17 вопросов к Михаилу Хоронену

2 февраля мэр Пскова Михаил Хоронен дал интервью ряду представителей средств массовой информации. Коллеги уже подсчитали, что за два часа общения с журналистами мэр ответил более чем на три десятка вопросов. У нас диктофонной пленки хватило где-то на 17. Чтобы не дать этому добру пропасть, мы интервью расшифровали, сгруппировали вопросы по темам, а не в порядке поступления и предлагаем теперь вашему вниманию. К ответам на вопросы Михаил Хоронен перешел сразу после короткой преамбулы:

 

2005 год мы прожили за счет резервов. Они закончились…

 

Михаил Хоронен: В целом год завершился с удовлетворительными результатами, хотя он был очень тяжелым в финансовом отношении для бюджетной сферы и для городского хозяйства. Но за счет резервов, которые были накоплены на протяжении последних нескольких лет, когда город активно развивался, Псков смог жить. Были сохранены все социальные гарантии, что очень важно, поскольку прошлый год – это год реализации 122-ФЗ, который, на мой взгляд, не был достаточно подготовлен и не совсем правильно реализовывался. В прошлом году была обеспечена жизнедеятельность города, был отмечен рост физического объема промышленного производства – 104 % к 2004 году, увеличен объем строительно-монтажных работ – 102 %, введено почти 60 тысяч квадратных метров жилья. Также развитие города в прошлом году продолжалось за счет средств инвесторов. Но с 1 января 2006 года возникло очень много трудностей и проблем, которые мы будем решать.

 

Бюджет-2006

 

-Михаил Яковлевич, вы неоднократно упоминали, что 2006 год будет достаточно трудным, что связано с небольшим бюджетом города. Какие задачи ставит перед собой администрация города, чтобы не ухудшилась жизнь горожан?

 

- И многочисленные обращения граждан, и наш объективный анализ показывает: псковичи волнуются за то, как они будут жить в 2006 году. К сожалению, 31 декабря завершились выплаты тех надбавок, которые город принимал за счет бюджета. Многие другие причины также заставляют псковичей задумываться – как мы будем жить дальше. Естественно, самым главным вопросом является бюджет города на 2006 год. В СМИ эта тема активно обсуждается, чему я очень рад. Я очень хочу, чтобы бюджет Пскова на 2006 год был прозрачным, и чтобы специалисты и население узнали о нем всё. Я - за прозрачность бюджета. По моей просьбе руководство городской Думы приняло решение о переносе публичных слушаний по бюджету из зала областной библиотеки, который мал, в здание ГКЦ – туда, где проводились и публичные слушания по Уставу города.

 

Внимательно работая над бюджетом города на 2006 год, мы исходили из следующих принципов: в первую очередь, мы определили для себя, что необходимо компенсировать населению города разницу по ставкам платы населения. С 1 января надо было вводить 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Но, как я говорил неоднократно, на это мы никогда бы не пошли, поскольку жизненный уровень большинства горожан не позволяет этого сделать. Поэтому в проекте бюджета запланирована компенсация в размере более 100 млн. рублей на эти цели. Мы нашли эти средства за счет продажи имущества и, так называемого (я употребляю формулировку Главного финансового управления области), «профицита» бюджета по городу Пскову. Реально никакого профицита, конечно же, нет.

 

Также мы нашли средства на оплату компенсации проезда в общественном транспорте городских пенсионеров, которые не имеют региональных или федеральных льгот (так называемые 150 рублей). Эти средства в январе были уже выплачены и будут выплачиваться, они также были изысканы за счет продажи муниципального имущества.

 

В остальном бюджет на 2006 год фактически копирует требования ГФУ Псковской области. Финансирование здравоохранения, образования, ряда других статей – здесь цифры точно такие, какие нам выделила Псковская область. Я был не согласен с этими цифрами, не согласен и сейчас, но проект бюджета подписал - с целью активизации внимания к вопросу недостаточного финансирования системы здравоохранения и образования. Я уверен, что активное обсуждение бюджета позволит потребовать от области увеличения финансирования этих статей. Нельзя не учитывать статус областного центра, больше, чем в других муниципальных образованиях, объемы социальных гарантий. Еще раз подчеркну: моей целью было заострить проблему финансирования системы образования и здравоохранения, чтобы вынести ее на уровень области и федерации.

