Улыбка Моны Лизы (Mona Lisa Smile)

Жанр: мелодрама
Производство: США, 2003 г.
Режиссер: Майк Ньюэлл ("Четыре свадьбы и одни похороны", "Траффик", "На запад")
В ролях: Джулия Робертс ("Одиннадцать друзей Оушена", "Красотка", "Мексиканец"), Кирстен Данст ("Человек-паук", "Вечное сияние чистого разума", "Девстенницы-самоубийцы"), Джулия Стайлз ("Идентификация Борна", "Грех", "Каролина"), Мэгги Гилленхаалл ("Секретарша", "Водная страна"), Дженнифер Гудвин
Продолжительность: 117 мин.

Фильм доступен в видеопрокате "ТЕХНО ВИДЕО" по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 3а/13. Адрес официального сайта - http://www.texnovideo.com.


Несмотря на то, что сегодня в США лучший шанс на получение работы имеет одноногая чернокожая лесбиянка предпенсионного возраста, проблемы феминизма до сих пор занимают умы граждан. Вряд ли это так уж беспочвенно. Ведь уклад жизни в провинциальных городках не слишком изменился со времен 50-х годов. Нам до сих пор сложно понять суть сексуальной революции, произошедшей в странах Запада в 60-е годы. Дело в том, что ни мы, ни наши родители, дедушки и бабушки не застали причин, ее породивших. Для нас представляется диким тот факт, что в середине XX века в развитой стране мира может царить распорядок, сродни нашему старорусскому Домострою. Хотя для государства, где рабство было отменено лишь в XIX веке, ничего удивительного в этом, наверное, нет.

Посвященный эпохе "маккартизма", фильм Майка Ньюэла повествует о молодой преподавательнице Кэтрин (Джулия Робертс), получившей место преподавательницы искусств в Уэллесли - самом консервативном колледже Америки. Свободолюбивая калифорнийка сталкивается с враждебно настроенной девичьей аудиторией, воспитанной в патриархальном духе, и со страстностью Анджелы Дэвис бросается в бой за равенство полов. Но, увы, стены Уэллесли слишком крепки даже для такого неистового напора, да и юные оппонентки под предводительством коварной Бетти Уоррен (Кирстен Данст) оказываются тоже не лыком шиты.

При безусловной важности борьбы за права и свободы женщин, некоторые идеи, исповедуемые Кэтрин, иначе как спорными не назовешь. Конечно, каждый волен иметь свое мнение, но мне все же кажется, что культура поздних браков, которую она так рьяно пропагандирует, вряд ли пойдет на пользу будущему потомству. Соглашается с этим и сам Майк Ньюэлл, который при нескрываемой симпатии к своей героине все же избегает голливудского деления на черное-белое и позволяет внести пусть не большой, но все же диссонанс в стройные логически построения Кэтрин. Причем ледоколом феминизма становится не стервозная Бетти, которая, раскаявшись под конец фильма, приползет к учительнице на коленях, а многообещающая интеллектуалка Джоан (Джулия Стайлз), одна из любимых ее учениц.

Крайне любопытно на примере "Улыбки Моны Лизы" ознакомиться с методикой американского образования. Как выясняется, лекция по искусствоведению состоит в тамошнем колледже из набора быстро сменяющих друг друга слайдов, снабжаемых краткими комментариями преподавателей. Цель такого подхода - научить студентов узнавать как можно больше образцов искусства, совершенно не вдаваясь в их сущность. Эрудиция, безусловно, важна для человека любой профессии, тем паче, для гуманитария, но вместе с ней должны культивироваться и способности анализа, самостоятельного мышления. Но этих премудростей западная система образования почему-то не предусматривает.

Звездой картины стала многообещающая 20-летняя актриса Кирстен Данст. Правда, поначалу ее персонаж теряется на фоне остальных студенток, и, в первую очередь, "Нью-Йоркской жидовки" Джозель (Мэгги Гилленхаалл), куда более яркой и женственной. Но ближе к финалу Данст-таки наверстывает упущенное, четко давая понять, что мало чем уступает своей старшей коллеге госпоже Робертс. Разочаровала Джулия Стайлз, совершенно затерявшаяся на фоне ярких ровесниц. Крайне обидно сознавать, что роль в фильме "Грех", исполненная девушкой в 17-летнем возрасте, может навсегда остаться пиком ее мастерства.


Максим Николаев

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...