Чужие из бездны (Alliens of the Deep)
Жанр: документальный
Производство: США, 2005 г.
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Продолжительность: 91 мин.
Производство: США, 2005 г.
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Продолжительность: 91 мин.
За что мы любим западный научпоп, так это за звучные названия. И ничего, что за яркой обложкой скрывается то абсолютная фикция, то чистой воды сумбур, то и вовсе отсутствие какой-либо информации. Кэмерон как истинно талантливый режиссер сумел объединить в своем фильме все три пункта.
Ракурс съемки с борта батискафа ограничивается, как правило, соседним аппаратом, из иллюминатора которого команда приветливо машет ручками. Кэмерон снимал фильм не для широкого зрителя, а для друзей и себя самого, любимого и ненаглядного. Каракатиц с осьминогами мы, положим, видели в передаче "В мире животных", да и Дроздов - рассказчик получше, нежели Кэмерон. В остальном, полюбоваться в "Чужих их бездны" ровным счетом нечем.
Диктор неустанно лепечет о фотосинтезе, цепи питания и жизни на других планетах. Демонстрирует лица своих друзей и сотрудников, несущих разную житейскую чушь. Любопытное следствие дает система узкой специализации: бакалавры и магистры, безусловные профессионалы в своем деле, имеют кругозор и чувство юмора наших пэтэушников. Но как бы там ни было, зритель вряд ли планировал наблюдать за повадками заморских ученых. Ведь анонс обещал нечто, вроде океанических серий компании BBC, только несоизмеримо круче.
Но, увы, "Чужие из бездны" больше всего походят на любительскую съемку во время такого же любительского круиза с глубоководными погружениями. В пути участники вояжа, видимо, жутко затосковали и, чтобы развеять грусть, решили прибегнуть к помощи легких и не очень наркотиков. Иначе мне не объяснить ту трансформацию, что произошла пусть и слабеньким, но все же документальным фильмом где-то на тридцатой-сороковой минуте видеоряда.
Поначалу ничто не внушает опасений, и лишь упорные сравнения батискафов со звездолетами кажутся слегка странными и неуместными. Дальше - больше, и вот уже Кэмерон, попрощавшись с Атлантикой, бороздит просторы подземных океанов Марса и спутников Юпитера. Заканчивается эта пьеса абсурда (как видно, после финальной понюшки) встречей с подводными зелеными человечками. Действо сопровождается отчаянным псевдонаучным бредом перебивающих друг друга участников экспедиции.
Особенно впечатлила теория о зарождении земной жизни. Марс, по Кэмерону, некогда был цветущей планетой с морями, реками, фауной, флорой и цивилизацией. Затем Красную планету постигла катастрофа: вода испарилась, воздух улетучился, и лишь непокорные стихии споры жизни сохранили свое существование и были перенесены на Землю случайным болидом.
Что помешало жизни зародиться с таким уже успехом на самой Земле и с какой целью нужно было усложнять и без того непростую, с массой пробелов теорию, я так и не понял. Видимо, Кэмерон очень любит придумывать сенсации. Так же, как любит, когда его считают умным, очень умным человеком. Чего стоит хотя бы "Солярис", которым он пытался заткнуть за пояс самого Тарковского.
"Океан заставляет задуматься, уж не на европейском ли континенте зародилась жизнь", - говорит другой участник экспедиции, забывая почему-то уточнить, что во времена зарождения жизни карта мира, мягко говоря, отличалась от нынешней, и никакого Европейского континента там де-факто быть не могло.
Я не знаю, что случилось с Джеймсом Камереоном, и почему умелый голливудский ремесленник показал абсолютную недееспособность в документалистике. Видимо, дело тут в спеси и лени создателя, выпустившего на рынок заведомо сырой продукт. "И так сойдет", - сказал он, махнув на все рукой: впереди, наверняка, были планы, куда более грандиозные. "Не сойдет", - вынуждены ответить мы. В мире естественнонаучного кино есть огромное количество куда более приятных аналогов, из которых я особенно рекомендую "Голубую планету" BBC в 4-х частях.
Максим Николаев, http://www.sqd.ru