 

Могу сказать, что в связи с ситуацией по бюджету Пскова мною направлено обращение в Общественную палату РФ, которая осуществляет контроль за реализацией национальных проектов на территории России. Я уверен, что в ближайшее время группа Общественной палаты приедет в Псков и посмотрит, насколько конкретная реализация проектов соответствует. Добавлю, что до тех пор, пока бюджет Пскова не будет подробно рассмотрен на всех уровнях, обсужден и принят, никаких сокращений, ликвидаций, объединений не будет. Тем более до конца текущего учебного года.

 

- Каким образом вы собираетесь не допустить сокращений – например, в системе муниципального здравоохранения?

 

- Конкретизируя позицию по здравоохранению: почти в три раза сокращается или предлагается сокращение системы здравоохранения даже по сравнению с 2005 годом. Это не мы придумали. Это контрольные цифры области. И, действительно, в этой концепции предусмотрено сокращение бригад «скорой помощи», сокращение медпунктов в высших учебных заведениях и на предприятиях, другие сокращения. Это не правильно, но финансирование, предусмотренное нам, именно таково. Но – до утверждения бюджета, до его обсуждения с участием федерации никаких сокращений не будет. Будем держаться эти несколько месяцев. Надеюсь, что все-таки ситуация изменится к лучшему. Собственных резервов, которых нам хватило для обеспечения всех социальных гарантий в 2005 году, у города Пскова уже нет. Поэтому только с участием населения Пскова и федерации есть возможность убедить руководство Псковской области в изменении отношений к нормативам к финансированию здравоохранения и образования в Пскове.

 

Еще о деньгах: федеральных…

 

- Каков механизм поступления средств по национальным проектам. Только через областную администрацию?

 

- Частично на этот вопрос ответил Президент России, который сказал, что в феврале (а сегодня уже второе февраля) начнутся поступления средств в субъекты федерации. Схема финансирования, во всяком случае, на сегодня, насколько я знаю, будет осуществляться через субъект федерации. Никаких прямых поступлений муниципалитетам, естественно, не будет. Но, я хотел бы обратить внимание на то, что Правительством РФ, Президентом предъявляются большие требования в части контроля за прохождением этих средств. Я не исключаю, что, если будут выявлены факты их неправильного использования субъектом федерации, то Правительство и Президент смогут внести коррективы в схемы выделения средств по национальным социальным проектам.

 

Кроме этого, следует помнить, что ряд субъектов стремится напрямую попасть в различные федеральные программы. Например, «Жилище» или программа переселения из аварийных и ветхих домов. По этим программам, возможно, будет и финансирование напрямую. Конечно, это должно быть согласовано и с субъектом федерации, но, если Правительство увидит, что в данном городе на протяжении многих лет, независимо от объявленных национальных социальных проектов уже делается много, то будет идти и прямое финансирование. Поэтому подготовленная нами и принятая гордумой программа выселения из аварийных и ветхих домов уже находится в Правительстве. Еще раз скажу: поскольку в 2006 году резервы для финансирования у нас закончились, перед администрацией города стоит задача, чтобы город Псков и его социальная сфера попала в конкретные федеральные проекты по прямому финансированию.

 

Во-вторых, необходимо обеспечить условия, при которых инвесторы и дальше приходили бы в город – строили бы дома, объекты недвижимости, предприятия. Это непосредственно не связано с бюджетом, но связано с развитием города.

 

- Администрация внесла на рассмотрение депутатам план социально-экономического развития Пскова в этом году. С социальным развитием понятно, что предполагается предпринимать для экономического развития?

 

- Я очень рад, что на протяжении многих лет инвесторы к нам шли. Я уже говорил, что объем строительно-монтажных работ увеличился (102 % к 2004 году), индекс промышленного производства – 104 %. Это не бюджетные деньги. Но для того, чтобы они и дальше шли, необходима, во-первых, надежность партнерства. Это касается и жилья и многих проектов по ЖКХ (в том числе за счет средств ЕС). Основными дольщиками в строительстве жилья в городе Пскове являются физические лица и Министерство обороны. У нас очень хорошие отношения и конструктивное сотрудничество с Министерством обороны. На сегодня есть договоренность о том, что продолжится строительство домов на Рижском проспекте и улице Юбилейной, в том числе – для военнослужащих нашей спецбригады. Также практически решен вопрос по так называемому полю «Родины» (это на Завеличье).

