Море Внутри (Mar adentro)
Фильм предоставлен для просмотра сетью магазинов "НАВИГАТОР".
г.Псков, Магазин "Стекляшка", ул. Советская, 5
г.Псков, Магазин "Стекляшка", ул. Советская, 5
Справки по телефону: 8-921-2100461.
Жанр: драма
Производство: Испания - Франция - Италия, 2004 г.
Режиссер: Алехандро Аменабар ("Открой глаза", "Снафф", "Другие")
В ролях: Хавьер Бардем ("Живая плоть"), Белен Руеда, Лола Дюэнас, Мабел Ривера, Клара Сегура
Продолжительность: 119 мин.
Мало кто сегодня не слышал имени молодого испанского режиссера Алехандро Аменабара. Начиная с "Тезиса", снятого автором в возрасте 23 (!) лет, его фильмы становятся лакомыми кусками на любых международных фестивалях. Среди его работ и откровенно шокирующий "Снафф", и "Другие" - один из лучших триллеров последних лет, - и, конечно же, "Открой глаза", фильм, приведший Голливуд в такой восторг, что тамошние деятели немедленно слепили ремейк под названием "Ванильное небо", пригласив на одну из женских ролей все ту же Пенелопу Круз.
Не удивительно, что его "Море Внутри" стало одним из претендентов на главную награду Венецианского фестиваля. Занятно, что за главную награду боролись в этом году два фильма, посвященные защите прав человека. И если "Вера Дрейк" рассказывала зрителю о горькой судьбе человека, отстаивавшего в послевоенной Британии право женщины на аборт, то "Море внутри" повествовало о судебных перипетиях, с которыми в конце прошлого века столкнулся испанец Рамон Сампедро, решивший добровольно покинуть этот мир.
Почти тридцать лет после несчастного случая Рамон провел в постели, способный лишь двигать головой да шевелить губами. И все эти годы он отчаянно борется за право на смерть. Получив возможность выступить в радиоэфире, Сампедро тут же стал национальным героем. Представители ультралиберальных кругов перед каждым заседание суда встречали его восторженными возгласами "Жизнь - это право, а не обязанность", свежеобретенные друзья, в стремлении умертвить инвалида, износили не одну пару обуви в беготне по инстанциям, обожающие женщины одна за другой изъявили готовность насыпать в его стакан яду. И лишь члены семейства Сампедро до последнего не понимали разгоревшихся вокруг их дома страстей. Они - единственные, кто по-настоящему любит Рамона, - так и не смогли смириться с добровольным уходом из жизни близкого человека.
В отличие от Майка Ли, который в своей ретроспективе, предельно четко, без обиняков изложил точку зрения на поставленную проблему, режиссер "Моря внутри" на протяжении фильма высказывался крайне путанно: то пускался в совершенно неуместные размышления о ценности человеческой жизни, то давал "эфирное время" "деревенщикам-консерваторам" из семейства Сампедро, то и вовсе уходил в отвлеченные философские дебри. Любой адвокат скажет вам, что с защитой прав своего клиента режиссер не справился. И нет ничего удивительного, что "Золотой лев", потершись о ноги Аменабара, убежал к более удачливому конкуренту. Неплохим утешение для автора стали, правда, одиннадцать номинаций на "Гойю" - премию испанской киноакадамии - да "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке.
Режиссер не решился перекраивать биографию Рамона Сампедро, первого испанца, создавшего судебный прецедент по делу об эвтаназии и покончившего с собой после безуспешных попыток добиться своего правовыми методами. В то же время, Аменабар строит фильм таким образом, чтобы донести до зрителя мысль о том, что жизнь при любых обстоятельствах стоит того, чтобы жить. Его герой вовсе не похож на американку Терри Щиаво, отключенную в марте этого года от аппарата искусственного питания. Думаю, мы согласимся, что далеко не каждому паралитику удается зажечь любовь в сердцах двух молодых красавиц. Но для Рамона в этом нет ничего невозможного. Сыгранный 35-летним Хавьером Бардемом, он являет собой воплощение мужского обаяния и остроумия. Глядя на этого здоровяка, категорически не понимаешь, откуда в его голове вообще могли появиться суицидальные мысли.
Главным противовесом пораженческим настроениям Рамона становится не католическая демагогия (отдающая в фильме редкостным пустословием), но человеческая любовь во всех ее ипостасях. В осуществлении этого замысла Аменабару помогли три прекрасные актрисы: Клара Сегура (Жене), Лола Дюэнас (Роза) и, конечно же, Белен Руеда, исполнившая роль роковой любовницы прикованного к постели мужчины.