8
  • Коротко
Общество

Медиаполяна

29-30 ноября в Пскове на базе спортивно-развлекательного парка «Простория» прошёл первый международный медиафорум, объединивший на своих площадках 350 журналистов, пиарщиков и блогеров из шести стран и 24 регионов страны от Калининграда до Сахалина. Такая себе мини-репетиция Ганзы в отдельно взятой сфере медиа.

О себе любимых

Сообществу журналистов Псковской области давно не хватало возможности собраться на профессиональную  и отчасти неформальную тусовку с людьми, думающими в одну сторону. Был когда-то ежегодный «Бал прессы» с общением за бокалом чая, но и тот канул в небытие.

Мы пишем и говорим про всё на свете и очень редко или никогда про себя любимых. К тому же с коллегами случается увидеться урывками и в обстоятельствах, не располагающих к долгим беседам о судьбах СМИ. А, как верно заметили на форуме, журналисты не должны жить, как консервы в банке, постоянно в одной обстановке с одинаковыми обстоятельствами и окружением. И медиафорум – отличная возможность узнать, «как там у них».

Впервые о намерении провести в регионе медиафорум Михаил Ведерников, тогда ещё временно исполняющий обязанности губернатора, упомянул буквально через полтора месяца после назначения в Псковскую область. Губернатор слово сдержал и через год журналисты получили возможность пожаловаться друг другу на проблемы, рассказать об успехах и, чего уж там, просто отдохнуть. Думаю, нет никакого секрета в том, что самое интересное общение и знакомства случаются, как это обычно говорят, «на полях» форума, где-нибудь в районе кофе-брейков и обеда. Профессиональные секции, дискуссионные площадки и пленарные заседания – это прекрасно, но их в жизни журналистов и так с перебором, поэтому решение организаторов сделать первый день максимально неформальным и свободным оказалось замечательной идеей. 

Михаил Ведерников. Фото пресс-службы администрации Псковской области

На протяжении двух дней работы форума здесь функционировали выставочные зоны с презентациями региональных СМИ, инвестиционного потенциала региона и выставка «15 чудес Псковской области» с фотографиями местных красот от любителей и профессионалов. Простор для любителей красивых фонов в инстаграме. Осталось только придумать уникальный и короткий, как выстрел, хэштег, потому что #псковскиймеждународныймедиафорум – это всё же чересчур громоздко.

Краткий курс счастливой жизни

Формально форум открылся лишь 30 ноября, однако первые профессиональные секции прошли днём ранее. Участники распределились по трём площадкам. Первую посвятили положению печатных СМИ в бушующем океане новых медиа, вторую – созданию и работе эффективных медиахолдингов, третью – медиакоммуникациям и бизнесу.

Спикер площадки о печатной прессе профессор СПбГУ Валерий Савчук обратил внимание на парадокс: «Мы думаем, что медиа меняются, но гораздо быстрее меняется потребитель, а печатные СМИ в этой обстановке напоминают генномодифицированому, вовлечённому в соцсети человеку о том, что он – человек и что есть что-то большее, чем цифровая форма существования».

Валерий Савчук

Следуя логике Валерия Савчука, газеты, которым эксперты время от времени прогнозируют скорую смерть, не дают обществу окончательно оцифроваться и утонуть в пучине онлайна. К тому же людям важно иметь альтернативу: читать новости с экрана или шурша газетными листами. Тут как с книгами и открытками: даже молодёжь, не вылезающая из ютьюба, с трепетом относится к возможности пролистать бумажную книгу, получить бумажную открытку и записать планы на завтра в бумажном ежедневнике. Хотя, казалось бы, зачем такие сложности, всё же можно упаковать в телефон.

Модератор площадки, заместитель главного редактора газеты «Вечерний Петербург» Марина Гончаренко тут же вспомнила интересную особенность: мужчины Петербурга от юношей до пенсионеров не отказывают себе в удовольствии узнавать спортивные новости из газеты «Спорт-экспресс». «Как раньше, развернув листы, они сидят и читают в метро. Все поголовно. Потому что хотят видеть всю картину сразу с текстом и фотографиями, а не в маленькое окошко телефона. Такой вот мужской феномен относительно печатного СМИ», - отметила журналист.

