Стажировка в Штатах, заметки на полях
Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова длительное время сотрудничает с европейскими и американскими высшими учебными заведениями. Благодаря энтузиазму профессорско-преподавательского состава этого учебного заведения, с иностранными партнерами сложились дружеские отношения, которые открыли псковским студентам дверь в мир образовательного процесса за рубежом. Благодаря этому псковские студенты, чьим профилирующим предметом является иностранный язык, имеют отличную возможность выехать на стажировку за границу, где помимо более подробного знакомства с особенностями изучаемого курса, они погружаются в среду той страны, язык которой изучают.
Анастасия Канищева - одна из студенток псковского ВУЗа, которая почти 4 месяца стажировалась в США. По нашей просьбе, специально для Псковского агентства информации, она поделилась своими впечатлениями о поездке.
Так получилось, что, выиграв конкурс на родном инязе ПГПУ, я на 3,5 месяца оказалась студенткой американского колледжа. Чтобы быть точной – студенткой Феррум Колледжа, штат Виржиния. Сменить обстановку, узнать правду о своем английском и, конечно же, улучшить его - вот чего я ожидала от этой поездки. Заодно и мир посмотреть - характерное для всех в моей ситуации желание. В результате я получила даже больше, чем загадала. Например, я получила возможность собственными глазами посмотреть на такую интересную для меня страну, как США, и составить собственное мнение о том, чему я сама являлась свидетелем.
Я и аборигены - кто кого?
Если выразить общее отношение местных студентов и преподавателей ко мне парой слов, то будут они такими – «подчеркнутое дружелюбие». Ну а если такового не наблюдалось, то, скорее всего, от замкнутых личностей, но никак не из-за предрассудков по поводу моего гражданства, национальности и т.п. Обычно, когда выяснялось, что я из России, мои сверстники-американцы интересовались моими впечатлениями об Америке или колледже. О России меня расспрашивали немногие - в основном люди постарше. Молодежь особо это не интересовало, ну разве что тех, у кого наблюдается хроническая жажда всего и побольше узнать. Но если я сама заводила разговор в стиле «а у нас в России…», например, во время занятий, послушать желающие были всегда.
Студенты, преподаватели, вопросы и ответы
Честно признаться, такого приятного во всех отношениях опыта общения с преподавателями, причем со всеми одновременно, я еще никогда не имела и, наверное, вряд ли еще доведется. Будучи специалистами в том, что преподают, американские педагоги умеют и делают это так, что никакой реакции отторжения просто быть не может. Я не могу сказать, что все студенты любят всех преподавателей, но в большинстве случаев уважают. Кроме того, студенты понимают, насколько им повезло общаться с такими «учеными мужами» и это не подвергается никакому сомнению. В общем, американский профессор- это сила, скала и авторитет для штатовских «школяров». Конечно, совсем без конфликтов, наверняка, обойтись и там нельзя, но по сравнению с тем, что я всю жизнь наблюдала в российской системе образования, там – рай для студентов.
Надо сказать, что, в основном, именно преподаватели задавали мне вопросы поинтереснее, чем «А это правда, что у вас там холодные зимы?». А вот преподаватель по “Public Speaking” (по-русски это примерно звучит, как «Выступления на публике») как-то очень высоко оценил речь российского президента Путина на каком-то саммите. Он же меня потом спрашивал, как мы в России относимся к их президенту Бушу. Тогда я, немного смущаясь, вынуждена была признать, что благодаря СМИ, по крайней мере у меня (а возможно и у большой части россиян), сложилось о нем представление как о не очень далеком человеке. Вы бы видели реакцию американца! Наши мнения целиком и полностью совпали! За то, что реакция будет адекватной, можно было поручиться, поскольку лично я ни разу за все мое пребывание в США не видела сторонника Буша, признающего себя таковым. Нужно сказать, что в Штатах американский президент, мягко говоря, достаточно часто критикуется представителями интеллигенции, а студентов он вообще не интересует. К тому же, в Виржинии, где много «республиканцев», в целом не так уж и много сторонников его политики.
Эта загадочная «штатовская» система образования
Американская система преподавания и оценки знаний построена так, что личностные отношениям там большой роли играть не могут. Оценки выставляются вполне адекватно знаниям. Интересен и тот факт, что сохраняется конфиденциальность результатов. Конечно, преподаватель может похвалить студента на глазах у всей аудитории, но это будет похвала его конкретной работе, но никак не что-то подобное тому, что практикуется у нас: «Какой вы замечательный студент, вам есть смысл подумать, чтобы перейти к нам на факультет…».
