С днем рождения, Лидия Григорьевна!
На открытых слушаниях, которые 28-29 апреля проводила в Пскове комиссия Общественной палаты по вопросам социального развития, председатель комиссии, президент Международной общественной благотворительной организации «Международный женский центр «Будущее женщины» Александра Очирова назвала ее образцом женщины-управленца. Когда после своего триумфального выступления по самым больным вопросам местного самоуправления образец сошел со сцены ГКЦ, не очень-то легко было пробиться сквозь строй желающих поблагодарить ее за выступление.
- Лидия Григорьевна, можно вас отвлечь на несколько минут? Я в связи с 4 мая…
- А что у нас 4 мая? – не сразу поняла мэр Великих Лук.
- У нас – ваш юбилей…
- Ох, ну, спрашивайте, конечно, - лишь на секунду приходит в замешательство виновница грядущего торжества.
- Уникальный вы руководитель – всегда готовы к общению с журналистами. И позицию свою предпочитаете защищать публично, и от прямого общения с горожанами не уклоняетесь. Я к тому, что обычно бывает наоборот: пока человек идет во власть – с прессой и избирателями общается постоянно, даже поднадоесть успевает. А как дошел до власти – закрылся…
- А им не нужно было приходить во власть, если собирались закрываться. Тем более - от народа. Я с 1996 года – депутат Великолукской гордумы трех созывов (пока еще единственный депутат трех созывов). В 2002 году была избрана в третий состав и два года была председателем гордумы. И у меня пока не пропало желание общаться с людьми и что-то для них делать. А людям, которые этого делать не хотят, могу лишь посоветовать – не идти во власть ни в каком качестве: ни на выборные должности, ни в качестве наемного работника. Во власти надо уметь слышать человека, понять его проблему, его боль. Нет этого умения – появляются бездушные, черствые люди, которым абсолютно наплевать на то, что происходит на их территории. Если я это в себе почувствую – до истечения срока полномочий, то просто уйду. Это мое глубокое убеждение и другого не может быть.
- Сегодня на слушаниях слышала, как депутаты Псковской гордумы про вас во время выступления говорили: «Умница, просто умница! Я ею восхищаюсь!» И руководитель комиссии Общественной палаты вами восхитилась, образцом назвала. Вас не обижает, что вами восхищаются, прежде всего, не как руководителем, а как женщиной-руководителем? Надо же, женщина, а может…
- Не обижает. Я в советские времена испытывала очень много проблем, только потому, что я - женщина. Когда шла речь о повышении по службе, всегда говорили: «Ну, она же женщина. Ее роль – это роль зама». А начальниками обычно назначали мужчин. Но, как правило, работает всегда зам, а зам-женщина – это еще и исполнительность, ответственность, аккуратность. И вот она все тянет, тянет, а хвалят начальника (смеется). И в какой-то момент мне так надоело быть «вечно вторым», при том, что впереди тебя не локомотив, а холостой вагон, который ты толкаешь и толкаешь… И я почувствовала, что готова принимать решения.
Никогда не пытаюсь завуалировать проблему, всегда называю вещи своими именами. Я уже где-то писала: я не склонна вставать на колени перед властью только потому, что она власть. Я должна уважать власть и ее решения. Если это есть, я нахожу любые компромиссы, и буду работать вместе, даже, может, в ущерб чему-то. Но я не могу предавать главные ценности населения, доверившегося мне. Во всем остальном я готова договариваться, если вижу, что имею дело с теми, кто желает изменить жизнь к лучшему, кто готов поехать куда угодно и защищать интересы людей.
- Вам лично такая позиция не слишком дорого обходится? Или последние два года дали мощную закалку?
- Да не только последние два… Я всегда была человеком общественным: выступала и говорила о существующих проблемах – так как есть. Просто там, где я работаю, там я и живу. И сегодня я отвечаю за все, о чем говорю. Если в городе нет горячей воды, если ее нет в родильном доме, больницах, то недовольство людей в первую очередь выражается в отношении меня, а уж потом – в отношении всех остальных. Люди считают: «есть власть и власть должна эту проблему решать». И куда эта власть поедет – «в область», в Москву или еще куда-то – их этот вопрос не волнует. Я вынуждена сегодня делать это. Я выбрана людьми и обязана защищать их интересы. А интересы конкретного муниципального образования, в том числе по подаче энергоносителей и прочего, заключаются в том, что я должна не только свою точку зрения иметь, но и высказывать, и защищать.
- И все-таки (опять же – не обижайтесь), но мало кто верил, в вашу самостоятельность, независимость, как руководителя, на момент вашего избрания и первых месяцев работы в должности мэра. Вам пришлось доказывать, что вы – действительно мэр или становиться им?
- Доказывать пришлось, безусловно. Был у меня один из замов, не будем уточнять кто…
- Его еще помнят.
- Да, так вот он просто докладывал в область: решения принимаю я, работаю я, и если уйду я – не будет Голубевой, она просто не сможет работать. Но люди, с которыми я работала последние 11 лет в холдинговой компании «ЗЭТО», прекрасно знали, что я способна принимать решения. Они много раз ему говорили: ты ее не сломаешь, не заставишь делать то, что выгодно тебе. Просто этот человек ошибался и дал толчок к формированию мнения обо мне, как человеке слабом и несостоявшемся.
- Переломили вы это мнение достаточно быстро.
- Я всю жизнь прожила в Великих Луках, меня очень многие люди знают – о чем тут говорить? В 26 лет стала заместителем начальника аппаратного цеха на локомотиворемонтном заводе, где работали одни мужчины, женщин было пять человек: бухгалтерия и обслуживающий персонал. Потом я была заместителем главного энергетика на аккумуляторном заводе, где проработала 16 лет, начав с должности старшего инженера. Затем перешла на должность заместителя главного инженера и заместителя директора на «ЗЭТО», потом стала председателем городской Думы. И мэром стала, пройдя уже все эти ступени: была достаточно крупным администратором, всегда решала технические вопросы. До сих пор уверена, что если человек не владеет ситуацией, в том числе технически, если ему можно рассказать все, что угодно и он в это поверит, или воспользуется слухами, дошедшими от других людей, он не вправе занимать должность. Я когда была заместителем по эксплуатации, а это очень серьезная должность, меня мужчины какой-то период времени часто провоцировали: они давали мне такие ответы, которые лежали на поверхности, и с интересом наблюдали, как я прореагирую. Но однажды одному из них я вынуждена была заметить: либо вы профессионально непригодны, либо разыгрываете меня, что равнозначно, поэтому нам придется расстаться. Больше проблем у нас не было.
Я еще раз подчеркну, что пришла в мэрию специалистом. Но с другой стороны, когда знаешь много, уже не стыдно сказать, что ты чего-то не знаешь. Вот после института было стыдно: могла замкнуться, уйти от вопроса. Конечно, и сейчас, когда озвучивается новая для меня тема, я обязательно стараюсь найти материалы, быть подготовленной, поскольку сама очень не уважаю непрофессионалов, не люблю с ним разговаривать. Люблю людей с хорошей реакцией, которые могут сразу вскочить, побежать и начать все делать. А когда человек три часа сидит и принимает решение – я с такими людьми вообще работать не могу.
- Устали?
- Нет. Я вечером устаю, а ночью начинаю думать об очередной проблеме и снова набираюсь сил. Регреtuum mobile…
Записала Елена Ширяева,
Псковское агентство информации