Входите без стука (Don`t Come Knocking)
Фильм предоставлен для просмотра видеотекой "МАГИК-ВИДЕО".
г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 5А
г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 5А
Жанр: мелодрама
Производство: США - Германия, 2005 г.
Режиссер: Вим Вендерс ("Небо над Берлином", "Париж", "Американский друг")
В ролях: Сэм Шепард ("Стелс", "Обещание", "Дело о пеликанах"), Тим Рот ("Темная вода", "Бешенные псы"), Джессика Ланж ("Крупная рыба", "Шоу века", "Тутси"), Сара Полли ("Рассвет мертвецов", "Экстази"), Габриел Манн ("Жизнь Дэвида Гейла", "Американская девственница"), Файруза Балк ("Американская история Икс", "Роковые письма", "Колдовство"), Ева Мари Сэйнт ("В порту", "Я мечтала об Африке")
Продолжительность: 109 мин.
В ролях: Сэм Шепард ("Стелс", "Обещание", "Дело о пеликанах"), Тим Рот ("Темная вода", "Бешенные псы"), Джессика Ланж ("Крупная рыба", "Шоу века", "Тутси"), Сара Полли ("Рассвет мертвецов", "Экстази"), Габриел Манн ("Жизнь Дэвида Гейла", "Американская девственница"), Файруза Балк ("Американская история Икс", "Роковые письма", "Колдовство"), Ева Мари Сэйнт ("В порту", "Я мечтала об Африке")
Продолжительность: 109 мин.
Вим Вендерс отказывается стареть. И через 30 лет после дебюта он гениален и прост. Прост настолько, что диву даешься: отчего же другие так не могут? Наворачивают какие-то сложные планы, видеоэффекты, мешают все это в одну кучу с порнографией и шизофреническими кошмарами, а после раскатывают по фестивалям с ухмылками небожителей. Вендерс же, напротив, снимает кино почти традиционное, почти жанровое, без малейшего намека на эпатаж.
Вот и "Входите без стука", на первый взгляд, - обыденная семейная мелодрама о блудном актере, решившем вернутся к корням. Шестидесятилетний Ховард Спенс внезапно покидает площадку, где снимается очередной вестерн с его участием, и устремляется в городок, в котором доживает последние годы его престарелая мать. От нее Спенс узнает, что где-то в Монтане у него есть взрослый сын, и отправляется на старой колымаге в другой конец страны.
То, к чему рвутся через тернии герои Вендерса, можно обозначить одним словом - человечность. Но не человечность как набор гуманистических заповедей и догматов, а как плотскость в светлом смысле этого слова. Плотскость, сложенная с созидательностью и любовью к людям. Настоящая жизнь для Вендерса кроется не в интеллектуальных экспериментах и не в мнимой свободе, а в "возможности подержать яблоко и стать частью истории". Потому его герой в "Небе над Берлином" и спускается с небес в мир смертных, а стареющий Спенс бежит от гримеров и кинокамер, с которыми не расставался тридцать лет. Лишь оказавшись в крохотном городке где-то на задворках страны, он понимает, что пропустил то, что, на самом деле, называется жизнью.
Он жаждет наверстать упущенное: посадить то самое дерево, построить дом, вырастить сына. Через "Входите без стука" проходит знакомый по предыдущим работам мотив бегства, но не от реальности, а, наоборот, в нее, реальность, из лабиринтов псевдожизней и псевдосвобод, стремление к норме как противовесу надуманной лживой вычурности. Киношный мир со всеми его пороками и соблазнами, при кажущемся различии, символизируют примерно то же самое, что и ангельское поднебесье в "Небе над Берлином".
Саундтрек записан четко в стиле непотопляемых "Bad Seeds", да и Габриел Манн, сомнамбулически раскачивающийся у микрофона, заставляет вспомнить Ника Кейва двадцатилетней давности. Приятно удивило появление в фильме Джессики Ланж, и к пенсионному возрасту не утратившей свежести и очарования. Ее супруг сценарист и писатель Сэм Шепард при солидном послужном списке никогда не был настоящим актером. И тот же Николсон, которого то ли в шутку, то ли всерьез, хотел пригласить Вендерс на роль Спенса, смотрелся бы, наверняка, колоритнее. Другое дело, что вряд ли кому, кроме Шеппарда, удалось бы так хорошо прочувствовать и проиграть сценарий, написанный им самим.
Перед тем, как браться за просмотр "Входите без стука", задайте себе вопрос: любите ли вы Вима Вендерса? Если ответ - да, то новое его полотно, определенно, не разочарует. Показ фильма на Каннском фестивале вызвал двадцатиминутную овацию, о которой даже сам режиссер сказал, что "подобного никогда уже не повторится". Ну а если, скажем, "Небо над Берлином" ассоциируется у вас с беспокойным ерзаньем в кресле и ежеминутным подглядыванием на часы, то не стоит тратить время и силы. Творчество Вендерса действительно крайне своеобразно. И для адекватного восприятия его необходим не только определенный уровень подготовки, но и специфические настрой и состояние духа, которые бывают далеко не у каждого.
Максим Николаев, http://www.sqd.ru
Максим Николаев, http://www.sqd.ru