 

Последний вопрос мы решали несколько лет, принципиальное решение Москвы по этому поводу есть, строительство будет идти там дальше, но уже комплексно. Какие трудности в этой части? В связи с отсутствием разграничений полномочий по собственности между федерацией, субъектом федерации и муниципальными образованиями, каждый из этих трех субъектов считает, что он является полным хозяином территории, в том числе по земле. Это накладывает свои трудности на решение вопросов. Это есть и в Пскове, и в Великих Луках. Мы ждем положение, которое должна разработать областная администрация на основании областного закона.

 

Кроме того, если говорить по строительству в центре города – я, наверное, никогда подробно на этой теме не останавливался, но у меня есть позиция, которую хочу сегодня высказать. Мы уважаем свой город, поэтому считаем, что любое выделение участков земли в центре города должно сохранять его архитектуру и, конечно, должны проводиться археологические раскопки. Ровно 25 лет назад я сам организовывал и проводил раскопки в городе. Я знаю, что это такое и зачем это нужно. Поэтому я сторонник проведения археологических раскопок в городе Пскове, хотя понимаю, что это ведет к удорожанию стоимости жилья. Мы готовы рассмотреть вопрос об уменьшении отчислений в пользу города с тех 6 % вводимого жилья для инвесторов, которые строят в центре города, если они проводят археологические раскопки и затраты на них достаточно высокие. Это принципиальная наша позиция. Есть ряд территорий, где археологические раскопки проводить трудно, если учесть высокий уровень грунтовых вод в Пскове и необходимость откачки воды. Я 25 лет назад проводил раскопки на Комиссаровском, 7 А. Мы дошли до глубины 4 метра, в течение года, чтобы продлить раскопки мы «качали» весь город Псков. И хочу заметить: грунтовые воды между двумя бассейнами двух наших рек – куда они идут при откачке? Откуда выкачиваются – туда и сходят. Поэтому надо это учитывать. Но нельзя ставить вопрос так, что, если нельзя это сделать, то давайте вообще нигде не копать. Раскопки надо проводить, но с учетом технических возможностей.

 

2 января 2006 года у меня была встреча с академиком Кирпичниковым из Санкт-Петербурга, которого я очень давно знаю. Мы пришли к такому мнению: археологические раскопки надо проводить с учетом технических возможностей. Замечу, что он категорический противник того, чтобы не проводить раскопки по двум объектам на улице Некрасова. Я его в этом частично готов поддержать – там где это возможно технически.

 

- Михаил Яковлевич, как можно еще дополнительно заработать средства в наш бюджет? Как обстоят дела с инвестициями, есть ли у нас площадки, на которых можно строить, есть ли интерес у предпринимателей крупных городов. Они довольно часто говорят, что крупный бизнес уже хочет в регионы. Но приходит ли?

 

- На протяжении нескольких лет город дополнительно зарабатывал в год по 200 млн. рублей. Сейчас у Пскова нет влияния на развитие налоговой базы. Все налоги забрали. Налог на прибыль – ноль. А мы раньше только за счет налога на прибыль дополнительно зарабатывали 100 млн. рублей в год. Нет возможности зарабатывать, как раньше. Я считаю, это неправильно. Как я поступил бы? По закону можно оставлять часть налогов муниципалитетам, не 100 %, конечно, ну, допустим, 50 %. И в некоторых регионах оставляют часть налога. На сегодня единственным источником увеличения доходной базы является в соответствии с 131-ФЗ доходы от продажи имущества и земли в том числе, которое по закону не должно использоваться муниципалитетом. То есть, в основном, это те объекты, в которых расположены офисы, магазины, кафе и т.д. Срок законом установлен до 1 января 2009 года. Поэтому в конце прошлого года и в этом году мы будем реализовывать эти объекты. В прошлом голу мы получили за счет этих объектов 130 млн. рублей дополнительно, и приблизительно такую же сумму собираемся получить и в этом году. И как я уже сказал, эти деньги мы направим на компенсацию ставок платы населения и на компенсацию проезда пенсионерам.

