Патриотическое паломничество: с «Псковщиной» по Тульщине
Патриотизм есть любовь ко благу
и славе отечества и желание
способствовать им во всех отношениях.
Он требует рассуждения —
и потому не все люди имеют его.
Н. М. Карамзин
и славе отечества и желание
способствовать им во всех отношениях.
Он требует рассуждения —
и потому не все люди имеют его.
Н. М. Карамзин
Простейшим способом постижения любой страны является путешествие. Проехать, пройти, «познать ногами», пережить все сюрпризы и трудности кочевого образа жизни – такой опыт накрепко откладывается и в голове и в сердце. Путешествуя, ты не только узнаешь страну, но и привязываешься, прикипаешь к ней. Где-то, в далеком краю, появляются милые твоему сердцу уголки, согретые воспоминаниями. На пройденных тобой землях селится твоя любовь. Любовь к чужой стране – это экзотическое увлечение. Любовь к своей стране называют патриотизмом.
Казалось, это путешествие не кончится никогда. Трое суток мотания в автобусе по центральной России, бесконечные нивы-плесы-перелески, пресловутые березки русские. Редкие, но насыщенные событиями остановки – Бородино, Тула, Куликово поле. Так «Псковщина» прививала любовь к Родине нашей разношерстной компании. Журналисты, учителя, городские и областные законодатели, ветераны и военные – кто-то больше, а кто-то меньше нуждался в напоминании о патриотических чувствах. И если вначале было не очень понятно, зачем это надо, то уже после поездки все расставил по своим местам мой сын, с блеском в глазах просящий рассказать «еще что-нибудь про войну с французами».
Псков. Минута молчания
Начало пути – момент обычно весьма прозаический. Наверное, впервые на моей памяти путешествие началось с минуты молчания. Едва отъехав от города, автобус остановился за Черехой, у памятника десантникам 6-ой роты. «Дань памяти… нить времени… преемственность подвига», - говорит организатор и вдохновитель поездки, руководитель группы «Псковщина» в ПОС, Владимир Меньшиков. Но пока над городом стоит утренний туман, а глаза слипаются, патриотические слова плохо усваиваются организмом.
- Владимир Александрович, зачем мы здесь остановились?
- Понимаете, Лена, вся наша поездка – дань воинскому подвигу русского человека. Ведь конечная наша остановка – Куликово поле. Если вы помните, в ближайшие дни отмечается 625-летие Куликовской битвы. А ведь тогда, в 1380-ом, на помощь Дмитрию Донскому пришли псковские полки. Смоляне не пришли, новгородцы не пришли, а наши пришли. И пали не просто за Россию, а за саму суть русского народа – за православную веру. И вот эту связь, эту готовность к подвигу – от Александра Невского, от Дмитрия Донского и до ребят, погибших в Аргунском ущелье, хочется почтить, напомнить о ней. Хотя, конечно, большим подвигом для офицеров было бы сохранить жизнь своим подчиненным… но ведь это и есть патриотизм – любить свою родину, вставать на ее защиту, и погибать, если надо.
- Вы думаете, сегодня есть место патриотизму?
- Патриотизм есть, но он неуправляемый. Есть «лимоновцы», НБА. Все они играют на патриотических чувствах, и люди к ним приходят, молодые люди. Также, как в армии, занимаются физической подготовкой, соблюдают строгую иерархию. Правда, потом отправляются громить «инородцев»… А наша мощнейшая военная машина пока не готова обеспечить реализацию патриотических чувств…
- Вот, кстати, о военной машине. Только в Пскове сейчас – 500 «уклонистов». Разве это патриотично?
- Когда я служил в армии, мы в любой ситуации знали, что Родина нас спасет. Разве сейчас эта уверенность есть? Вот в Аргунском ущелье погибли наши ребята. 86 человек против двух тысяч!!! Разве они должны были попасть в эту ситуацию? Еще раз повторю, что настоящим подвигом для офицеров было бы не дать солдатам погибнуть. А пока газеты молчат, почему это произошло. Но молодежь сейчас вся с хорошим образованием, думающая, и ребята хотят знать – за что они пойдут воевать. Они хотят быть уверенными, что не будет дедовщины. В армейской системе многое надо менять. В первую очередь – надо быть честными, перестать лукавить. Надо популяризировать воинскую службу. С самых верхов начинать изменения. А должны начать мы с того, что нам по силам – с памяти. Чтобы все знали: всех, кто погиб, в любые времена мы помним, мы чтим, и ни один подвиг не был напрасным.
Бородино. Сердце России
В Бородино мы приехали поздно - сотрудники уже разошлись по домам. Только бескрайнее поле, закатное солнце и стела на холме. И ничего вроде бы особого в этом пейзаже нет – мы все выросли среди таких же березок и полей – но почему-то именно здесь начинает явственно просыпаться тот самый отмеченный Карамзиным «патриотизм физический». Когда сердце как-то непривычно, нетренированно щемит; когда приходят в голову пафосные, но искренние мысли о двух великих битвах, с разницей в более века освятивших это место. И когда пограничник Сергей Ульянов, спрыгнув в окоп Можайской линии обороны, поцеловал землю, в этом не было ни одной фальшивой ноты.
В Спасо-Бородинском монастыре осталась часть псковской, точнее – гдовской земли. Днем раньше председатель законодательного комитета областного Собрания Геннадий Подзноев и руководитель «Псковщины» в ПОС Владимир Меньшиков, привезли эту землю с места Ледового побоища. Капсулу с землей передали настоятельнице монастыря матушке Рахиль.
