Кровь и кости (Chi to hone)
Жанр: остросюжетная драма
Производство: Япония, 2004 г.
Режиссер: Йоичи Саи
В ролях: Такеши Китано ("Королевская битва", "Фейерверк", "Сонатино"), Хирофуми Араи, Томоко Табата, Киока Сузуки, Михоко Суина
Продолжительность: 140 мин.
Производство: Япония, 2004 г.
Режиссер: Йоичи Саи
В ролях: Такеши Китано ("Королевская битва", "Фейерверк", "Сонатино"), Хирофуми Араи, Томоко Табата, Киока Сузуки, Михоко Суина
Продолжительность: 140 мин.
"Кровь и кости", вопреки своему названию, не боевик и не гангстерская эпопея, а семейная сага о злоключениях корейских эмигрантов в Стране восходящего солнца. Герой Такеши Китано пытается установить авторитет в семье при помощи кулаков, но тем самым лишь ломает жизни супруге и детям.
Говорят, фильм Йоичи Саи посвящен горькой эмигрантской судьбе. И даже в анонсе сказано, что характер Ким Шунпена подурнел исключительно от жизни на чужбине. Да, достигнув зрелого возраста, он действительно возвращается в КНДР, прихватив с собой малолетнего сына. Но в данном акте проглядывает, скорее, желание начать все сначала на земле, где не будут мешать ошибки прошлого, нежели тяга к корням. В отличие от ряда нынешних социальных драм, вроде "Грязных прелестей", в картине не поднимается ни эмигрантский, ни, тем паче, национальный вопрос.
"Кровь и кости" - фильм, в первую очередь, о Японии, о становлении нового национального характера и темной стороне Великого экономического чуда. Находящаяся в условиях непосильной эксплуатации, молодежь находит выход в коммунистических идеях и славит Ким Ер Сена и Мао Цзэдуна. Да, в истории Японии были времена, когда страна стояла на грани "красного" переворота, и если бы не бдительный контроль США, карта Дальнего Востока могла бы выглядеть сегодня совсем иначе.
При относительно небольшом бюджете и бедных декорациях, включающих пару-тройку улочек и примерно такое же количестве забегаловок и домов, режиссеру удалось создать серьезное историческое полотно. Изобразить народный характер в эпоху бурнейшего его развития по силам не каждому. Изменения, надо сказать, коснулись не только Японии, но и всех государств Восточной Азии, чьи народы, прежде изолированные, влились после Второй Мировой в "Мировое сообщество". Йоичи Саи показал это на примере эмигрантской семьи Ким. Шунпеи (Такеши Китано) пытается установить прежние патриархальные порядки, не осознавая, что окружающий мир стал другим. Потому и становится он не мудрым главой семейства, примером для своих сыновей, но истеричным деспотом, решающим конфликты при помощи дубины и кулаков.
Нельзя не заметить настойчиво повторяющихся мотивов возвращения (сначала отца, потом сына), повторяемости (молодой муж лупит Ханако так же, как ее отец Шунпеи когда-то бил мать), цикличности (картину завершают те же кадры, с которых она начиналась). Пронзительно поднимается тема отце- и детоубийства, не имеющая ничего общего с проблемой "отцов и детей", а являющаяся отражением борьбы за власть или, если хотите, за будущее, этаким Эдиповым комплексом в нефрейдистском прочтении.
Хотя бандиты в фильме появляются лишь однажды, по своей манере "Кровь и кости" напоминают гангстерскую сагу, неспешно сыгранную под аккомпанемент сентиментальных мелодий а-ля Морриконе. В картине немало откровенно жестоких, местами тошнотворных моментов. Например, сцена, где старший Ким кушает протухшую свинину, предварительно стряхнув с нее червяков. При этом не до конца ясно, зачем она понадобилась создателю, хотел ли режиссер лишний раз подчеркнуть безумство героя или просто вставить этакий постмодерновый финт. Известно, что среди токийских кабельных каналов для взрослых есть такие, что транслируют исключительно садо-мазо. И эротика, на которую удивительно богаты "Кровь и кости", подается в любимом японцами стиле: с изнасилованиями и избиениями.
Интересно, глядя на сегодняшнего Такеши Китано, может ли кто-то из вас представить его в комическом амплуа? Задача из ряда невыполнимых? А ведь на родине он прославился именно благодаря юмористическим шоу, и лишь затем вошел в серьезное кино. С тех пор рассуждать о хорошей или плохой игре Такеши, по большей части, уже не приходится. Единственное, что имеет сегодня смысл, - это оценивать то, насколько вписывается его монолитный образ в ту или иную роль. Йоичи Саи поработал с Такеши на славу, и просто невозможно представить, чем стали бы "Кровь и кости", возьми режиссер на главную роль другого актера.
Мир японского кино - это мир контрастов, которые заставляют наши сердца сжиматься. Возьмите того же Кима, человека абсолютного скупердяйства и гиперболической жестокости. Даже якудза не без уважения называют его Дьяволом. "Просрал мои деньги! Я их из его могилы достану!" - кричит старший Ким, когда узнает, что один из его должников покончил с собой. Но тем надрывнее смотрится сцена, где он бережно омывает свою возлюбленную. Ну а когда у Шунпеи, в один миг ставшего инвалидом, вдруг начинают течь слезы, нам хочется заплакать следом за ним.
http://www.sqd.ru