Марина Гончаренко

Включаясь в дискуссию, главный редактор районной газеты «Гдовская заря» Ольга Галахова заверила столичных коллег, что, например, их газета умирать не собирается: «Вас в интернете много, а мы ещё постоим. У нас есть свой читатель - это пенсионеры, у которых, например, нет интернета».

«Мы живём на сломе эпох, пока ещё можно делать то, что делали раньше. Но пока мы воспроизводим прежнюю модель печатной журналистики, мы неудержимо теряем новые поколения читателей, - парировала Марина Гончаренко. -  Если совсем не менять печатную версию и махнуть рукой на молодое поколение, они уйдут далеко и создадут свои собственные медиа. Надо начинать работать хотя бы с 30-летними, а не только с бабушками - самым преданным нашим читателем».

По словам модератора площадки, поколение, которое любит читать газеты, уходит, а следующее читать печатные газеты не намерено, «хоть вы в лепёшку расшибитесь».

Но, по собственному признанию, не желая выступать в роли мрачного пророка, Марина Гончаренко тут же дала краткий рецепт долгой жизни печатных СМИ: «Людей не заставить подписываться на газеты, это не оправдывает себя, поэтому власть, которая хочет информировать население и продвигать свою политику, вынуждена пойти на достаточные траты и дать возможность газете распространяться бесплатно. Мы перешли в эпоху, когда бумагу никто не покупает: человек с утра до ночи с телефоном, в котором он может найти всё, что угодно. Нельзя прятать голову в песок, электронная эпоха вторгается в нашу жизнь и сохранить то, что было, не получится. В чём спасение? Мы можем выживать только за счёт суперполезной местной нформации, а также если газета становится газетой мнений и газетой аналитики, которая подробно разъясняет то, что мелькнуло вчера по телевизору».

Мастерство владения отмычкой

На этой же секции те, кто ещё не был в курсе, узнали, что задача современного журналиста свелась к грамотной формулировке вопроса-отмычки, ответ на который должен «вскрыть» человека. Вспомнились Владимир Познер и Юрий Дудь, мастерски владеющие искусством «отмыкания». Вторая заповедь: читателю больше не нужен посредник между ним и героем, собственное видение журналиста на проблему тоже, в общем, никому неинтересно.

В заключение Марина Гончаренко призналась, что рада появлению псковского медиафорума, который можно использовать как площадку для диалога с властью о сплочении медисообщества. «Медиа – это, прежде всего, журналисты, рабочие лошади процесса, а всевозможный пиар - это всё сверху. И журналистам нельзя поодиночке, нужно объединяться. Общение с коллегами необходимо, нельзя всё время вариться в собственном соку. Профессиональная тусовка, когда она сплочённая, способна вырабатывать общую позицию, тогда ей легче уходить из-под давления власти, да и власти есть с кем общаться. Желаю вам слипаться в такую вот профессиональную корпорацию», - напутствовала коллег модератор.

Затем все три секции мигрировали на дискуссионную площадку в честь современных архитекторов политического медиапространства. Здесь разговор всё больше шёл о работе СМИ в соцсетях и работе соцсетей вместо СМИ, а также о неприятностях и приятностях, подстерегающих журналистов и тех, кто таковыми себя считает.

Не обошли вниманием и якобы заблокированный Роскомнадзором телеграм. Кстати, выяснилось, что ¾ собравшихся на площадке с успехом пользуются этим сервисом и как мессенджером, и как источником новостей – спасибо массе анонимных и авторских каналов. «Один человек может запросто вести канал с многотысячной аудиторией. Ещё авторов каналов подкупает анонимность и то, что часть сообщений может быть полностью правдивой, а часть нет. Всё равно всё прочитают. К тому же иногда телеграм - единственный способ рассказать что-то большой аудитории без санкций для себя», - справедливо заметил телеграммный дока, руководитель PR-агентства «Красная площадь» Константин Долгов.