 

С конца прошлого года мы прекратили выделять земельные участки без конкурса и аукциона. Сегодня подготовлены около 20 объектов, которые уже с 1 октября 2005 года выставляются на аукцион. Попытки выставления на аукцион у нас были в течение прошлого года – был аукцион по строительству торгового центра на углу Печорской и Коммунальной (так называемая Печорская ямка), был аукцион по спуску между Красноармейской и областной больницей для строительства небольшого микрорайона, мы проводили ряд других экспериментальных аукционов и конкурсов. И убедились, что технологию надо отрабатывать. Вот с 1 октября мы начали в полном объеме так действовать. То есть продажа на аукционах земельных участков, естественно, добавит некоторую сумму в доходы городского бюджета.

 

Теперь что касается инвесторов - я часто об этом говорю и еще раз повторю: инвесторы в Псков идут и будут идти. Учитывая географическое положение Пскова, на мой взгляд, будет активнее развиваться строительство различных баз на окраинных территориях города, где есть земля, для того чтобы осуществлять трансэкпедиционные услуги. Мы не против этого. По жилищному строительству: есть два крупнейших микрорайона Пскова, где будет строиться жилье. Но только комплексно – включая, например, школу. Это улицы Труда и Звездная, там уже выделены земельные участки, застройщики ищут (и один из них уже нашел) крупные инвестиционные средства для этих целей. И будет строиться жилье на землях «Родины». Кроме того, Министерство обороны также вкладывает деньги в жилищное строительство. Также я сейчас думаю о том, чтобы поставить задачу одному из своих заместителей по непосредственной работе с Москвой по федеральным программам. Я оцениваю нашу работу по этому направлению, как недостаточную. С учетом хотя бы трех национальных проектов (я про сельское хозяйство не говорю) думаю, эта система немножко поменяется и мы хотим эти изменения использовать, чтобы дополнительно привлечь деньги в город.

 

Теперь, если говорить о промышленном строительстве. Надо прямо сказать, что, хотя рост промышленного производства есть, я прекрасно вижу, что два наших бывших крупных завода, таких как Псковмаш и телефонный завод, по существу уже не функционируют. Мне это обидно, я сам на протяжении 15 лет работал на заводе, начинал с фрезеровщика. Поэтому есть попытки помочь сохранить оставшуюся в Пскове промышленность и помочь привлечь инвестиции для строительства иных объектов. Есть несколько очень крупных предложений, миллионных, но я противник строительства объектов, которые будут загрязнять экологию в Пскове. Как найти золотую середину между этими двумя целями – от нас зависит.

 

О коррекционных школах, детских садах и детских домах

 

- Михаил Яковлевич, в прошлом году вице-мэр Пскова Николай Михайлов на своей пресс-конференции сообщил, что все коррекционные школы город передает в ведение субъекта федерации. В январе распространена информация о том, что никакой работы в Пскове и Великих Луках по передаче коррекционных школ не проведено, дан срок – 15 дней на то, чтобы все завершить. Так в чем проблема: школы переданы или нет?

 

- 30 сентября 2005 года я подписал согласие на передачу коррекционных школ города Псковской области, предварительно пытаясь убедить – в том числе Министерство образования РФ в том, что действия областной администрации в данном случае неправильны (я не говорю – не законны, нет, все в рамках закона). Замечу, что многие субъекты федерации передали полномочия по содержанию коррекционных школ муниципалитетам и, прежде всего, областным центрам. Зная об этом, я пытался убедить руководство области тоже пойти на такой шаг, но не пошли. Мы люди законопослушные, поэтому дали согласие. С этим проблем никаких нет и финансирование этих школ сегодня осуществляется непосредственно областным бюджетом. Другое дело, что при передаче надо подготовить очень много технической документации. Например, комитет по управлению государственным имуществом потребовал от КУМИ на каждое здание сделать паспорта и еще много чего. А денег на это нет. И мы говорим: «Раз вы нам эти средства не заложили в контрольных цифрах на этот год, то, пожалуйста, сделайте это сами». Но принципиально школы переданы. Без желания, правда.

 

- В отношении семейных домов, которых у нас в городе несколько, вы писали губернатору о доме Филюшиных и доме Беляевых. Какой ответ получили?