Вообще во всем колледже нет никакого деления ни на факультеты, ни на группы. Курс лекций по определенному предмету называется классом. Класс могут прослушивать студенты с разными “major” (“major” - профилирующий предмет). Как правило, студент сам выбирает, какие классы он будет посещать. Наиболее популярны классы, которые предполагают получение так называемых «кредитов» - условных очков, начисляемых за прослушивание курса. Классы с «кредитами» являются обязательными для большинства профилей (“major”).
Надо сказать, что я вообще была очень удивлена разнообразием требований. Мой стереотип в «однобокости» американского высшего образования заметно пошатнулся после того, как я сама смогла наблюдать за процессом. У меня сложилось такое впечатление, что настоящая учеба по профилю если и начинается в колледже, то только на третьем - четвертом году обучения. Первые два года практически одинаковы для всех. Особенно меня удивил тот факт, что нагрузка и объем знаний, получаемые студентами, абсолютно одинакова и по тем предметам, что напрямую относятся к специализации и тем, что лишь стоят в числе нужных, но, тем не менее, относятся к разряду «для общего развития».
Ну а в целом, у студентов уходит не так уж и много времени на непосредственную учебу. Его остается достаточно и для личных нужд, о чем я могу судить даже по себе, поскольку минимальную норму получения кредитов – 12 за семестр, мне даже немного удалось перевыполнить, притом с почти отличными оценками, имея достаточный запас свободного времени.
Отдыхать умеем
Почти все студенты единогласно утверждают, что жизнь в Феррум - колледже скучная, и вообще им скучно. Традиционные методы борьбы со скукой - вечеринки с выпивкой и курение марихуаны. Но это только для самых соскучившихся, хотя таких тоже не мало.
Очень многие с головой уходят в спорт, особенно в его командные виды. Самые популярные из них – бейсбол, американский футбол и баскетбол. Самым престижным среди студентов, наверно, является бейсбол, тем не менее самым высокооплачиваемым и вообще дающим больше привилегий – американский футбол. Вообще юношам в их видах спорта повезло гораздо больше, чем девушкам. Последним достались такие виды, например, как почти неизвестные у нас лакросс и софтбол. Из-за такого несправедливого разделения, особенно по части снаряжения, денег на поездки, качества игровых полей и, что немаловажно, внимания зрителей (женские виды спорта совсем их не привлекают), отношения между игроками разных видов спорта можно назвать «напряженными». Девушки считают себя несправедливо обделенными, а парни либо снисходительно ухмыляются, либо вступают с ними в бесконечные и очень бурные дискуссии по поводу «кто не прав, и что с этим можно сделать».
Такой же беспроигрышной темой для общей дискуссии можно назвать проблему недопущения молодежи к алкоголю до 21 года. США, возможно, единственная страна с таким высоким порогом, и на ее молодых жителей это очень давит, поскольку все возможные меры слежения за тем, чтобы до этого возраста вы не смогли употреблять спиртное, принимаются с особой тщательностью. Это только подогревает желание, и перспектива пойти вечером выпить является чуть ли не самой заманчивой для многих молодых американцев.
Те, кто еще не достиг нужного возраста, с некоторыми трудностями, но тоже свое получают, а запретность плода только делает его еще более заманчивым. На самом деле, складывается интересная ситуация: к двадцати годам недавний тинейждер может стать отцом/матерью семейства, водить машину, работать и путешествовать, а зайти вечерком в бар с друзьями и пропустить по одной – это не положено, мал пока. И еще к разговору о свободах: все очень сильно зависит от законодательства конкретного американского штата. В наиболее консервативных до 21 года нельзя даже пирсинг с татуировкой самостоятельно заполучить. То же касается и абортов для несовершеннолетних. С проблемами подобного рода борются просто – садятся в автомобиль и едут в соседний штат…
Что еще интересно, вечеринки в основном строятся на принципе выпить-поговорить. Попытки как-то по-другому скрасить свой досуг предпринимаются очень нечасто, и то, только членами двух клубов (для «крутых» мальчиков и для «крутых» же девочек) и только для членов их же клубов. Нет речи и о том, чтобы нормой было всеобщее веселье на танцполе – за все время моего пребывания, танцы происходили дважды. И это при том, что такие «развлекаловки» в основном начинают в ночь с четверга на пятницу, а заканчивают либо в субботу вечером, либо в воскресенье.
Надо сказать, что помимо спорта, которым еще и занимается далеко не каждый, двигательная активность для многих стоит на нуле. Сам колледж - очень маленький. Все главные учебные корпуса и здания общежитий легко обходятся вокруг по дорожке в милю длиной, а до ближайшего более-менее крупного городка полчаса езды на автомобиле. Но, в то же время, даже находясь на территории этого маленького колледжа, большинство студентов располагающих личным транспортом, не преминут им воспользоваться, дабы добраться до наиболее «отдаленных» его частей. Несправедливо было бы не заметить, что свободное время многих студентов могло бы стать более заполненным благодаря самым разным клубам и кружкам, коих помимо тех двух, что «для самых крутых», еще превеликое множество, но деятельность их не так активна и заметна, как могла бы быть. Оказалось, что, в принципе, не так-то это и просто - расшевелить молодое поколение, а тем более ведущее такой спокойный и размеренный образ жизни на лоне природы вдали от суетливых мегаполисов.