Уже позже, в Пскове, Владимир Меньшиков расскажет, что именно смиренный патриотизм и вера послушниц монастыря поразили его больше всего увиденного и услышанного в этой поездке. С 1812 года монахини молятся за упокой души каждого воина, погибшего в этой битве. Поименно. «Может быть, этой верой, этой памятью, вся страна до сих пор и держится», - скажет он.
На Бородинское поле мы вернемся в конце пути еще раз – чтобы поговорить с сотрудниками музея и найти место, где стоял псковский пехотный полк, павший в битве с войсками Наполеона Бонапарта.
Тула. Гостеприимная и сельскохозяйственная
Граница Тульской области заметна невооруженным взглядом. По левую руку начинаются поля, подготовленные к севу озимых, по правую – сжатые нивы. А когда появились еще и тучные стада, пастораль стала до неприличия идеальной. Псковские законодатели прилипли к окнам, пытаясь углядеть секрет сельскохозяйственного чуда.
И при встрече с депутатами Тульского областного Собрания псковские коллеги неоднократно возвращались к аграрной теме. Тула, потеряв 13 лет назад оборонку и 80% угольных шахт, сделала ставку на сельское хозяйство. Сейчас около 20 % тульского бюджета вкладывается в землю, и вот второй год аграрии работают с прибылью во всех отраслях. Тульская область обеспечивает себя говядиной и свининой, колбасными изделиями, рыбой, картофелем, овощами и молоком. Производятся в достаточном количестве комбикорма, кормовое зерно. Конечно, половина земель Тульской области – плодородный чернозем, каким псковщина похвастаться не может. Но поучиться все равно есть чему.
А в целом Тула - очень гостеприимный, открытый город, гордящийся своей петровской историей, своим знаменитым ремесленничеством. Туляки очень доброжелательно восприняли псковскую патриотическую идею, собрались с ответным визитом в Псков. Заместитель губернатора Тульской области Анатолий Артемьев назвал Псков «прародителем российской государственности», а Тулу – «прародителем промышленности России». «Тульский и псковский края исторически должны дружить – Ледовое побоище и Куликовская битва, Пушкин и Толстой, герои десантных войск - всё это нас связывает», - так сказал он, встречаясь с псковичами.
Знаю, что уезжали псковские депутаты из Тулы, полные инициатив. Довезли ли до дома – пока не известно, но хочется верить, что не расплескали.
Поле Куликово. За землю Русскую, за веру православную
Когда очень долго к чему-нибудь стремишься, обычно разочаровываешься. Но, несмотря на то, что в конце второго дня пути мы добрались до Куликова поля разбитыми и уставшими, разочарования не последовало. Достойная инфраструктура поля ратной славы, богатый музей, профессиональная экскурсия – все это увлекает. Самоуважение – вот, наверное, самое подходящее слово для побуждающихся в таких местах чувств.
Правда, псковичи обиделись на куликовских экскурсоводов. Слова «Здесь началась земля русская» пробудили в делегатах местный патриотизм. «Без победы Александра Невского в Ледовом побоище не было бы и победы на Куликовом поле, не было бы самой сегодняшней Руси», - возмутился Геннадий Подзноев. Тема придания месту Ледового побоища статуса поля ратной славы России вновь обострилась, и депутаты намерены ратовать за признание всероссийской значимости победы Александра Невского. Тем более, что воочию убедились, что ратные поля не только чувства патриотические будят, но еще и приносят доход в бюджет, привлекая туристов со всех концов страны.
В алее единства России на Куликовом поле была захоронена капсула с Псковской землей, протоиерей Олег Теор отслужил у памятника Дмитрию Донскому панихиду по павшим воинам. А наше путешествие закончилось.
Псков. Кода
- Владимир Александрович, Вы довольны поездкой? Те цели, которые ставились в начале пути, достигнут?
- Мы получили даже больше, чем планировали. Встреча с тульскими коллегами оказалась очень полезной, надо налаживать обязательно связи с законодательными собраниями других регионов – что-то мы им подскажем, что-то они нам. И будем вместе двигаться вперед.
- А цель воспитательная? Патриотическая?
- В Вас проснулись патриотические чувства? Во мне тоже их стало больше. И каждый, кто побывал в Бородине, на Куликовом поле, поделится этим со своими близкими, детьми, просто знакомыми. Главное – пробудить, обратить внимание, привлечь.
- Нет ли смысла проводить такие экскурсии непосредственно для молодого поколения, которое мы собираемся воспитывать в духе патриотизма?
- Думаю, мы будем работать с комитетом по делам молодежи, поощрять поездками по историческим местам России победителей олимпиад, отличников, ребят, которые интересуются историей. И конечно именно для молодежи важно, чтобы ратная слава Ледового побоища была официально признана. Когда историю изучаешь на местности, когда знаешь, что вся страна гордится твоими предками, знания гораздо лучше усваиваются.
- Владимир Александрович, «PR-акции» патриотизма дискредитированы недобросовестными политиками. При сегодняшней степени недоверия к любым официальным движениям, не боитесь ли Вы, что ваши действия будут неправильно истолкованы, не поняты?
- Пробиваться через неверие очень сложно. Но моя гражданская позиция такова. Я считаю, что только воспитав патриотов общество сможет получить и достойных политиков, и добросовестных хозяйственников. Надеюсь, что хотя бы 50% людей поймут и поверят. А людей, которые считают, что мы поступаем не правильно, я просто призываю поступать так, как они считают нужным. Не только государство должно нам, но и мы должны помочь своей стране в сложное время. Сейчас, воспитав достойных граждан, воспитав хотя бы только своих детей в духе патриотизма, мы заботимся о завтрашнем дне России.
Елена Черепицкая,
Псковское агентство информации.