Началось приуготовление к Великому посту
Настоятель храма Святителя Василия Великого (на Горке) в Пскове, священник Андрей Большанин комментирует:
«Накануне Великого поста Церковь дает православным три подготовительные недели.
К чему призывает нас Церковь в эти Недели и на что настраивает? Все определяется в жизни правильным отношением к чему – либо, и три недели перед постом настраивают нас на правильное духовное устроение. Можно поститься с пользой для себя, и можно поститься без пользы для себя. Одни постятся ради того, чтобы обуздать свои страсти, а другие, чтобы показаться перед людьми постящимися. Один будет подавать милостыню, потому что любит другого человека, терпящего нужду, а кто – то будет подавать для того, чтобы все увидели. Постимся ли мы, милостыню даем – все это хорошо и замечательно, но мы это обязаны делать. Все люди обязаны исполнять волю Божию, потому что мы все творение Божие. Мы постимся не для того, чтобы обособиться, показать свою необычность, а чтобы Бога к себе призвать, чтобы Он на нас внимание обратил, потому что мы все нуждаемся в великой милости Божией. Но как привлечь к себе Его внимание? В Священном Писании сказано, на того Господь воззрит, кто старается исполнять все Заповеди Божии, благоговеет перед Богом. Недавно в воскресном чтении Евангелия рассказывалось об исцелении слепого, который сидел у дороги, никому ненужный, и просил милостыню. Мимо шел Господь в окружении большой толпы людей, и когда слепой узнал, что идет Иисус Христос, закричал: «Сыне Давидов! Помилуй мя грешнаго!» Ему запрещали кричать, но он кричал и призывал на помощь Бога. Господь его услышал и исцелил от слепоты. Когда человек поймет, что он болен, что он слеп, что ему тяжело и плохо, он будет кричать ко Господу. Но не крик наш сам по себе, не молитва исцеляют человека, а Бог. Поэтому, когда мы постимся – это не самоцель. Святости от поста не будет, пост обуздывает страсти, а святость и исцеление дает Бог за труд. Нам друг перед другом величаться нельзя, мы все крайне немощные и больные. И если человек начинает поститься, не надо считать себя большим героем, чем другие, непостящиеся. Никакого геройства здесь нет: если болен, для врачевания твоей греховной болезни нужен пост. Причем, Богу необходимо наше человеческое произволение, наша воля, очень горячая и настойчивая. Люди стали ныне столь эгоистическими, что пока человек не покричит, не помучается, не пострадает, он пользы не получит.
Первая Неделя мытаря и фарисея, напоминаю, что Неделя в Церкви – воскресение, и 12 февраля читается на Литургии Евангельский отрывок, рассказывающий о том, как два человека зашли в храм помолиться: один был мытарь, другой фарисей. Об этом говорит Евангелист Лука в гл. XYIII. 10-14.
Мытарь - человек крайне грешный, и заведомо известно, что мытари служат Риму, захватчикам Израиля, собирая подати у своего народа в пользу Рима. Мало того, что он собирал, как правило, мытари на этом очень сильно наживались, обогащались и обижали людей, поэтому были всеми нелюбимы и ненавидимы. Был в храме на молитве и фарисей, часть иудеев считали себя особенными – фарисеями, который крайне ревностно соблюдал Закон. Фарисей пришел в храм, стал перечислять все свои добродетели и благодарить Бога, что он постится два раза в неделю, дает милостыню и прочее. Благодарить Бога за то, что Он помогает нам совершать те или иные добродетели, как говорил Феофан Затворник, греха в этом нет. Но фарисей сравнил себя с другим человеком и унизил его: «Благодарю, Господи, что я не таков, как эти люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Вот здесь и произошел грех, в котором и заключается вся суть фарисейства: переживание чувства особенности, особой нравственной высоты перед другими – «несмь яко же прочие человеци». К сожалению, некоторые люди, православные и неправославные, если несут хоть какой – то подвиг ради Бога, и даже не неся, считают себя особенными. И пощусь, и милостыню даю, и заповеди соблюдаю, или ничего этого не делаю, но я не такой как сосед, который совсем свинья. Или на исповеди говорят: грешен, как все. Значит, вы всех людей прировняли к себе? Фарисейство довольно глубоко живет в человеке. Когда человек говорит, что грешен, как и все прочие, он не видит своего личного греха, и полагает, что другие хуже и грешнее. Надо бы свой грех так увидеть, чтобы стало тошно. И как только человек начнет осознавать, насколько он мерзок, это будет знаком того, что он встал на правильный путь. Вот и отрывок Евангельский о том же. Так что постимся, соблюдаем заповеди, даем милостыню, но этим не величаемся. Кто – то не может поститься по разным причинам: болен, возможности нет и т.д., а если ты можешь поститься – благодари Бога – Слава тебе Господи, я пощусь, и Ты даешь мне на это силы, чтобы хоть наималейшую заповедь исполнять. Бога всегда надо благодарить, даже за добродетель, потому что и она совершается с помощью Бога, без Него ничего нельзя творить. И когда человек это поймет, он никого осуждать не будет. Не осудит и тех, кто не поститься, и кто блудит, и кто ворует. Как судить другого, если у самих есть дела и похуже. Поэтому, когда к посту приближаемся, все должны осознавать свои личные грехи, а не своих ближних, соседей и товарищей по работе.
Правда, всегда есть такие люди, которые в себе никакого греха не находят, их называют «слишком правильными». Они законопослушны, уголовный кодекс не нарушают, исполняют нормы приличия и впадают в некое состояние праведности. Но с такими правильными людьми обычным грешным людям жить тошно, потому что на самом деле они - мертвечина, «гробы сокрытые». И этот смрад внутренний под оболочкой праведности вырывается наружу и смердит. С таким праведным человеком очень трудно, вроде хороший человек, а внутри гниль. Она и заключается в том, что он считает себя лучше других, не таким, как прочие. Его гордыня помогает быть «праведным», как некоторые грехи помогают какие – то страсти преодолеть, но гордыня стоит всех остальных. В гордыни люди считают себя праведниками и не видят своей болезни.
И фарисей в Евангелие от Луки - человек, формально соблюдающий заповеди, посты, построил скорлупу, такой красивый гроб, и от людей туда спрятался, а внешне все красиво и пристойно. У мытаря же и снаружи, и внутри все страшно, но зато через его наружное неблагообразие видна его такая же внутренняя суть, но он знает свои грехи и не скрывает их от Господа. Люди, которые социально находятся на последней, самой низшей ступени общества: воры, убийцы, те же бомжи, намного лучше, например, милиционера, не соблюдающего закон, врача, не любящего пациента, священника, не соблюдающего заповеди и т.п., потому что наши мундиры, которые мы носим, нас обязывают. Когда преступник совершает грех, он понесет за него наказание, но он ни себя не обманывает, ни Бога, он понимает, что он вор, убийца, прелюбодей, и, другое дело, когда преступление совершает человек, стоящий на страже закона. Он вступает в куда большую пропасть, куда более становится черствым душою, куда больше становится лицемером, и ему намного труднее покаяться, исправиться, а на социальной лестнице он стоит наверху и думает, что он лучше прочих - «несмь яко же прочие человеци».
Если мы будем читать чаще Евангелие, то всякая фальшь, всякий грех будем лучше чувствовать и понимать в себе, и избегнем фарисейства».