 

-Два этих детских дома также должны быть переданы области. Город всегда активно помогал этим домам. В середине 90-ых, когда они создавались, было много проблем: не было законодательной базы, нормативной, но последние годы никаких вопрос нет. Семейные дома были, у детей было все хорошо. В письме от 30 сентября, в котором было дано согласие на передачу коррекционных школ, также говорилось и о передаче семейных детских домов. Коррекционные школы область приняла, а детские дома не стала, объясняя это многими причинами, в том числе и тем, что они не являются юридическими лицами. В результате, область и не отказывается, и не принимает, и не финансирует эти дома. Но там же дети. Поэтому мы нашли юридически законное решение, что сейчас в промежуточный период, Филюшины и Беляевы будут получать опекунские пособия на детей. Уже принято решение о преобразовании их в юридические организации и процесс передачи будет продолжен.

 

 -Вы уже сказали, что пока бюджет не будет всесторонне обсужден, рассмотрен и утвержден, никаких ликвидаций и сокращений муниципальных предприятий не будет. Касается ли это и детских садов, а также уровня родительской платы в них? Она также не будет повышена до решения всех вопросов по бюджету?

 

- Да, я бы хотел отдельно остановиться на дополнительном образовании и детских дошкольных учреждениях. Во многих СМИ говорится о том, что чуть ли не с 1 февраля родители будут платить по 1 тыс. 900 рублей. Этого, естественно, не будет. Мы сейчас говорим о том, что по тем заложенным нам нормативам областью (в том числе по детским дошкольным учреждениям), нам придется к концу года подходить к этой цифре. Но мы прекрасно понимаем, что больше половины населения города Пскова не сможет это оплачивать. Поэтому мы делаем переходный период. До окончательного решения вопроса по бюджету и по цифрам, и я надеюсь на положительный исход, население 1900 рублей платить не будет.

 

Также меня часто спрашивают – будут ли сокращены или объединены ряд школ дополнительного образования. Замечу, что в системе дополнительного образования у нас обучаются 10 тысяч детей. Я вчера был на пятнадцатилетии «Пауэра» - это первая муниципальная спортивная школа в Пскове. Там 1100 детей занимаются. Куда они пойдут, если резко повысится родительская плата или школа будет ликвидирована? Пока я мэр, никогда на это не пойду. Мой принцип: пытаться убедить областные и федеральные власти в том, что нельзя действовать революционно. Только если все пути будут пройдены, если нам скажут: нет, выживайте сами, только тогда можно будет говорить о каком-то объединении отдельных школ. Но никто выбрасывать детей на улицу не будет и платить с 1 марта 1900 рублей псковичи за детский сад не будут. Но вопрос очень сложный, я хочу, чтобы проблема была бы заострена – ради положительного решения вопроса.

 

Что слышно про Устав?

 

 - Вопрос, который остро стоит на повестке дня, но вокруг которого какой-то вакуум информации последнее время – это Устав города Пскова. На каком этапе находится его регистрация и что предпринимает все-таки городская администрация, чтобы защитить другой вариант Устава?

 

- Прежде, чем говорить о сегодняшней ситуации по новому Уставу, я хочу напомнить слова губернатора Новгородской области, который находясь на территории Псковской области во главе официальной делегации, на этот счет очень конкретно высказался: он категорический противник избрания глав муниципальных образований депутатами. Мы с ним заранее не договаривались, предварительно не готовились, но его позиция такая же, как и моя.

 

Сейчас Псковской городской Думой направлен в регистрирующий орган тот Устав, который принят 11 голосами депутатов. У регистрирующего органа есть месяц, в течение которого он должен или зарегистрировать или отказать в регистрации Устава. Для примера: в Великом Новгороде было отказано в регистрации аналогичного варианта Устава. Срок регистрации заканчивается в середине февраля 2006 года. Мною подготовлены замечания, юридически обоснованные предложения, и направлены во все контролирующие органы, а также в адрес полномочного представителя президента РФ по СЗФО Ильи Клебанова, в администрацию Президента, в Государственную Думу РФ. Данный проект Устава, который принят группой депутатов гордумы при поддержке областной администрации, не соответствует федеральным законам, противоречит им по существу, порядку рассмотрения и т.д. Я думаю, долго ждать ответа не придется. Не исключаем, что, если Устав будет зарегистрирован, мы обратимся в суд. Будут суды или нет – посмотрим по февралю.

