Ходячий замок (Hauru no ugoku shiro)
Фильм предоставлен для просмотра видеотекой "МАГИК-ВИДЕО".
г. Псков, ул. Коммунальная, 48
г. Псков, ул. Коммунальная, 48
Жанр: анимация
Производство: Япония, 2005 г.
Режиссер: Хаяо Миядзаки ("Унесенные призраками", "Принцесса Мононоке")
Продолжительность: 120 мин.
Мне стыдно вести девушку в кинотеатр на очередной голливудский мультфильм. Стыдно, ибо знаю, что снова увижу парад животных и волшебных монстров, соревнующийся промеж собой в громкости отрыжки и прочих еще менее приличных звуков, услышу не один десяток скабрезных шуток, узнаю новые подробности туалетной жизни диких зверей и прочих тварей.
"Ходячий замок" - мультипликация совершенного иного рода. Неповторимая эстетика, красота и выверенность каждой линии выдают труд десятков, а то и сотен художников Ручная анимация с легким налетом авангарда одинаково далека и от новомодных трехмерных мультфильмов, и от классического анимэ. В определенном роде, того требовал и первоисточник, повесть британской писательницы Дианы Уинн Джонс.
Предтеча Джоаны Роулинг, она была почти позабыта после выхода в свет первых книг о Гарри Поттере. Пишет Джонс в жанре столь популярной ныне детской фэнтази, уделяя особую роль черной и белой магии. Колдовство в ее книгах - не инструмент воздействия, но неотъемлемая часть мироздания.
В "Ходячем замке" заколдованы абсолютно все: и волшебник Хоул, у которого в юности похитили сердце, и его верный спутник Карушифа, и восемнадцатилетняя Зофи, превращенная в старуху Ведьмой Пустоши, и сама Ведьма, опутанная сетью молодильных чар. Заколдован и Ходячий замок, этакий металлический аналог избушки на курьих ножках, ставший для героев убежищем от чар придворной волшебницы Сариман.
Случайно попав в замок Хоула, Зофи встречает огненного демона Карушифу, который предлагает ей договор: девушка помогает разорвать контракт, некогда заключенный с Хоулом, а он, взамен, возвращает ей ее нормальную внешность. Увлекшись исследованием личности Хоула, его сильных и слабых мест, девушка сама не замечает, как влюбляется в него по уши, и как ее вспыхнувшее внезапно чувство меняет расстановку сил.
Самобытный сюжет двухчасовой сказки Миядзаки будет в равной мере интересен взрослым и детям. Разве что превращения Зофи из старушки в девочку и обратно не всегда закономерны, впрочем как и скачки героев в пространстве и времени. С магией вообще вышел небольшой перебор. Впрочем, винить за это надо не Миядзаки, а Диану Джонс.
Чем объяснить парадоксальный успех мультфильмов Хаяо Миядзаки? Ведь $230 миллионов за один только "Ходячий замок" - очень нешуточные сборы, тем более для неголливудского фильма. Сумма вполне сопоставима с доходами того же "Мадагаскара" (около $400 000 000).
Видимо, зритель все же устал от плоских шуток и казарменного американского юмора. Зрителю хочется окунуться в мир старых добрых сказок образца братьев Гримм и Шарля Перро, встретить волшебника на белом коне и уверовать, как в детстве, крепко уверовать в счастливый финал всего и вся.
Добро в фильме - это не просто ярлык, который, как в Голливуде, режиссер наклеивает на ту или иную группу людей, требуя, чтобы зритель признал вот этих парней хорошими, а тех, что живут за углом, - плохими. Добро в "Ходячем замке" - это помощь нуждающимся, сочувствие падшим, прощение некогда злейших врагов и, конечно, любовь, которой старый романтик Миядзаки никогда не устанет петь дифирамбы.
Те, кто повзрослей, могут обнаружить в мультфильме еще один исторический, если хотите, политический слой. Ковровые бомбардировки, которым подвергаются родной город Зофи, заставляют вспомнить Токио времен Второй мировой. Именно поэтому воздушные сцены столь пугающи и монументальны. Королевство же, в котором не посчастливилось родиться Хоулу и его друзьям, своим милитаризмом напоминает старую, императорскую Японию. Она-то и гибнет в фильме под бомбами вражеской авиации. Сам Хоул - гражданин новой Японии, живущий по законам так называемой "мирной конституции":
- Это враги или наши? - спрашивает его подруга, тыча пальцем в небо.
- Все они одинаковы. - Отвечает ей Хоул, и для него, пацифиста и уклониста, действительно нет никакой разницы.
- Это враги или наши? - спрашивает его подруга, тыча пальцем в небо.
- Все они одинаковы. - Отвечает ей Хоул, и для него, пацифиста и уклониста, действительно нет никакой разницы.
При схожих условиях игры, Голливуд не дает желаемых эмоций, морального удовлетворения от победы добра над злом, не дает вообще ничего, кроме качественной картинки. А этого достаточно далеко не всем. Хотя, что уж прибедняться, мультфильм Миядзаки тоже весьма богат на разного рода красивости: в создание его было вложено не много не мало 135 миллионов долларов. Впрочем, хватит о цифрах! Важнее то, что "Ходячий замок" - это не "Шрек" и не "Мадагаскар", а полноценное произведение искусства, художественная мультипликация, коей так беден нынешний видеорынок.
Максим Николаев, http://www.sqd.ru