Как и из кого обычно строятся американские студенческие компании
Очень часто, если компании и имеются, то состоят они в основном из молодых афроамериканцев. Правда, если эта компания достаточно большая, среди афроамериканцев могут наблюдаться одно - два белых лица. А вот за представителями белой молодежи, как мне показалось, такой привычки к «кучкованию» вообще не наблюдалось. Во всяком случае, выглядят они гораздо больше «сами по себе». Зато у них имеется деление по интересам, а основные их интересы - это выгодно «выпендриться», причем именно «выпендриться», а не выделиться на фоне окружающих, поскольку зачастую их поведение и внешний вид оставляют окружающих в некотором недоумении. Особенно это касается клуба для девушек.
В американских студенческих кругах очень спокойное отношение к гомосексуализму. Оно позволяет не стесняться им своих наклонностей, и хотя там никто не ходил с этим, как с каким-то флагом, все же мнение о том, что большое количество девушек-спортсменок - «розовые», является таким же обыденным суждением, как и то, что в столовой еда, мягко говоря, не очень. Конечно, с этим суждением согласны далеко не все, но о том, чтобы явно высказывать свое презрение, не может быть и речи – политкорректность превыше всего. И вообще, так почти во всем - во многих вопросах наблюдается всеобщая терпимость во взглядах.
Чего, находясь здесь, я уж никак не ожидала, так это того, каким сильным оказывается влияние церкви на сознание американцев. В Штатах это, пожалуй, наиболее распространенный повод для объединения в «клубы по интересам». Ответы на спорные вопросы зачастую ищутся именно там. Я, возможно, буду сильно ошибаться, утверждая, что то, что я видела сама, является показателем для всех американских колледжей, но тем не менее церковь в США - институт гораздо более светский, чем в России. А, следовательно, у нее есть больше возможностей влиять на умы людей (пусть и посредством устроения вечеринок с пиццей и колой). Конечно, это все не проходит совсем незаметно, особенно для носителей иных религий. У приверженцев других религий активная деятельность Пресвитерианской церкви, находящейся на территории колледжа, возможно и вызывает некоторое недовольство, но, тем не менее, кто же откажется от бесплатных закусок? Постоянные прихожане Chapel по подобию «клубов для привилегированных» сформировали свое общество. Правда, без особых процедур вступления в него. Вместо этого у них проходят беседы по Библии, а еще в Феррум-колледже существует ансамбль Praise Band. Даже я, сама того не зная, тоже оказалась замешана в чем-то подобном, поскольку хотела петь в хоре. Как выяснилось позже из текстов песен, он недалеко ушел от Praise Band и тоже имел свой соответствующий религиозный уклон.
International kids
Поскольку я была участником программы по международному студенческому обмену, среди моих близких друзей были в основном студенты, также приехавшие по обмену. Могу сказать, что хотя с нами и обращались как с носителями другой культуры, но по большому счету над этим мало кто серьезно задумывается: любопытством никто не горел, общение с нами строилось, основываясь лишь на личных симпатиях или антипатиях. Заинтересованность в том, как события в мире видятся из других стран и тому подобные вещи, вообще мало кого интересуют, хотя я могу и недооценивать политическую, культурную и прочую грамотность и подкованность молодых людей, с которыми я общалась. Они, даже, если в принципе чем-то более-менее заинтересованы, не сильно собираются тратить свои энергию и время на то, чтобы в чем-то разобраться. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что в часы, что мне были отведены как рабочие, когда все студенты, занимающиеся русским языком (а это профильный предмет в колледже), могли подойти и спросить что-то непонятное или просто интересное, я в основном спокойно занималась собственными делами. Вообще же у меня сложилось впечатление, что американцы, в принципе, с небольшим пониманием важности дела подходят к изучению иностранных языков. Видимо, надеются, что весь мир будет скоро говорить по-английски, причем с американским «прононсом».
Итак…
О тех трех с половиной месяцах, проведенных в Соединенных Штатах, я наверняка буду помнить еще долгие годы, поскольку это был, наверное, один из наиболее безмятежных периодов в моей жизни. Очень много положительного я смогла изъять из этой поездки так же, как было место и чему-то вызывающему скепсис, но, тем не менее, тоже полезному, так как это взгляд с другой перспективы. Он тоже имеет право быть. Мне очень понравились и были интересными люди. Их образ жизни стал любопытным объектом для моих наблюдений в повседневной жизни. И это здорово!
Анастасия Канищева,
для Псковского агентства информации.