Мой сводный брат Франкенштейн

Жанр: драма
Производство: Россия, 2004 г.
Режиссер:  Валерий Тодоровский ("Любовник", "Подмосковные вечера", "Страна глухих")
В ролях:  Леонид Ярмольник ("Тот самый Мюнхгаузен", "Паспорт", "Человек с бульвара Капуцинов"), Елена Яковлева ("Каменская", "Интердевочка", "Черный квадрат", "Петербургские тайны"), Даниил Спиваковский ("Две судьбы"), Сергей Гармаш ("72 метра", "Свои", "А поутру они проснулись", "Брежнев", "Любовник", "Механическая сюита"), Сергей Газаров
Продолжительность: 111 мин.
Оценка по пятибалльной шкале: 4


Фильм доступен в видеопрокате "ТЕХНО ВИДЕО" по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 3а/13. Адрес официального сайта - http://www.texnovideo.com.


Павлик Захаров (Даниил Спиваковский), вернувшись из Чечни, оказался у изголовья умирающей матери. На войне он потерял глаз, и необходимость в дорогостоящей операции заставляет обратиться к отцу (Леонид Ярмольник), знакомому Павлику лишь по старой фотографии да по рассказам матери. Родитель же и вовсе не догадывается о существовании сына. В Москве у него жена (Елена Яковлева) и двое детей. Контуженый инвалид войны сваливается на благополучную семью, как снег на голову, и становится настоящим испытанием крепости родственных уз. Но сам Павлик будто нарочно не замечает принесенного им смятения. Война для него не закончилась, и с не знающим границ упорством прочесывает он чердаки и карнизы в поисках "духов". Повстречав на рынке южанина, торгующего арбузами, Павлик с трудом сдерживается от рукоприкладства. Война отучила его делить врагов на мирное и "не мирное" население. "Для меня там детей не было, - говорит он, - а для них здесь нет".

Остракизм, которому зачастую подвергаются ветераны боевых конфликтов - проблема куда более серьезная, нежели, скажем, поднимающиеся иногда разговоры и дискриминации сексуальных меньшинств. Картина Тодоровского - не просто переосмысление проблем, затронутых Алексеем Балабановым в "Брате", но своеобразный постмодернистский ремейк с присущими направлению гротескностью и глумливостью. Отсюда и проистекает тот едва заметный душок, коим пропитан весь фильм, за исключением разве что финальной сцены. Грешно вроде бы смеяться над юродивыми (тем паче, над такими юродивыми), а Тодоровский пусть незлобиво, пусть осторожно, но все же смеется. В оценке чеченских событий режиссер, безусловно, далек от Страсбургской версии (в отличие от Кончаловского с его "Домом дураков"), но поверхностность, а, вернее, небрежность понимания дает себя знать. Вернись одноглазым психопатом с войны собственный сын Тодоровскго, едва ли он решился бы снять такое развесело-жутковатое кино. 

Чтобы у зрителя не оставалось сомнения по поводу положенного в основу материала, режиссер не только вставляет ключевое слово "брат" в название фильма, но и заимствует у Балабанова финальную сцену ("Ты же брат мне!"), слегка переделанную, в соответствии с сюжетной линией.
По сравнению с первоисточником, режиссер предельно заостряет углы. Ратные подвиги Данилы Багрова оборачиваются геноцидом мирного населения в духе "Всю ночь котов душили, душили:", а вялотекущий чеченский синдром - форменной шизофренией. Единственное, что остается - слепая вера в тех, кто послал его на войну. И в этом плане очень показательно отношение, условно говоря, интеллигенции к провинциальному инвалиду войны. Для них он - "законченный фашист", изверг, которого надо навсегда запереть в дурдоме. И здесь автору нужно отдать должное: болячки среднего класса он демонстрирует с задором эксгибициониста, не оставляя камня на камне от портрета интеллигентной российской семьи. В фильме нарочито четко прослеживается линия деления на тех, кто был и кто не был на войне. С одной стороны - Павел, полковник Тимур Курбатович (Сергей Гармаш) и контуженный лейтенант в госпитале, понимающие друг друга с полуслова, с другой - недоуменно взирающая на безумцев столичная элита, "не имеющая склонности к военной службе".

"Франкенштейн" одновременно и типичен, и не типичен для творчества Тодоровского. Впервые за свой 20-летний творческий путь режиссер, тяготевший к умеренной классике, решился на эксперимент в духе постмодернизма. В то же время, убери автор из кадра Павлика с его чеченским синдромом, оставь только упоминание о внебрачном сыне, и мы получили бы семейную драму с мощным психологическим подтекстом да вывернутыми наизнанку душами героев. Подобное мы уже наблюдали и в "Любовнике", и в "Подмосковных вечерах". 

Не привыкший изменять себе, Тодоровский пригласил на съемки актеров опытных и порядком примелькавшихся. Тут и звезда телесериалов Елена Яковлева, и значительно повзрослевший в творческом плане Ярмольник. На роль Павлика взяли 30-летнего Даниила Спиваковского, актера театра им. Маяковского. Как говорится, безумцев всегда играть легче, чем обычных людей, и посему Спиваковский вполне преуспел в образе дембеля-шизофреника с завораживающим взглядом единственного глаза.


Максим Николаев aka Вервольф

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...