0
  • Коротко
Культура

На дальней станции сойду

В прокат вышла лента «Пассажир» Жаумы Кольет-Серры: боевик, в котором офисный клерк ввязывается в странную криминальную передрягу в пригородной электричке. По мнению Муслима Камалова, очередной транспортный боевик с Лиамом Нисоном в роли супергероя мог бы оказаться в разы хуже.

Майкл МакКоули (Лиам Нисон) - в прошлом успешный коп, а ныне - обычный 60-летний офисный планктон. Десять лет его жизнь остается неизменной: яишенка с кофейком на утро, пригородная электричка, в которой он уже знаком почти с каждым, и контора, где изо дня в день приходится впаривать молодым семьям страховки. И только сын-раздолбай, который вот-вот должен поступить в университет, и висящее на шее кредиты заставляют Майкла подниматься по утрам и добывать деньги. В один из таких, казалось бы, обыденных дней, Майкла без особых на то причин сокращают, выдают выходное пособие и чуть ли не произносят вдогонку «fly away and be free».

Приунывший свежеуволенный Майкл садится на свою родную электричку, которая должна домчать его домой. Вскоре к нему подсаживается Джоанна (Вера Фармига) - миловидная дама средних лет в черных как смола туфлях в белую полоску. Она предлагает сомнительную авантюру-эксперимент: Майкл должен за 100 тысяч баксов (заложены для него в туалете поезда) вычислить человека по имени Принн, а главное – найти его сумку, в которой он припрятал неведомую краденую вещицу и закинуть туда GPS-трекер. С поезда сойти нельзя, рассказывать кому-то о задании – также запрещено. Майкл долго не думает и берется за странное дело, ведь денежки теперь нужны как никогда. Но он даже не подразумевает, какую цепь событий способна запустить и к каким последствиям привести эта миссия.

«Могло быть и хуже» - именно эта мысль приходит первой в голову после просмотра «Пассажира». Ведь по своей сути, этот фильм – совершенно безобиднейший боевик в древнем деревянном поджанре под названием «в поезде, по пути неважно куда, творится какая-то хрень». На фоне уже порядком поднадоевших баталий между людьми и всякими тварями, супергероями и инопланетянами, монстрами, самими супергероями, «Пассажир» - картина, которая немного возвращает нас к истокам блокбастеров, во времена, когда главным врагом человека был другой человек. Кажется, мы стали забывать, что обычный коп в майке-алкашке с одной обоймой, на босу ногу, способен остановить армию террористов. Вот именно об этом хочет напомнить испанец Жаума Кольет-Серра, являющийся просто каким-то диким фанатом Лиама Нисона. Примерно раз в два года (а то и чаще) этот неугомонный режиссер снимает с Нисоном очередной посредственный боевик класса «B», где его герой с морщинами наперевес (актеру далеко уже не 20) и в неизменном сером костюмчике должен осознать свое место в жизни, перестрелять назойливую бруклинскую мафию и вычислить среди пассажиров авиалайнера террориста. Серра смог построить вокруг ирландца Нисона прямо-таки целую франшизу: берегись, «Марвел»!

Но в этот раз, надо признать, наш Серра слегка поленился. «Пассажир» -  это практически «Воздушный маршал», а точнее, земная его версия. Фактически, здесь просто осознаны некоторые ошибки прошлой картины и проведена небольшая работа над ними. Своеобразная дополнительная шлифовка сценария и легкая огранка истории. Все запланированное напряжение фильма начинает раскачиваться только ближе к последней его трети, а до этого момента нас кадр за кадром кормят книжным неймдропингом («Алые паруса», «Гроздья гнева», «Грозовой перевал», «Граф Монте-Кристо» и «Повелитель мух»), показывают страдания американского middle-class в часы пик в Нью-Йорке и заодно неумело пытаются повторить «Телефонную будку» Шумахера.

И язык ведь не повернется сказать, что посреди всей этой криминальной канители актер-ветеран Нисон плохо себя ощущает. Скорее даже наоборот, испанец Серра приложил максимум усилий, чтобы превратить его героя в такого «Джона МакКлейна новой волны» (даже фамилии практически идентичные), и, вроде бы все получается, но в определенный момент становится ясно – что-то где-то недокрутили и упустили. Герою Нисона крайне не достает решительности, какой-то брутальности, да и попросту «осколков стекла в пятках». Вместо этого на экране - закомплексованный пенсионер, экс-мент. Человек, когда-то кинувший полицейскую бляху на стол со словами «я стар для этого дерьма», вспоминает пару приемчиков с уроков по рукопашке в академии: уже, блин, хорошо, повод порадоваться за старика. Не самый плохой день после 10 лет адской офисной рутины. Серому пиджачку придется чутка попотеть, но чего тут артачиться, ведь всем известно – бывших копов не бывает.

Чем ближе история к завершению, тем больше она скрещивается со «Скоростью» и «Сломанной стрелой» Джона Ву: вроде бы и конец уже вот, перед самым носом, но режиссер решает вбросить еще пару-тройку, откровенно говоря, необязательных сюжетных поворотов, от которых, видимо, зритель должен удивленно и с открытым ртом закатить глаза. Финальные сцены «Пассажира» и правда несколько удивляют: оператора в какой-то момент и вовсе отпускают с привязи, и он вдруг осознает, что может делать намного больше и в разы качественнее того, чем занимался до этого, а постановщиков боев будто совсем сменили. Конечно, такой фильм можно смело трактовать как некий «побег из реальности»: заветную мечту, сон серого планктона и без пяти минут пенсионера, страдающего от дефицита острых ощущений. В этом сне можно без особых усилий «надрать зад плохим парням». В остальном, «Пассажир» - затянутый непримечательный криминальный квест, где думать зрителю совсем не обязательно, а точнее сказать, и вовсе не нужно. Можете не переживать, за вас все сделают персонажи на экране: разжуют и положат в рот. Останется только сделать простой рефлекторный мышечный и мозговой акт: проглотить и забыть. И как можно скорее.

Муслим Камалов
Версия для печати
  • Сюжет
  • Киногид
Атлант расправил локоны Ад на колёсах Веномозамещение Экспеллиармус! След татуировки дракона We will rock you Капали сочинские слезы Сладость или шалость? Привези мне лунный камень Под маской жидкого


Идет загрузка...