РУССКИЙ КОСМОС В РАЙОННЫХ ГАЗЕТАХ
Октябрь обрушился листопадом и бомбовыми ударами американцев в Афганистане. И все больше и больше начинаешь осознавать, что псковская жизнь в глубинке только внешне далека от той, глобальной. Она с нею связана в конечных итогах бытия. Жизнь безобидной бабушки-пенсионерки, ковыляющей на свой огород за морковкой в суп, сейчас очень зависима от того, как отбомбятся США. Но все же по внутренней сути, кажется мне, наша нищета и терпеливость обернулись нашей очередной сущностной победой: деревенские огороды и маленькие пенсии ограничили круг бытия. Мы остались в своем русском космосе, у которого нет надобности ни в турецком береге, ни в валютных счетах в Банк оф Америка.И как-то на фоне этих геолого-политических событий умилительно читать очередной текст Марины Бабаевой, которая с боевым комсомольским задором пристает с выученными вопросами по газовому тендеру, пытаясь выполнить задание нашего местного олигарха. К наличию данной персоны в нашей «элитной политической жизни» мы все уже привыкли. И в псковском олигархическом пейзаже как-то уже без него и скучно. Пусть будет. Тем более, что пытливая комсомолка и не знает, что в Новгороде, например, губернатору очень хотелось бы, чтобы газификацию новгородских деревень проводил «Засибгазстрой». У нас же уже этот подрядчик работает, что свидетельствует об умении губернатора мыслить стратегически. Андрей Шишков нервничает по поводу удачно прошедших законодательных процедур относительно партийного присутствия в областной Думе. И его материал смахивает на обычную истерику. Как у капризной дамы, которой любовник не дал «на шпильки».
А вот «Панорама» занялась вплотную мэром и добивается правды: каким образом повышение водных тарифов связано с евроремонтом у начальника «Водоканала» и когда, наконец, наш малый и многотрудный бизнес получит свой обещанный рынок на Рижском проспекте. Хотя я уже, честно говоря, со счету сбился относительно работающих в Пскове рынков, где все одно и то же, и одни и те же цены. Прямо какая-то плановая малобизнесовая экономика, где все отовариваются на одной оптовой базе.
Кстати, о базах. В опочецкой газете «Красный маяк» рассказывается о жизни одной из волостей. Старые доярки сетуют на нерадивость и безжалостность молодых доярок: много пьют, скот недоенный и некормленый. Да и что говорить, если в волости действуют 15 точек подпольных магазинов, где продают спиртное. Волость стареет и умирает, но вот есть одна семья Штрейбрехеров, где пятеро детей. По миру не идут, живут и работают благополучно. Секрет не только в фамилии, но и потому что услугами этих спиртовых баз не пользуются. Не буду писать о том, куда смотрит милиция. Вопрос не актуален.
В газетах бежаницкого района «Сельская новь» и Великолукского «Наша жизнь» выступают с предложениями фермеры. Бежаницкий фермер Ворошилов никак не может понять, почему бы не организовать небольшие МТС, где можно было бы брать в аренду технику и работать на ней в страду.
Так что наш народ бьется как рыба об лед, пытаясь не только выжить при диспаритете цен и отсутствии техники, но и производить масло и колбасу, печь хлеб, поднимать лен со стлищ. Впрочем, одна часть бьется, а другая пропивает свою жизнь. Правда, если о масле, то его как-то совсем не стало на прилавках многочисленных рынков. То есть оно есть, но это не масло. Вот и недавно жена купила опочецкое, но вместо масла пришлось намазывать на хлеб что-то другое. Очень похожее на раму, которую мыла мама в моем детском букваре. Если в нашей стране и дальше также будут осваивать высокие технологии, смешивая натуральный русский продукт с импортным, то народ вообще перестанет есть. И будет только пить.
Вообще в России проблема закуски никогда не была актуальной, потому что закуска всегда есть, у нас и кухня национальная состоит из закуски: квашеная капуста, соленые грибочки и огурчики. Как тут не выпить. Да и праздники опять подкатили: День пожилого человека, День учителя.
И если учесть, что наша страна сейчас – это, в большинстве своем, пожилое человечество, то не могу не привести вам маленький текст к фото «Бабушка» из газеты «Порховский вестник»: «Россия во все времена держалась на маленькой верующей бабушке с натруженными руками. Сколько вам лет, бабуля?-…Девятый.-…Десяток?-…а то нет. Все живу, мои родные. Близкие все померли, а меня Господь не забирает. Может, не угодила чем…- Чем же Вы могли не угодить? ..- А кто знает -вон соседка Васильевна до девяносто трех дожила. Тоже было не помереть. А как грех старый вспомнила, покаялась, что долг не отдала, так сразу Господь и прибрал…- Трудная жизнь вашему поколению досталась. - Господь терпел и нам велел. И вас-то жалко...- Почему? - Времена тяжелые снова наступают. - Бабуль, все времена тяжелые. – Да дочь. Всю жизнь работай, а коль и богатства наживешь - с собой-то «туда» не взять. У гроба карманов нет… Я рассмеялась, а бабушка вздохнула: Господи, спаси наши души грешные!»
К СЕМУ: Игорь Григорьев.