 

Главное, что хотелось бы отметить: до истечения срока полномочий избранного населением мэра города Пскова его полномочия никем и никогда не могут быть изменены. Это касается любого избранного лица. И не надо быть юристом, чтобы понять это.

 

Обошел нас Михал Михалыч…

 

 - Вы уже упоминали визит Михаила Прусака. И по Новгородской области и по бюджету Новгорода ситуация совсем другая, чем у нас. Там бюджет города в два раза больше. Наше руководство свои действия оправдывает действиями федеральной власти. У Новгородской области что, другая федеральная власть, другое правительство?

 

- Я Михаила Михайловича знаю 16 лет, много раз был в гостях в Великом Новгороде. И с точки зрения его действий, как губернатора в части экономики, должен сказать – он действует правильно. Напомню, что взлет в Новгородской области был в 90-ых годах, когда к ним пошли крупные инвесторы. Потом Новгородская и Псковская области почти выровнялись – и это правда. На сегодня, к сожалению, для жителей области и Пскова, разница в экономике между нашими регионами не в нашу пользу. Действительно, бюджет Новгородской области больше 12 млрд. рублей. Действительно, бюджет Великого Новгорода почти 2 млрд. рублей. У города Пскова по контрольным цифрам на 2006 год – 1 млрд. 200 тыс. В два раза ухудшилось финансирование субъектом федерации города Пскова по сравнению с тем, как финансируется Новгород. Это неправильно абсолютно. Новгородцы этому удивляются. Никаких серьезных социальных проблем, связанных с реализацией федеральных законов, в Новгородской области нет. А у нас они пошли. Это как раз разница в принципах подходов к управлению – как реализуют федеральные законы. Я, как и Прусак, сторонник того, что все федеральные законы надо проводить качественно, не ухудшая жизнь людей, как нас и призывает Президент. К сожалению, по Псковской области получается по другому.

 

Так получилось, что Новгород соревнуется с Псковом 1103 года. В связи с активными действиями губернатора Новгородской области и в городе Новгороде ситуация улучшилась по сравнению с тем, что мы имели в 90-х годах. Начиная с 2000 года по разным причинам, в том числе, конечно, и благодаря подходам администрации города Пскова, Псков догнал Великий Новгород, а во многом перегнал его. Я очень сожалею, что сегодня у нас ситуация хуже, чем там, я сожалею, что такая большая разница по душевому бюджетному финансированию и надеюсь обратить внимание на это, как федеральных органов и так и вновь созданных общественных контролирующих органов.

 

Совет от мэра по выбору управляющей компании

 

- Много вопросов поступает от людей по реформированию системы ЖКХ. Больше всего их беспокоит выбор управляющей компании, чтобы не оказаться в числе обманутых домовладельцев. Ваш совет?

 

- 1 марта 2006 года первоначально было предельным сроком, начиная с которого должны были функционировать управляющие компании, но срок этот продлен на девять месяцев. Я рад, что СМИ стали больше писать об этой проблеме и информировать население. Мы сейчас думает о том, чтобы взять пример МП «УМР № 14», которое периодически выпускает свой информационный листок, в котором каждую квартиру информирует об изменениях в Жилищном кодексе. Надо активизировать работу по информированию населения. Конечно, реформирование любой отрасли – и такой, как ЖКХ – не должно идти быстро и радикально. Это мой принцип работы во всем. Поэтому, если не достигнуто согласие среди собственников в конкретном доме, я бы посоветовал обратиться к хорошему муниципальному предприятию по эксплуатации жилого фонда. Не ко всем, а к хорошим, к тем, которые заинтересованы быть управляющей компанией. Не все 16 муниципальных предприятий плохие. Есть достаточно хорошие, которые хотят работать в новых условиях, понимая, что доходы их не будут зависеть от бюджета города Пскова, а будут зависеть от качества выполняемых работ и услуг конкретному гражданину и конкретному дому. Моя задача заключается в том, чтобы в период реформирования системы ЖКХ не потерять стабильность в жизнедеятельности города и каждого конкретного дома.

