Турецкий гамбит
Производство: Россия, 2005 г.
Режиссер: Джаник Файзиев ("Остановка по требованию", "Русские в городе ангелов")
Продюсеры: Константин Эрнст, Анатолий Максимов ("Ночной дозор")
В ролях: Егор Бероев ("Папа", "Игра в модерн", "Дикий табун", "Железнодорожный романс"), Ольга Красько ("Папа"), Марат Башаров ("72 метра", "Слова и музыка", "Свадьба", "Олигарх"), Александр Балуев ("Благословите женщину", "Антикиллер", "Затворник", "Московская сага"), Гоша Куценко ("Антикиллер", "Марс", "Ночной дозор"), Дмитрий Певцов, Владимир Ильин ("Утомленные солнцем", "Рой", "Русский бунт"), Александр Олешко
Продолжительность: 130 мин.
Оценка по пятибалльной шкале: 4
Фильм доступен в видеопрокате "ТЕХНО ВИДЕО" по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 3а/13. Адрес официального сайта - http://www.texnovideo.com.
"Турецкий гамбит", посвященный событиям последней русско-турецкой войны 1877-1878 гг., стал вторым по счету романом Бориса Акунина-Чхартишвили из серии "Приключения Эраста Фандорина". Герой одноименной экранизации - титулярный советник Эраст Фандорин (Егор Бероев), сбежав из турецкого плена, добирается до ставки генерала Соболева (Александр Балуев) - художественного прототипа "Ак-паши" М.Д. Скобелева. Располагая информацией о грядущем взятии Плевны, Фандорину, тем не менее, не удается предотвратить секретный маневр врага. В телеграмме, отправленной в Центр, кто-то заменил названия городов, и, вместо Плевны, подкрепление было отправлено в Никополь. Подозрение падает на шифровальщика Петю Яблокова (Александр Олешко), жениха Вареньки Суворовой (Ольга Красько). Но, будучи уверенным в невиновности запуганного телеграфиста, Фандорин начинает свое собственное расследование с тем, чтобы выявить и обезвредить вражеского резидента, проникшего в генеральский штаб.
Егор Бероев с изумительной точностью перенес на экран образ книжного Фандорина, чем в очередной раз доказал свою состоятельность как профессионального актера. Чертовски хорош оказался Граф Зуров в исполнении Певцова, ослепительно прекрасна Ольга Красько в роли Варвары Суворовой. Порадовал и ветеран отечественной киносцены Владимир Ильин.
Обидно только, что, начавши работу над "Турецким гамбитом", продюсеры "Ночного дозора" не учли одной простой вещи: не все хорошо для исторического фильма, что хорошо для футуристического, тем паче, если у режиссера совершенно отсутствует чувство меры. В каждом втором кадре ощущается слепое желание заткнуть за пояс голливудских коллег. Можно подумать, у нас мало собственных учителей. Достаточно вспомнить имя Татьяны Лиозновой, снявшей лучший в истории российского (а, может, и мирового) кино шпионский фильм. Речь, если кто не понял, идет о сериале "17 мгновений весны". Только вот творение Файзиева и Эрнста куда больше тяготеет к не менее известной эпопее под названием "Агент 007".
Основной задачей создателей стало, судя по всему, адаптировать роман таким образом, чтобы он идеально вписался в формат голливудского блокбастера. На первый план в экранизации выведена Варвара Суворова, превращенная сценаристом в отважную воительницу с замашками куртизанки. Эраст Фандорин со своей прирожденной скромностью совершенно затерялся в тени ее царственного блеска. Автору удалось худо-бедно передать акунинский юмор и перенести на экран несколько диалогов. Но голливудская "суперменщина" дает о себе знать каждый раз, когда приходит черед боевой сцены. Так что с легкой грустью, порой, вспоминаешь самую первую экранизацию Акунина - трехчасовую "Азазель" Александра Адабашьяна. И пусть Носков в роли Фандорина смотрелся на порядок слабее Бероева, а фильм получился откровенно провальным, направление режиссером было выбрано верное, чего нельзя сказать о "Турецком гамбите".
Сильнее всего досталось акунинской концовке. Вместо того, чтобы с честью застрелиться за закрытой дверью, предварительно вытолкнув Варвару наружу, резидент избивает сначала девушку, затем Фандорина, а потом прыгает ему на грудь и принимается душить. И удушил бы его непременно, не подоспей на помощь "русская Жанна д'Арк", огревшая злодея по голове статуэткой. Сколько подобных финалов вы видели в голливудских фильмах? Держу пари, что не мало.
Факт трансформации военного кино в сказочно-мультяшное представление особого восторга не вызывает. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. погибло 70 000 тысяч наших солдат и офицеров, и превращать фильм об этой трагедии в бравый квазиголливудский фарс явно не стоило. С другой стороны, все же неплохо было (пусть и в такой форме) напомнить народу об исторически непростых отношениях с одним из нынешних "союзников". Особенно актуальным представляется фильм после недавнего массового молебна во славу памяти Аслана Масхадова, одобренного турецким руководством на самом высоком уровне.