Псковские заедки против королевских креветок

В Пскове состоялся Международный этногастрономический форум, который перешёл все границы.

В первый день работы Международного этногастрономического форума «Вкус без границ» его участники обсудили проблемы регионального брендирования и технологии создания гастрономических маршрутов.

Праздник, который всегда с тобой

Форум начался с презентации псковских гастрономических проектов, которые уже зарекомендовали себя или только добиваются признания. Руководитель спецпроектов Медиахолдинга Псковской области Ольга Банникова рассказала собравшимся про бренд «Псковский мёд», послуживший основной для создания псковского «Медового фестиваля», завоевавшего первое место в номинации «Экологический туризм» на Всероссийском конкурсе событийного туризма Russian open Event Expo, а также удостоившегося звания лауреата второй степени Национальной премии Russian Event Awards в номинации «Гастрономический туризм».

По словам Ольги, несмотря на успех «Медового фестиваля», его региональное финансирование за шесть лет практически сошло на нет, но в этом году он, несомненно, состоится вновь, потому что стал ярчайшим мероприятием псковского событийного календаря.

Ещё одна блестящая идея от создателей «Медового фестиваля» - «Праздник псковского пирога». Этому событию на днях исполнится всего один год, но он обещает стать настоящим шедевром регионального брендирования. Ведь псковская кухня исстари славилась именно пирогами, которые воспеты даже в опере «Псковитянка».

Благодаря проекту «Есть по-псковски» Псковского агентства информации реконструированы такие традиционные псковские пироги, как «борканник» (с морковью), «губник» (с грибами) и «накрепок» (с начинкой из каши или рыбы).

Специально к этногастрономическому форуму Медиахолдинг Псковской области даже выпустил буклет «Есть по-псковски» с уникальными рецептами этих и других традиционных псковских кушаний.

Ну а «Праздник псковского пирога» интересен в первую очередь тем, что у него нет официальных организаторов. Он специально задуман как народный проект, чтобы к Международным Ганзейским дням 2019-го года псковичи натренировались проявлять спонтанные щедрость и гостеприимство, соревнуясь друг с другом в кулинарном искусстве.

Кстати, именно этим праздником нынешний псковский этногастрономический форум и завершился.

А в первый день «Вкуса без границ» организаторам «Праздника псковского пирога» предложили новые источники финансирования – в рамках программ международного сотрудничества Псковской области с приграничными регионами.

Как по маслу

Вологодские асы регионального брендирования участвовали в псковском этногастрономическом форуме по «Скайпу». Как сказала руководитель Регионального центра поддержки предпринимательства Вологодской области Татьяна Крицкая, эта тема для неё и её коллег «очень приятная», поскольку вологодские бренды недавно расхвалил сам Артемий Лебедев.

Татьяна рассказала собравшимся на форуме «Вкус без границ» о главных вологодских гастрономических брендах и, особенно, о том, как тщательно они охраняются.

В частности, она уточнила, что всего семь предприятий Вологодской области имеют право называть свой продукт «Вологодским маслом» - не только потому, что они приобрели соответствующий логотип. Всё дело в строго регламентированном качестве этого масла.

Более трёх тысяч наименований товаров снабжены логотипом «Настоящий вологодский продукт», но чтобы пользоваться этим зонтичным брендом, они тоже проходят добровольную сертификацию качества по разработанным в регионе параметрам.

В результате «настоящий вологодский продукт» стал хорошо известен и популярен более, чем в пятидесяти регионах России, а в самой Вологодской области проявился феномен потребительского патриотизма: «Вологжанин ни за что не купит молоко без маркировки «НВП»!»

Кроме того, у вологжан вместо «Всероссийской Масленицы», которую много какие регионы, в том числе, и Псковская область, пытались и до сих пор пытаются сделать своей, появился уникальный бренд «Масляный пир», который они успешно опробовали в минувшую Масленицу в виде веера весенних пиров, а на следующий год собираются ещё больше «насытить микрособытиями».

Вывод вологжане для себя и всех остальных сделали такой: брендированные продукты всегда не только выглядят солиднее, но и вызывают у потребителя гораздо больше доверия.

Вкус природы

Гости из Лигатненского края Республики Латвия это подтвердили. Они ухитряются привлекать на территорию всего в 167 квадратных километров с 3658 жителями более 80 тысяч туристов в год. И всё благодаря брендам, в том числе гастрономическому – «Вкус Лигатне». Звучит, почти как «вкус алиготе», а на пробу – ещё вкуснее, потому что это не только вина из ягод и фруктов, но ещё и берёзовый сироп, сироп из сосновых шишек, а также домашнее мороженое.

Бренд повлёк за собой создание «творческого дома» лигатненских поваров «Вкус природы». Жители края обнаружили, что в их 333 пещерах, которые когда-то служили их предкам погребами, продукты, действительно, сохраняют свежесть гораздо лучше, чем в холодильнике. Что застолья для туристов лучше устраивать в тех же самых пещерах. Что пропитанная медовым воском и барбарисом деревянная посуда ручной работы может придать ресторанной сервировке дополнительный вкус. И что местная бумажная фабрика может помочь региональным гастрономическим брендам в создании уникальных салфеток и упаковки.

Кроме того, лигатненцы придумали давать аутентичные «советские» обеды (из меню первого секретаря Латвийской ССР) в бывшем партийном бункере. И таким образом не только вспоминают молодость, но и доказали, что «всё можно превратить в туристический продукт».