 

- В реальности получается так, что на нашем рынке единственной управляющими компаниями какой-то период времени будут оставаться муниципальные предприятия - управления микрорайонами. Насколько сами эти предприятия готовы к такой работе, насколько сама структура управления ЖКХ соответствует новым требованиями?Предполагаются ли какие-то изменения – преобразования МП в акционерные общества?

 

- Повторю, что хорошие муниципальные предприятия по эксплуатации жилого фонда (их несколько) подготовлены и сами желают работать в новых условиях. Это связано с тем, что хотя население с 1 января платит за техническое обслуживание 70 с небольшим процентов, произошел рост платежей населения, появились дополнительные доходы. Эта тенденция будет продолжаться – возможно, с 1 января 2007 года население будет платить 100 %, то есть экономический стимул к качественной работе у предприятий появляется и энергичные грамотные руководители в муниципальных предприятиях есть. Не все МП готовы к этому, и я не исключаю, например, что их будет не 15, как сегодня, а 9-10, а остальные будут частные. Главное не ошибиться.

 

Сегодняшняя структура по ЖКХ меня не устраивает, она не в полной мере соответствует новому ЖК. Мы работаем уже 1,5 года на предмет ее изменения, вариантов рассматривалось много. Хотели принять окончательное решение по ее изменению в феврале этого года. Но с учетом того, что передвинулся срок на 1 января 2007 года, будем ее рассматривать в марте 2006 года.

 

По акционированию МП – очень интересный вопрос. Сегодня закон разрешает (не требует) до 1 января 2009 года изменять организационно-правовую форму муниципальных предприятий. У нас их сейчас 28. Завершается процесс акционирования небольших предприятий: таких, как магазин «Оптика», магазин «Юность», ведется проработка вопроса по предприятию «Свой дом» (осуществляет проектные работы). Акционирование уже идет, КУМИ этим занимается. Соответствующие предложения вносятся в гордуму.

 

Осталось 8 крупных не акционированных предприятий – в первую очередь, это теплосети и горводоканал. В этом году я не считаю необходимым и возможным их акционировать. Только потому что они МП, мы имеем право требовать от них обеспечения круглосуточной жизнедеятельности города и не имеем серьезных сбоев. Что будет к 2009 году – жизнь покажет.

 

Хочу заметить, что при акционировании речь не идет об изменении формы собственности. При решении об акционировании процедура обычно длится год и собственником по истечению года все равно остается муниципалитет. Но это уже будет не МП, а 100-процентный акционерный капитал, собственником которого является муниципалитет. Акционирование – это только изменение организационно-правовой формы, чтобы привлекать инвестиции в эту отрасль. Ведь в МП инвесторы средства вкладывать не хотят. С акционированием у инвестора появляется экнономическая заинтересованность в участии.

 

Сегодня у нас стоит вопрос об акционировании таких муниципальных предприятий, как «Снежинка» (химчистка), «Светлана» (бытовка на Стахановской), Коммерческая палата, ДЭУ, аптека № 2 и 3. По аптекам: в начале 90-х годов, когда активно все приватизировалось, нас заставляли приватизировать аптеки. Я был тогда первым заместителем мэра и мы не пошли на это, и считаю, что правильно не пошли. Население многое потеряло бы. И сегодня мы продавать их не будем, но акционирование возможно. А по бытовке, химчистке, ДЭУ и т.д. мы обязаны изменить организационно-правовую форму. Мы обязаны продать все арендуемое у нас имущество.

 

Вообще, же я стою на тех позициях, что проедать муниципальное имущество – это неправильно. Продавать надо, чтобы развиваться. И из более 1000 объектов, которые в городе есть, мы, в установленном законом порядке, реализовали пока совсем немного. И мы не собираемся реализовать эту тысячу в этом году, чтобы продержаться. Дождемся того времени, когда реализация этих объектов приносила бы деньги жителям города. Чтобы не было проедания, мы обязаны убедить, в том числе и субъект федерации, что деньги на жизнь должны быть заложены в бюджете.

 

Акционирование же УМРов наши специалисты по ЖКХ считают панацеей от всех бед, а я так не считаю. Поэтому, если нынешнее хорошее МП по эксплуатации жилого фонда станет управляющей компанией по желанию потребителей, естественно, они имеют право реорганизоваться в любую другую форму, в том числе путем акционирования. Но всех переводить в акционерные общества, особенно в тот момент, когда население не избрало их еще в качестве управляющей компании – это смешно.

