Турецкий гамбит

Жанр: исторический детектив
Производство: Россия, 2005 г.
Режиссер:  Джаник Файзиев ("Остановка по требованию", "Русские в городе ангелов")
Продюсеры:  Константин Эрнст, Анатолий Максимов ("Ночной дозор")
В ролях:  Егор Бероев ("Папа", "Игра в модерн", "Дикий табун", "Железнодорожный романс"), Ольга Красько ("Папа"), Марат Башаров ("72 метра", "Слова и музыка", "Свадьба", "Олигарх"), Александр Балуев ("Благословите женщину", "Антикиллер", "Затворник", "Московская сага"), Гоша Куценко ("Антикиллер", "Марс", "Ночной дозор"), Дмитрий Певцов, Владимир Ильин ("Утомленные солнцем", "Рой", "Русский бунт"), Александр Олешко
Продолжительность: 130 мин.
Оценка по пятибалльной шкале: 4


Фильм доступен в видеопрокате "ТЕХНО ВИДЕО" по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 3а/13. Адрес официального сайта - http://www.texnovideo.com.


"Турецкий гамбит", посвященный событиям последней русско-турецкой войны 1877-1878 гг., стал вторым по счету романом Бориса Акунина-Чхартишвили из серии "Приключения Эраста Фандорина". Герой одноименной экранизации - титулярный советник Эраст Фандорин (Егор Бероев), сбежав из турецкого плена, добирается до ставки генерала Соболева (Александр Балуев) - художественного прототипа "Ак-паши" М.Д. Скобелева. Располагая информацией о грядущем взятии Плевны, Фандорину, тем не менее, не удается предотвратить секретный маневр врага. В телеграмме, отправленной в Центр, кто-то заменил названия городов, и, вместо Плевны, подкрепление было отправлено в Никополь. Подозрение падает на шифровальщика Петю Яблокова (Александр Олешко), жениха Вареньки Суворовой (Ольга Красько). Но, будучи уверенным в невиновности запуганного телеграфиста, Фандорин начинает свое собственное расследование с тем, чтобы выявить и обезвредить вражеского резидента, проникшего в генеральский штаб.

Егор Бероев с изумительной точностью перенес на экран образ книжного Фандорина, чем в очередной раз доказал свою состоятельность как профессионального актера. Чертовски хорош оказался Граф Зуров в исполнении Певцова, ослепительно прекрасна Ольга Красько в роли Варвары Суворовой. Порадовал и ветеран отечественной киносцены Владимир Ильин. 
Обидно только, что, начавши работу над "Турецким гамбитом", продюсеры "Ночного дозора" не учли одной простой вещи: не все хорошо для исторического фильма, что хорошо для футуристического, тем паче, если у режиссера совершенно отсутствует чувство меры. В каждом втором кадре ощущается слепое желание заткнуть за пояс голливудских коллег. Можно подумать, у нас мало собственных учителей. Достаточно вспомнить имя Татьяны Лиозновой, снявшей лучший в истории российского (а, может, и мирового) кино шпионский фильм. Речь, если кто не понял, идет о сериале "17 мгновений весны". Только вот творение Файзиева и Эрнста куда больше тяготеет к не менее известной эпопее под названием "Агент 007".

Основной задачей создателей стало, судя по всему, адаптировать роман таким образом, чтобы он идеально вписался в формат голливудского блокбастера. На первый план в экранизации выведена Варвара Суворова, превращенная сценаристом в отважную воительницу с замашками куртизанки. Эраст Фандорин со своей прирожденной скромностью совершенно затерялся в тени ее царственного блеска. Автору удалось худо-бедно передать акунинский юмор и перенести на экран несколько диалогов. Но голливудская "суперменщина" дает о себе знать каждый раз, когда приходит черед боевой сцены. Так что с легкой грустью, порой, вспоминаешь самую первую экранизацию Акунина - трехчасовую "Азазель" Александра Адабашьяна. И пусть Носков в роли Фандорина смотрелся на порядок слабее Бероева, а фильм получился откровенно провальным, направление режиссером было выбрано верное, чего нельзя сказать о "Турецком гамбите".

Сильнее всего досталось акунинской концовке. Вместо того, чтобы с честью застрелиться за закрытой дверью, предварительно вытолкнув Варвару наружу, резидент избивает сначала девушку, затем Фандорина, а потом прыгает ему на грудь и принимается душить. И удушил бы его непременно, не подоспей на помощь "русская Жанна д'Арк", огревшая злодея по голове статуэткой. Сколько подобных финалов вы видели в голливудских фильмах? Держу пари, что не мало. 

Факт трансформации военного кино в сказочно-мультяшное представление особого восторга не вызывает. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. погибло 70 000 тысяч наших солдат и офицеров, и превращать фильм об этой трагедии в бравый квазиголливудский фарс явно не стоило. С другой стороны, все же неплохо было (пусть и в такой форме) напомнить народу об исторически непростых отношениях с одним из нынешних "союзников". Особенно актуальным представляется фильм после недавнего массового молебна во славу памяти Аслана Масхадова, одобренного турецким руководством на самом высоком уровне.


Максим Николаев aka Вервольф

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...