Раздача шаров

Первый день форума завершался церемонией награждения и ужином под аккомпанемент скрипки и каверов от псковской группы Drum&Jazz. Награды в виде хрустальных сфер из рук Михаила Ведерникова получили сразу три сотрудника Медиахолдинга Псковской области: руководитель радиовещания Андрей Калинин - в номинации «Открытие года» (за передачу «Семь раз отмерь»), фотокорреспондент газеты «Псковская правда» Андрей Степанов – в номинации «За верность профессии» и главный редактор «АИФ — Псков» Лариса Малкова – в номинации «За вклад в профессию».

Фото пресс-службы администрации Псковской области

Предваряя награждение Михаил Ведерников сообщил, что Псковский международный медиафорум может стать ежегодным мероприятием. «Если мы совместно с журналистским сообществом примем решение, что нам нужна такая площадка, мы его сделаем ежегодным. Она станет традиционной», - заявил губернатор.

Михаил Ведерников и Андрей Калинин. Фото пресс-службы администрации Псковской области

Михаил Ведерников также заметил, что форум стал местом, где участники могут без купюр, честно и открыто говорить о существующих вызовах, находить решение актуальных проблем. «Мы постарались сделать программу интересной. Получилась достаточно насыщенная повестка. Но это не догма. Мы готовы дорабатывать программу в соответствии с запросом. Интерес к мероприятию есть, и это видно», - подчеркнул глава региона.

Путин хороший?

День второй начинался с дискуссии о трудностях в общении между Европой и Россией и шуток члена Общественной палаты России Александра Малькевича, связавшего помехи в заграничных микрофонах с кознями «западных партнёров». Александр не так давно выбрался из застенок Госдепа, поэтому теперь к свободе слова на Западе относится скептически.

Александр Малькевич. Фото пресс-службы администрации Псковской области

Затем внимание публики на полтора часа заняли журналисты-альтернативщики из Германии, которые жаловались на засилье «фейкньюс», русофобство и путинофобство коллег. Автор книги с длинным названием «Мы - хорошие. Точка зрения человека, понимающего Путина, или Как нами манипулируют СМИ» Матиас Брёкерс получил на Родине ярлык «агент Кремля», а всё потому, что постарался, по его словам, разобраться в российско-украинском конфликте, не принимая при этом ничью сторону.

Документалист Вильгельм Домке-Шульц тоже поплатился репутацией за желание взглянуть на конфликт 2014 года «не с той стороны». «98% информации в немецких СМИ - антироссийская пропаганда, - ожидаемо заявил он. - Но этот факт одновременно вызывает интерес к подобным темам, поэтому в интернете появляется всё больше СМИ с альтернативной точкой зрения. Да, у них нет денег, да, часто это один человек, но их читают и смотрят».

Дирк Польман тему развил и добавил, что за альтернативную точку зрения в Германии, работы, может, и не лишат, но деликатно сделают всё возможное, чтобы прикрыть все доступные каналы для её распространения. «Если вы будете плыть против течения, то карьеру вы не сделаете, но карьера - это и не цель хорошего журналиста. Официальные СМИ Германии больше не показывают то, что есть на самом деле. Это теперь «государственный орган», правду надо искать в альтернативных источниках», - не открыл Америку Польман. В России вообще по-другому никогда не было.

Потом на западных коллегах потоптался главный редактор журнала «Окно в Европу», член координационного совета российских соотечественников Эстонии Андрей Заренков: «Запад должен быть благодарен России, если бы России не было, о чем бы они писали. Русофобия хорошо продаётся, на этом можно заработать, но и русофилия тоже хорошо продается, её только надо учиться продавать. Хотя у нас, когда надо хорошо сказать о России, пишут про балет, а когда плохо, то про Путина».

