След татуировки дракона

В прокат вышла картина «Девушка, которая застряла в паутине» режиссера Федерико Альвареса, снятая уже по продолжению оригинальной книжной трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона, но все также рассказывающая о приключениях хладнокровной хакерши-анархистки Лисбет Саландер. Муслим Камалов проверил, что в этом «мягком ребуте» осталось от лучшей экранизации Дэвида Финчера.   

Легендарная шведская хакерша, которая ненавидит мужчин, которые ненавидят (а точнее, избивают и насилуют) женщин Лисбет Саландер (Клер Фой) совсем повзрослела, слегка покрылась морщинами и уже хорошенько протерла седло своего верного двухколесного скакуна Ducati. После незабываемых и увлекательных детективных приключений в поместье Вангеров каждая стокгольмская собака теперь знает, что Саландер по ночам вершит свое феминистское правосудие над распускающими руки бессовестными токсичными мужиками.

Но в один прекрасный морозный день шведка отвлекается от своего праведного хобби, чтобы принять предложение уволенного на днях агента АНБ Френса Болдера (Стивен Мерчант). Он просит Лисбет выкрасть из агентства созданную им программу FireFall для контроля над всеми ракетными установками мира. Болдер аргументирует свое решение благими намерениями и сильным страхом по поводу того, что компьютерная программа может попасть не в те руки. Лисбет, не особо напрягаясь, крадет программу, но вернуть ее создателю-заказчику не успевает, поскольку на ее квартиру устраивает налет ОПГ «Пауки», члены которой забирают заветный лэптоп. Саландер выживает после облавы и наведывается к старому другу-любовнику, экономическому журналисту Микаэлю Блумквисту (Сверрир Гуднасон) и просит помочь с поисками и Болдера и его смертоносной программы.

Финчер, мы всё ***** [прошляпили] – другие слова сложно подобрать, чтобы кратко, буквально в одно предложение, описать то, во что превратилось продолжение некогда лучшей (и тогда еще единственной) американской экранизации скандинавского нуарного детектива трилогии «Миллениум» Стига Ларссона. И, кажется, что этого будет вполне достаточно. Книга «Девушка, которая застряла в паутине» была написала в 2015 году уже Дэвидом Лагеркранцем и задумывалась, как продолжение детективного цикла знаменитого шведского писателя. У кинокомпании Sony Pictures, которая и выпустила финчеровскую «Девушку с татуировкой дракона» в далеком 2011 году, в перспективе также значилось продолжать экранизировать остальные части трилогии. Правда, самого Дэвида Финчера это уже мало интересовало, поскольку принципиальная позиция режиссера ни в коем случае не браться за сиквелы и тем более триквелы (после истории с «Чужим-3») перевесила даже самые заманчивые предложения со стороны продюсеров. Плюс ко всему, студийные боссы остались недовольными сборами картины. С прежними актерами студия также не сумела договориться. В частности, с Дэниэлом Крэйгом не сошлись по гонорару, который он просил повысить. В итоге было принято решение сделать, что называется, «мягкий ребут» франшизы.

Приглашенный на проект уругвайский постановщик Федерико Альварес в своей дебютной полнометражной картине «Не дыши» трехлетней давности успешно доказал, что может с легкостью работать в среде хоррора и напряженного до предела триллера. А значит, казалось бы, ему хватит проворности, чтобы сориентироваться в таком рядовом жанре, как криминальный драматический триллер. Да, именно в него переродилась «Девушка, которая застряла в паутине» спустя семь лет после фильма Финчера. Кардинальные изменения затронули не только саму историю, которая переродилась из изобретательного и в тоже время локального норвежского нуар-детектива в неубедительный и заштампованный боевик с более глобальным сюжетом, но и всех ее персонажей. «Мягко» ребутнуть скандинавскую детективную сказку не получилось.

Хакераша Лисбет Саландер в исполнении британки Клер Фой внезапно постарела аж до 30 с лишним лет (хотя в фильме говорится, что со времен первой части прошло всего-то 3 года) и превратила себя в подобие народного мстителя в маске, эдакого стокгольмского Бэтмена. И ведь у нее для этого своеобразного косплея есть все атрибуты: черный мотоцикл и неизменная темная кожаная одежда позже дополнятся такой же черной спортивной Lamborghini, схожесть с нолановским бэтмобилем которой не заметит только слепой. Благодаря какой-то странной актерской лени Клер Фой, новейшая Лисбет лишилась чувств, но зато наделена теперь навыками стрельбы и умением надрать зад в рукопашке любому мужику. В общем, теперь такая чудо-женщина и Ducati на ходу остановит, и в горящую шведскую избу войдет, и выйдет оттуда без единой царапины. Но если Саландер авторы щедро подбавили годков, то ее верного спутника Микаэля Блумквиста таким же странным образом омолодили. Из крупного харизматичного журналиста Блумквист превратился в щупленького и неуверенного Микки (только так его в фильме и величают), которого в сюжете задвинули не то что на второй, а скорее на десятый план. Теперь Саландер действует в соответствии с модным сейчас феминистским девизом «я сама», то и дело намекая Блумквисту через задания в стиле «пробей мне этого человека», чтобы тот особо не мешался под ногами.

Фильм также смело паразитирует на успешной картине Финчера (стоит только увидеть начальные титры), как и автор книги, который в свое время решил «похайповать» на оригинале Стига Ларссона. Альварес всеми силами пытается хоть как-то следовать финчеровскому стилю и настроению в кадре, передать в картине напряженную и мрачную атмосферу, а один раз вообще покадрово воспроизводит сцену из «Девушки с татуировкой дракона». Но эти жалкие попытки проваливаются в никуда, а вместе с ними летит и вся картина. Аргентинцу Альваресу не хватает финчеровского мастерства, талантливости и новаторства, а поэтому он оставляет лишь нечеткие «следы татуировки дракона» с чуть ли не пародийным налетом в отдельных моментах ленты. Его картина больше походит на слабый черновой вариант Финчера, но как отдельное произведение — это, к великому сожалению, всего лишь еще один боевик класса «B». В этом гремучем и невкусном коктейле смешались воедино вся «бондиана», похождения Джейсона Борна, нолановский Бэтмен и уже классическая «русская мафия». Вопрос лишь в том, зачем из года в год питаться таким никчемным мейнстримным напитком.

Муслим Камалов
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...