У Центра туризма латвийского города Цесис разработан свой гастрономический бренд – «Природа на тарелке». Причём специалисты этого Центра не только выделили 12 местных сезонных продуктов, которые уже включены в меню ведущих ресторанов города и даже в бортовое меню компании АirBaltic, не только издали «Путеводитель гурмана» по заведениям общепита, где подают «природу на тарелке», не только разработали местные гастрономические сувениры, но даже нашли «лицо» своего бренда – в лице шеф-повара одного из цесисских ресторанов, который чуть ли не каждый день ходит в лес за травами.

Кто успел, тот и съел

Руководитель Центра поддержки экспорта Псковской области Светлана Ярлыковская напомнила участникам этногастрономического форума, что патентовать можно всё: не только торговые марки, блюда, но даже интерьер ресторанов, уникальную сервировку… вплоть до запахов. Правда, Псковская область отстаёт в брендировании своих продуктов, например, от той же Вологодской, больше, чем в два раза. В частности, так до сих пор и не удосужившись зарегистрировать  ни одного продукта по наименованию мест происхождения товара, хотя все предпосылки для этого имеет.

Желая вдохновить местных производителей заняться, наконец, брендированием всего и вся, Светлана рассказала им, как выгодно, например, регистрировать  товарный знак в качестве объекта интеллектуальной собственности. По её словам, стоило только псковским производителям воды получить свидетельство на товарный знак «Хельга», как тут же обнаружился австрийский производитель питьевой воды с тем же названием, который, на его беду, уже торгует своим продуктом в Московской области, а оформить свои права на ТМ  в РФ не удосужился.

Австрийцы сами вышли на связь с псковскими производителями и вначале попытались получить бесплатное разрешение пользоваться псковским брендом. Но псковичи проявили искушённость в таких делах и в результате теперь будут расширять своё производство за австрийский счёт.

Ещё один пример удачного псковского брендирования связан с развитием «Столбушинского продукта». Всё начиналось с кустарного производства сбитней и чаёв при монастыре, но грамотное позиционирование мигом сделало эти товары визитной карточкой региона. В итоге «Столбушинский продукт» что ни год прирастает новыми уникальными разработками. А один турист, как рассказал владелец этого торгового знака, Виталий Озеров, попробовав столбушинский черничный звар, воскликнул: «Теперь я знаю секретный ингредиент «Кока-колы»!»

У самовара я и моя Маша

Правда, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров посоветовал производителям «Столбушинского продукта» отказаться от наименования «иван-чай» и заменить его «кипреем», чтобы не возникало ненужных ассоциаций с дореволюционными недобросовестными торговцами индийским и китайским чаем, которые «разбодяживали» свой товар местными травками.

Но псковичи дружно воспротивились этой рекомендации, убеждённые в том, что с их  подачи иван-чай скоро будет цениться в мире не меньше китайского.

От имени защитников псковского иван-чая к Бухарову обратилась «Матрёна Сидоровна» из народного театра «Балагуры» при гостиничном комплексе «Изборск». Она пообещала всем и каждому участникам этногастрономического форума, что научит их не только правильно заваривать исконный псковский иван-чай, который у нас никак по-другому, кроме, как чаем, и не называли, но и разогревать, как полагается, самовар.

Директор гостиничного комплекса «Изборск» Елена Сизинцева заодно объяснила гостям, как так получилось, что вместо королевских креветок в «Изборске» подают «псковские заедки» (местные сухофрукты), и почему туристам, чтобы пообедать, приходится переодеваться в старинные костюмы.

Всё путём (гурмана)

Гвоздём первого дня этнографического форума в Пскове также стала презентация домашней пекарни из Эстонии. Её хозяйка, Ити Тоом, между прочим, официальный поставщик Его Величества короля сето, популярно объяснила собравшимся, почему ей, уроженке Таллина, лучше жить в деревне, где всего 168 человек населения. По словам Ити, все удивляются, как она ухитряется распродавать свой хлеб, кому? Оказывается, ей стоит только выложить фотографии своего хлеба в Фейсбук – как на него тут же находятся покупатели.

Кроме того, Ити на личном опыте убедилась в правдивости русской поговорки «не имей сто рублей, а имей сто друзей».  У её эстонской деревни очень выгодное геополитическое положение – рядом и с Россией, и с Латвией. В результате в эстонской пекарне можно купить изборские пряники, а ярмарка в Гулбене, когда на неё заявляется со своим товаром Ити, сразу же получает статус международной.

 «У нас в Видземе тоже есть суперхозяйки!» - сказали гости из Латвии и похвастались собственным гастрономическим маршрутом, который называется «Тур  гурманов». По их словам, туристу достаточно сказать, какие блюда он предпочитает и в каком направлении хочет двигаться, чтобы ему тут же предложили индивидуальный «Тур гурмана» на любой вкус.

Разработчики турмаршрутов из Гулбене заманивают туристов в яблоневые сады, где можно не только угоститься местным вином, но и послушать, как латвийские виноделы играют на губной гармошке.

Псковичи тоже не лыком шиты, заверила участников форума директор Псковского филиала Российской международной академии туризма Ольга Козырева. Она по пунктам доказала, что в Псковской области наличествуют все составляющие успешного гастрономического туризма и есть куда двигаться в поисках гастрономических маршрутов.

В итоге руководитель группы компаний «Ресторанный партнёр» Андрей Филатов призвал коллег: «Давайте делать туристам вкусно – и этим прославимся!». 

Ольга МИРОНОВИЧ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...