Вера Дрейк (Vera Drake)
Фильм предоставлен для просмотра сетью магазинов "НАВИГАТОР".
г.Псков, Магазин "Маяк", Рижский пр., 44
г.Псков, Магазин "Маяк", Рижский пр., 44
Жанр: социальная драма
Производство: Великобритания - Франция - Новая Зеландия, 2004 г.
Режиссер: Майк Ли ("Обнаженные", "Тайны и ложь", "Все или ничего")
В ролях: Имелда Стонтон ("Черный мяч", "Клуб неудачниц"), Ричард Грэм, Эдди Марсан, Анна Кивеней, Алекс Келли
Продолжительность: 125 мин.
Кому-то нравится коллекционировать марки, кому-то - ловить бабочек, а Вера Дрейк (Имелда Стонтон) любит делать аборты. Каждую пятницу, вот уже третий десяток лет, любящая супруга и мать двух взрослых детей отправляется на новую квартиру, где ее поджидает очередная жертва мужского жестокосердия. За свои услуги Вера не берет ни гроша, руководствуясь единственным соображением: помочь попавшим в беду молодым женщинам. При этом режиссер насколько детально раскрывает технологию нелегальных абортов, что неподготовленному зрителю (особенно мужчине) запросто может стать дурно прямо перед экраном. Несмотря на все мыслимые и немыслимые добродетели, приписываемые режиссером отважной труженице терки и клизмы, в деяниях ее сквозит нечто невыразимо грязное, настолько, что в момент совершения очередной операции невольно хочется отвернуться от экрана. Ведь, ей богу, могла бы она избрать для себя дорогу более благородную, и по тем же пятницам помогать, к примеру, многодетным мамашам управляться по дому. Но Вера исходит из принципа "нет человека - нет проблемы", уничтожая головную боль несостоявшихся родительниц на этапе эмбриона. Своей благотворительностью миссис Дрейк занимается тайком от семьи, и лишь когда одна из ее пациенток едва не погибает от кустарной манипуляции, деятельность нелегалки становится достоянием общественности.
Так уж повелось в последние годы, что уважающий себя европеец непременно должен защищать чьи-то права: зверей, растений, насекомых, гомосексуалистов... список можно продолжать бесконечно. И каждый год европейский кинематограф как прямая рефлексия общественных настроений рождает на свет не меньше десятка правозащитнических полотен. Новый фильм Майка Ли - одного из самых жестких и последовательных "социальных" режиссеров посвящен борьбе за свободы женщин. По глубокому убеждению автора, никто, кроме самой матери, не вправе решать судьбу ее будущего ребенка. Да, сегодня аборты разрешены законодательством во всех "цивилизованных" странах, но в Британии 50-х годов насильственное прерывание беременности каралось тюремным сроком. Два с половиной года, которые получает Вера за то, что чуть не свела свою юную пациентку в могилу, вызывают у героев взрыв недоумения и протеста.
Главной мишенью "Веры Дрейк" стали консервативно-религиозные круги Запада и Востока, до сих пор называющие аборты узаконенным детоубийством. Майк Ли придерживается точки зрения диаметрально противоположной. При столкновении в фильме сторонников и противников абортов, первые имеют моральное и количественное превосходство. Примеры тоже подбираются соответствующие. Тут вам и девственница, изнасилованная подонковатым кавалером, и несчастная мать семерых детей, муж которой никак не может остановиться, и чернокожая иностранка, попавшая, по простоте душевной, в лапы проходимца.
Не по-британски теплый и многословный фильм Майка Ли был с восторгом встречен на крупнейших европейских кинофорумах и даже получил "Золотого льва" - почетнейшую награду Венецианского фестиваля. Причиной успеха стала, по моему разумению, не только центральная сюжетная линия, нарочито проблемная, предсказуемая и потому абсолютно не интересная. Нет, фильм сделали второстепенные герои. Такие как, чудаковатая Этель (Алекс Келли) - дочь Веры - и ее молчаливый жених Редж (Эдди Марсан). По крайней мере, от их трогательного романа веет куда большей искренностью и теплотой, чем от надрывно-лицемерных терзаний старой абортистки.