Домино (Domino)
Жанр: боевик
Производство: США - Франция, 2005 г.
Режиссер: Тони Скотт ("Шпионские игры", "Гнев", "Враг государства")
В ролях: Мина Сувари, Кристофер Уокен, Мики Рурк, Люси Лю, Жаклин Биссе, Кира Найтли, Эдгар Рамирес
Продолжительность: 123 мин.
Производство: США - Франция, 2005 г.
Режиссер: Тони Скотт ("Шпионские игры", "Гнев", "Враг государства")
В ролях: Мина Сувари, Кристофер Уокен, Мики Рурк, Люси Лю, Жаклин Биссе, Кира Найтли, Эдгар Рамирес
Продолжительность: 123 мин.
27 июня 2005 года в возрасте 35 лет ушла из жизни Домино Харви. Дочь знаменитого актера Лоренса Харви, экс-фотомодель, она была желанна сотнями мужчин. Но последние интересовали ее куда меньше молоденьких девушек и острых ощущений. Быстро пресытившись утехами бомонда, она помахала всем ручкой и отправилась, говоря житейским языком, искать приключений на свою задницу. Уехала в США и пристроилась на ранчо в Сан-Диего, где ее обучили владеть оружием. Дальше был пожарный расчет и, наконец, - агентство "охотников за головами" под названием Celes King Bail Bond.
На протяжении нескольких лет она отлавливает мелких преступников, отпущенных под залог, получая за это совершенные крохи. Но контакты с уголовниками и героиновая зависимость сбивают ее с доселе почти праведного пути. Закончилось все это тем, что в мае 2005 года Домино привлекли за распространение наркотиков, но осудить не успели. Спустя месяц она скончалась от передозировки.
Тони Скотт лично знал Домино Харви, снимал фильм при ее непосредственном участии и был весьма смущен внезапной смертью своей героини. Подумывал даже о том, чтобы отложить премьеру. Но не отложил, добавил лишь скорбную надпись "Светлой памяти посвящается...": риск сорвать контракты оказался важнее банального такта. Есть что-то чертовски привлекательное в девушке с винтовкой М-16 наперевес. Тут же вспоминается хрестоматийное выражение "убийственная красота" и легенды о прекрасных сиренах. Дай эту тему на рассмотрение Зигмунду Фрейду, и он в два счета написал бы прелюбопытнейшее исследование. Оперируя своими любимыми инверсиями и девиациями, рассказал бы о связи инстинкта размножения с инстинктом смерти и привел массу доводов того, что мужчину должна возбуждать дама в камуфляже и никак иначе. Я же скажу лишь, что если в долбежный боевик добавить некоторую порцию женской сексуальности, то это имеет безусловно положительное воздействие. Возьмите "Лару Крофт" или "Ангелов Чарли". Где бы были эти откровенно убогие поделки, если бы не женские тела, обтянутые тонкой материей?
Не стоит пытаться выковыривать из картины какой-то сложный подтекст. "Домино" - это всего лишь фильм-биография, в котором Тони Скотт, насколько возможно, постарался рассказать о жизни своей героини с потрясающей судьбой. На резонный вопрос следователя о том, с какой радости Домино - девушка из хорошей семьи - пустилась во все тяжкие, та без раздумий отвечает: "Захотелось повеселиться!". И нет смысла искать других мотивов. Их попросту нет. Любовь американских режиссеров к положительно цельным характерам общеизвестна. Вот и личину своей героини Тонн выхолостил до чистоты. Не словом не обмолвился о болезненной страсти госпожи Харви к героину и девочкам, рассказав вместо этого историю платонической любви Домино и ее напарника Чоко.
С жанровой стороны, фильм являет собой редкой несуразности винегрет. Тут вам и новый французский боевик и классический американский, и гангстерская сага, и pulp-fiction. Фильм изобилует киноцитатами (автор поминает то "На гребне волны", то "Ночь живых мертвецов", то "Манчжурского кандидата"), по запутанности сюжета напоминает фильмы позднего Гая Ричи: "Револьвер" и "Большой куш". От французской школы унаследованы социальные мотивы и своеобразная любовная линия, от американской - некоторые навязшие в зубах приемы и слегка мажорный эмоциональный фон.
На деле, задумка была не такой уж плохой, и возьмись за нее режиссер уровня, скажем, Люка Бессона, из "Домино" мог бы получиться настоящий шедевр. У Тони Скотта же где-то на середине работы вдруг полностью отключилось чувство меры. Иначе мне не объяснить тот факт, что все, что было в фильме светлого и хорошего, тонет после первого часа в вакханалии света, звука и ураганных плясок, сменяющихся столь же ураганной стрельбой. Освещение при этом более всего напоминает дискотечную цветомузыку и нешуточно раздражает ЦНС. А ведь не покусись Скотт на лавры Тарантино, не увлекись жанровым постмодернизиом, из его проекта мог бы получиться неплохой боевик во французском стиле, а, быть может, и что-то большее.
Максим Николаев, http://www.sqd.ru
Максим Николаев, http://www.sqd.ru