институт, но категорически отказался учиться. Взял и бросил.

- Раз заговорили о халате. В какой одежде Вы себя чувствуете комфортно? 
 
Признаюсь, что я вообще себя некомфортно чувствую, гуляющим по городу. Мне надо куда-то бежать, что-то делать. А вообще, я себя очень комфортно чувствую на отдыхе, в спортивном костюме. Если галстука нет, то зимой как-то холодно, галстук - привычка.
 
- Где любите отдыхать?
 
Мы отдыхаем с семьей на родине в Новороссийске. Там папа, братья, сестры.
 
-А есть такое, что Вы хотели бы в своей жизни изменить?
 
Ничего. Мне не надо ничего менять. Единственное, я бы еще раз подумал, идти мне в главные или нет. Тут бы я думал.
 
-Почему? Что сделано, чтобы быть удовлетворенным?
 
Посмотрите, стройка одна, другая. А потом, чтобы сделать что-то хорошее надо уйма времени, чтобы доказывать начальству необходимые вещи. К примеру, как тяжело мы строили корпус, где сейчас почка искусственная. Сегодня это крайне актуально, а тогда многие этого не понимали. Я ходил и доказывал.
 
-Как считаете, у Вас есть интуиция?
 
Самому говорить об этом неловко, но все, что сделано за эти годы, все востребовано, все работает. Один диагностический центр чего стоит. Приходилось доказывать, что он нужен, что строить его надо в больнице, а не отдельно. Кстати, я строил переход от урологического отделения в поликлинику и предполагал, что здесь будет томограф еще тогда, когда томографа я в глаза вообще не видел. 
 
-И, наконец, самое последнее. Любимое блюдо и любимый автор?
Что Вы читаете в настоящий момент?
 
Я люблю историю. Последнее время появилось много хороших книг про медицину. Вышло много книг к 300-летию Петербурга, о Боткине, Пирогове и другие. Современные книги я вообще не понимаю. Я открываю, и не понимаю, прочитал 20 страниц, закрыл, а потом не могу найти,  где читал, не помню. Что касается блюд, то готовить я не умею и не люблю. Люблю рыбу в любом ее виде. 
 
 
Валерия Курдюмова,
Псковское агентство информации.
 
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...