Псковская инвестиционная компания: Сверху виднее
Девиз Псковской инвестиционной компании - «Открывая новые горизонты» - можно оценить, только воспринимая в комплексе все составляющие ее корпоративного стиля. Оценивать лучше визуально: логотип с горными вершинами, аббревиатура ПИК. Выстраиваются аккуратные ассоциативные цепочки: даже если этот ПИК капитализма уже достиг одной вершины, это еще ничего не значит. Потому что «за горой еще гора», а, поднявшись на очередную, можно охватывать взглядом новые перспективы – они же горизонты, см. выше. За «креатив» создателю фирменного стиля – пять с плюсом, тем любопытнее узнать: какое же содержание определило эту амбициозную форму?
«Максимус» - комплекс перфекционизма
Фактической датой возникновения первого проекта, который положил начало Псковской инвестиционной компании, стал 1994 год. И этим первым проектом стало ныне крупнейшее агентство недвижимости «УНО», оказывающее услуги населению по покупке, продаже, обмену, квартир на вторичном рынке жилья. По мере развития компания начала заниматься собственно строительным рынком: финансированием возведения жилых домов – причем не только как инвестор, но и как заказчик (первый проект такого рода – дом по улице Юбилейной в Пскове). Хотя руководство компании подчеркивает, что основным направлением работы остается инвестиционная деятельность – ПИК работает со всеми основными участниками строительного рынка Псковской области, финансирует строительство как за счет прямых инвестиций, так и косвенных (в виде поставок строительных материалов, комплектующих для строительства). И в данный момент является одним из самых крупных инвесторов на строительном рынке.
Вторым направлением работы является инвестирование в строительство коммерческой недвижимости для дальнейшего ее использования. К нему относится реконструкция или строительство торговых комплексов для сдачи в аренду или использования структурами ПИК. Пилотным проектом в этой сфере деятельности стало строительство комплекса «Пассаж» на Октябрьском проспекте в Пскове. Следующий шаг на этом пути стал для Псковской инвестиционной компании «семимильным» – реконструкция бывших производственных площадей завода «Химлегмаш» под торговые площади торгового комплекса «Максимус». Масштабы работы, действительно, потрясают. Фактически был оставлен только наружный каркас здания, которое является памятником архитектуры, все остальное: инженерные сети, все коммуникации, внутренняя отделка, фасад, кровля – являются «новоделом», как сказали бы искусствоведы-реставраторы. Стоимость реконструкции первой очереди (с учетом покупки площадей) составила 4,5 млн. долларов, срок окупаемости проекта составляет 4-5 лет, без учета реконструкции второй и третьей очереди.
Сдача второй очереди самого крупного на сегодня торгового комплекса в Псковской области намечена на конец 2005 года – в действие будет введен третий этаж. В 2006 году во внутреннем дворике «Максимуса» будет сдана пристройка модуля.
Дополнительное притяжение
Славу величайшего – как в смысле объемов площадей (пока 11 тысяч квадратных метров), так и уровня сервиса – «Максимусу» в скором времени придется разделить с уже запланированным «родственником». ПИК намеревается построить в Пскове еще один торговый комплекс - в районе с патриархальным названием Крестки, что на пересечении улиц Коммунальной и Юбилейной. Он будет примыкать к гипермаркету, который строит «Псковпищепром». Парадокс в том, что такое соседство компанию вполне устраивает, его считают обоюдовыгодным. Корни мирного сосуществования – в правильной расстановке приоритетов: если гипермаркет «Псковпищепрома» основной акцент делает на продовольственную группу товаров, а также на развлекательный момент (кинотеатры, кафе и т.д.), то торговый комплекс от ПИК– это, прежде всего, товары для дома, бытовая техника, строительно-отделочные материалы, мебель. Таким образом, комплексы будут создавать дополнительное притяжение друг для друга.
Вообще, тема торгово-строительного бума в Пскове заслуживает короткого комментария. Областной центр депрессивного региона не производит впечатления города, жители которого обладают высокой покупательской способностью, но комплексы строятся, обживаются арендаторами и имеют успех у покупателя. Надолго ли такое счастье? Все ли ходы записаны при расчете рисков? Руководитель Псковской инвестиционной компании Ян Лузин уверен, что все: «В Пскове сейчас спрос настолько превышает предложение, что еще 4-5 гипермаркетов город благополучно «усвоит». И дело здесь не в величине города, численности населения или доходах потенциального потребителя. К примеру, в той же маленькой Германии количество коммерческой недвижимости на человека в 20 раз больше, чем в России. Поэтому, если то же самое количество торговых площадей, которые сейчас в Пскове занимают так называемые мини-рынки, просто войдут в комплексы, они все равно спроса не удовлетворят. В комплексах удельная составляющая накладных расходов может быть чуть выше, чем на рынке, но никогда частный торговец не сможет закупать товар с такими скидками, с какими его закупает большая компания. Поэтому в принципе товары в комплексах, больших продовольственных магазинах могут продаваться значительно дешевле. В Европе понятия рынок уже нет, они умирают даже в Прибалтике.
Что касается возможных рисков для нашей компании, то и здесь я не скажу ничего нового. Самые низкие риски у бизнеса рантье – сдачи недвижимости в аренду. Рентабельность, которую дает бизнес рантье, не меньше, чем дают банковские депозиты, Арендные ставки позволяют нашим проектам окупаться за 4-5 лет. На Западе срок окупаемости составляет 25 лет, если речь идет о 15 годах, значит проект сверхприбыльный. А некоторые комплексы на Западе дают убыток, то есть арендные платежи не позволяют покрывать издержки. Мы, повторюсь, работаем в условиях неудовлетворенного спроса, в течение ближайших 3-4 лет будет сохраняться хорошая рентабельность бизнеса по сдаче в аренду коммерческих площадей».
…И прочие прибыльные составляющие
Руководитель компании достаточно убедителен. К тому же холдинг на то и холдинг, чтобы не складывать все яйца в одну корзину. В составе ПИК работают компании, занимающиеся оптовой продажей стройматериалов, структуры, которые продолжают оказывать услуги на рынке недвижимости Пскова. Помимо агентства «УНО», это Псковский ипотечный центр, который представляет новый для города вид услуг - продажу квартир с длительной рассрочкой. Также центр оказывает услуги по получению кредитов на покупку жилья.
Следующие составляющие бизнеса – это торговая сеть «Метро» (4 магазина в Пскове, 1 – в Острове), осуществляющая продажу электро- и бытовой техники. Магазины «Особняк» и «Фламинго», торгующие хозяйственными товарами, строительными, отделочными материалами, магазины готовой одежды, рекламное агентство «Формат-Сити». Также в марте 2005 года компанией приобретен контрольный пакет акций завода «Стройдеталь». Основной вид деятельности предприятия – производство бетона, раствора, железобетонных изделий как для рынка Псковской области, так и для соседних регионов. В настоящее время большая часть продукции реализуется на «внутреннем» рынке. Поскольку «Стройдеталь» - недавнее приобретение холдинга, сейчас производятся гашения существующих задолженностей предприятия, чтобы вывести его из системного кризиса, вкладываются инвестиции в увеличение оборотного капитала этого предприятия, чтобы сделать его конкурентоспособным.
Пока фактом является то, что остальные направления работы компании рентабельны, приносят доход, и вся прибыль инвестируется в основную деятельность: строительство и использование коммерческой недвижимости. Псковская инвестиционная компания находится на очередном пике формы и обозревает новые горизонты.
Александра Андреева,
для Псковского агентства информации