 

Морозы – это нормально…

 

- Михаил Яковлевич, Псков пережил без серьезных проблем январскую волну морозов. Готовы ли к новой?

 

- Суровые морозы город выдержал. Не правда, что они аномальные – такие морозы на протяжении десятков лет бывали неоднократно. Другое дело, что за последние 15 лет мы от них все же отвыкли, но сохранившийся костяк муниципальных предприятий (в тепловых сетях, горводоканале, управлениях микрорайонам) работал по жизнеобеспечению города даже, когда было минус 45 градусов. В ночь с 1978 на 79-й год температура в центре города на термометре ТТС показывала минус 42 градуса, а на Запсковье она была минус 45 градусов. Я тогда тоже руководил одну из подотраслей ЖКХ, и мы выстояли эти морозы. Вспомните морозы 85-го года – две недели минус 36 градусов, а не восемь дней как сейчас! И тоже никаких серьезных сбоев не было. Поэтому я благодарен коллективам предприятий ЖКХ за работу в январе, отдельные работники и руководители мною поощрены. В эти выходные тоже будут круглосуточные дежурства в связи с понижением температуры, я, как мэр, эту ситуацию ежеминутно держу под контролем.

 

Подчеркну, что на 1 января 2006 года город Псков, в лице предприятий тепловых сетей, водоканала, соцсферы не имеет ни рубля задолженности ни по газу, ни по электроэнергии. Это достигнуто потому, что в прошлом году в труднейших условиях мы не только не нарастили долги, но и уменьшили их. В отдельных СМИ очень много пишется о том, что город – банкрот, это настолько не профессионально, что стыдно это слушать. На 1 января этого года задолженность города уменьшилась по сравнению с 1 января прошлого года. А имеющаяся задолженность не сравнима с той, что имеется в Великом Новгороде, Мурманске, Твери. Я ежемесячно собираю подчиненных, чтобы определить график платежей по энергоресурсам. Но зимой потребление всегда больше, чем летом, а дополнительных доходов зимой ни один муниципалитет не получает. Поэтому происходит кассовый разрыв. Необходимо убедить энергоснабжающие предприятия в том, что мы можем при некотором недофинансировании по зиме гасить долги в течение апреля-мая, но не доводя эту сумму до той, которая была в прошлом году. Тем более, что население стало платить больше и такой разницы в кассовом разрыве между летним и зимнем периодом уже не будет.

 

Будет ли жилье очередникам и бюджетникам?

 

- Два года назад были введены два муниципальных дома, что сейчас делается по обеспечению жильем очередников?

 

- Для обеспечения жильем работников бюджетной сферы, а также, учитывая, что ранее, именно город освобождал площадки по жилищное строительство инвесторам, мы в соответствии с законом получали 6 % от вводимого жилья. Но эти проценты, как я уже говорил, могут быть снижены, если требуются дорогостоящие археологические изыскания на месте застройки – в целях стимулировании инвестора. Есть современные технологии, которые недавно стали в Пскове реализовываться: например, каркасно-монолитные домостроения, иные способы. Чтобы привлечь инвестора с этими новыми технологиями, мы тоже должны его как-то льготировать. Но в среднем процентов пять от вводимых домов мы получали ежегодно. Эти средства, действительно, направлялись на очередников, на жителей из аварийных и ветхих домов и на предоставление жилья специалистам бюджетной сферы. К сожалению, в связи с некоторым уменьшением ввода жилья в 2005 года – до 60 тыс. кв. метров, хотя это тоже большая цифра, чуть меньший процент, но тоже будет направляться на эти цели. Поэтому очередь в Пскове не ликвидирована, ЖК этого сегодня и не требует, и работникам бюджетной сферы мы тоже жилье даем. В прошлом году дали несколько десяткам семей, и будем давать в этом году.

 

Я уже говорил, что возникают некоторые сложности для инвесторов по выделению земельных участков, особенно в центре Пскова, в том числе это связано с неурегулированными вопросами разделения собственности по земле. Желательно, чтобы в период урегулирования этого вопроса н

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...