Андрей Заренков

Все вместе спикеры пришли к выводу о необходимости поиска площадок, альтернативных американских сервисам навроде инстаграма, твиттера, фейсбука и ютьюба. А иначе «грядёт цензура», припугнул Андрей Заренков. «Удалят и не посмотрят на ваши миллионы подписчиков», - согласился Александр Малькевич.

Затем Андрей Заренков перешёл к комплиментам в адрес Псковского медиафорума, отметив, что его значение предстоит оценить лишь по прошествии времени. «Но могу сказать, что уже вчера я увидел много образованных, талантливых молодых людей, которые имеют выход на площадки форума, в том числе благодаря губернатору Михаилу Ведерникову, надо отдать ему должное. Я был бы рад, если Псков снова вернётся в медийное пространство с новым пониманием роли моста между Россией и Европой. Желаю вам настойчивости в этом», - подвёл итог дискуссии Андрей Заренков.

«Утка» о губернаторе и борьба с постправдой

Дневная работа форума началась с того, что Михаил Ведерников изящно прорекламировал свой инстаграм, оставив на пресс-волле с картой городов-участников запись «Инсайды здесь –> m.v_007».

В выступлении на официальном открытии форума губернатор рассказал о необходимости борьбы с «главным вызовом современности – постправдой» и дал прогноз относительно трансформации СМИ.

«Журналисты всего мира сталкиваются с тем, что объективность часто проигрывает «уткам», вбросам и хайпу. В результате усложняется коммуникация между целыми государствами, возникают недоверие и недопонимание. Журналистика - это серьёзное оружие, которое влияет на политические процессы. И чем дальше в лес, тем злее волки. Истина больше не важна, - констатировал глава региона. - Воспринимается тот, кто первее и громче крикнет. Так, благодаря чьей-то неудачной шутке некоторые до сих пор верят что в полпредство в Петербург я летаю на вертолётах санавиации».

Михаил Ведерников уверен, что медиафорум будет полезен не только журналистам, но и власти, которая должна ориентироваться в современных медиатенденциях, сохраняя при этом честность и открытость в общении со СМИ. «СМИ будущего дожно быть гибкими, но в же время оставаться собой и трепетно относиться к своей редакционной политике. Наша задача -  доказать жизнеспособность правды и сформировать профессиональное сообщество, а для этого необходимо общаться друг с другом, чтобы быть сильнее», - подытожил губернатор.

Замминистра связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин был подчёркнуто прагматичен и заявил, что тотальная конкуренция за свободное время потребителя вынудит традиционные СМИ отвечать на вызовы времени, «хотят они этого или нет». К тому же выйти на рынок информации теперь способен каждый - ютьюб-канал можно создать бесплатно: «Самое важное - рассказать интересную историю, «сообщил-отметил-подчеркнул» больше ничего не стоит».

После пленарного заседания, которое стало центральным событием второго дня, участники вновь распределились по секциям, но итоги медиафорума удалось подвести ещё до обеда.

«Форум можно признать состоявшимся, первый блин не комом. Спасибо и организаторам, и ведущим, и всем, кто не побоялся приехать к нам на эту площадку. Мы проведём анкетирование, чтобы понять, что получилось, что нет, и как скорректировать работу в будущем. В конце июня 2019 года Псков примет Ганзейские дни. Это большое мероприятие соберёт представителей двух десятков стран. Было бы интересно провести медиафорум или в рамках Ганзейских дней, или до или сразу после», - предложил Михаил Ведерников.

Фото пресс-службы администрации Псковской области

Скептики могут поджать губы и долго рассуждать на тему того, что журналистика в России умерла, что независимых СМИ не существует, что вся пресса - обслуга чьих-то интересов, а заезжие эксперты сплошь ханжи и всё зря. Но медиафорум и был в том числе про то, что СМИ могут талантливо извернуться, расставить акценты и донести информацию ровно так, как считают нужным, площадок для этого хватает и официальными страницами - печатными или электронными - всё не ограничивается.

 

Ольга Машкарина
Версия для печати
  • Сюжет
  • Псковский международный медиафорум


Идет загрузка...